Изучение различных техник в работе с художественными материалами. Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Прививать навыки работы в группе.

Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным

На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. 

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. 

Урок в 5 классе на тему “Фасад избы” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Учащиеся натирают лист бумаги воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными. 

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА. 

Урок на тему “Натюрморт» или «Дара осени»” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры, задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие. Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшает мелкую моторику, гибкость рук. 

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд». 

Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку). 

 

Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора

Вид урока: комбинированный

Цели:

- овладение способом набивки по шаблону, трафарету;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие творческих способностей, изобразительных навыков

Задачи:

- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

Знать:

- способы размножения изображения;

- особенности шаблона и трафарета;

- понятие раппорт;

- сферу применения различных способов размножения изображения.

Уметь:

- изготавливать шаблоны и трафареты;

- придумывать декоративный мотив;

- использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- развивать воображение, уметь фантазировать

 

Оборудование:

Презентация по теме, примеры работы, трафарет и шаблон

Для детей: альбом, картон, ножницы, гуашь, губка, клеенка

 

План:

1.Оргмомент

2.Введение в тему.

3.Обьяснение задания.

4. Практическая работа

5. Анализ работ. Выставление оценок.

6.Убрка рабочих мест

 

Ход урока

 

1.     Приветствую ребят. Проверяем готовность рабочих мест.

2.     Введение в тему:

       «Чтобы украсить подарок его оборачивают в красивую бумагу, для этого используется специальная узорная бумага разных цветов и с разным орнаментом. Очень приятно сделать такую бумагу для обертки по своему замыслу и вкусу!

        Бумага для обертывания, как и ткань, имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать с правой и с левой стороны, вверх и вниз. Декоративные мотивы, из которых состоит такой узор, могут располагаться в нем различно, повторяясь через определенные промежутки, образую раппорт.

Раппорт – (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре,обоях и т. д. 

     Чтобы сделать такую бумагу быстро и аккуратно, модно применить способ механического повторения отдельных частей узора. Способов механического повторения рисунков много, и изобретены они очень давно.

      Ее в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество таких досок обычно соответствовало числу красок в узоре.

      Узор на ткани изготовлялся вручную, путем «набивки» молотком по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Такие старинные ткань теперь можно увидеть только в музеях.

      Теперь узоры на тканях наносятся машинами, но не которые способы механического повторения частей узора, например по трафарету или шаблону, еще применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Вы тоже можете сделать шаблоны и трафареты и придумать для них рисунок».

3.     Работа учащихся.

Предварительно лист альбома делится на 2 части, каждая из которых закрашивается разным цветом.

Изготовление шаблона:

На листе тонкого картона рисуют декоративный элемент. Вырезают рисунок точно по контуру. При составлении узора шаблон накладывают в нужном порядке и обводят. Получается точное повторение одного и того же контура.

Изготовление трафарета:

На листах тонкого картона делают прорези, точно соответствующие очертанию частей декоративного мотива.

Для получения рисунка в несколько красок последовательно накладывают трафарет на бумагу и закрашивают (примакивают губкой) краской прорези.

Через трафарет узор – отбивается, через шаблон обводится.

Краску надо брать погуще, чтобы она не затекала под трафарет.

Попробуйте сделать отпечаток, взяв сразу на губку 2 цвета.

4.     Анализ работ. Выставление оценок

5.     Уборка рабочих мест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с аутентичными материалами. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка

Данная работа представляет собой выступление на семинаре-практикуме для учителей иностранного языка. Я рассказываю о том, как мы с учениками 10 класса работали с отрывком из художественного фильма, сн...

Техника безопасности при работе с конструкционными материалами.

В школьном кабинете, так же как и на промышленном предприятии, надо соблюдать правила внутреннего распорядка и  Т.Б....

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...

Рекомендации для детей по работе с художественными материалами

В материале даны рекомендации детям по работе с художественными материалами...

Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

Шаблоны для написания различных видов письменных работ по английского языку

Данный материал будет полезен для учащихся средних и страших классов при подготовке к  контрольным работам и олимпиадам (раздел "Письмо")....

Проблемы изучения темы революции 1917 года в художественной литературе (на материале творчества С. А. Есенина)»

Тема революции в литературном наследии С. А. Есенина занимает одно из центральных мест, что обусловлено приверженностью поэта теме России-Руси на протяжении всех этапов творчества. При этом в разные г...