«Образовательные технологии: проектный метод обучения»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Тема данной работы затрагивает использование проектного метода в обучении, который в настоящее время довольно популярен, так как является сравнительно новым методом в преподавании,  способствует активному вовлечению воспитанников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Современные подходы к организации образовательного процесса в организации дополнительного образования детей»

«Образовательные технологии: проектный метод обучения»

                

 Пермякова Л.Ю.,

 педагог  дополнительного образования МБОУ ДОД ДШИ №12 ДЕОЦ «Воскресение»

 

Самара 2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Теоретические основы метода проектов
  2. Классификация проектов, этапы проектной деятельности
  3. Проект «Птичья кормушка»

4

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

9

Введение

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от педагога дополнительного образования использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из самых эффективных современных образовательных технологий является метод проектов.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

Тема данной работы является актуальной в настоящее время, так как метод проектов - сравнительно новый метод в преподавании, он способствует активному вовлечению воспитанников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Метод проектов эффективно влияет на развитие свободной творческой личности ребенка. Его необходимо применять в работе с дошкольниками, так как:

- Он способствует выработке исследовательских умений;

- Способствует развитию креативности и логического мышления;

- Является одним из методов развивающего обучения;

- Повышает качество образовательного процесса;

- Повышает компетентность педагога.
Использование метода проекта в преподавании дошкольникам помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.

  1. Теоретические основы метода проектов

С латинского слово «Проект» переводится как «Брошенный вперед» или «Выступающий вперед». Под этим понятием принимают замысел или идею, которая представлена в форме отчета, чертежа, схемы. В отчете должна отражаться сама суть замысла и возможность его реализации на практике. Выполняя проект, человек занимается проектной деятельностью. Проектная деятельность — это деятельность, являющаяся уникальной, имеющая начало и конец во времени. Она направлена на достижение цели или результата, определенного заранее, и создание определенного продукта.

В педагогической литературе изначально описывались три главной задачи проектной деятельности. Она должна ориентировать ребенка, во-первых, на получение определенных знаний во время осуществления деятельности. Во-вторых – на действительность, которая выражается в решении поставленной цели в условиях, приближенных к жизни.  В-третьих – на конечный продукт, предусматривающий использование умений и знаний из разных научных областей и достижение результата, запланированного заранее.

Изучению теоретических вопросов обучения детей проектной деятельности посвящены работы: Бориса Федоровича Ломова, Валентина Алексеевича Моляко, Виталия Владимировича Рубцова, Виктора Дмитриевича Симоненко, Николая Николаевича Нечаева и других.

Таким образом, проектная деятельность учащихся – это творческая, познавательно-учебная деятельность, которая имеет определенную цель, а также способы и методы, направленные на достижение результата, а именно – на создание проекта.

Метод проектов подразумевает взаимодействие между ребенком и педагогом, развитие умственных способностей, воображения, творчества. Этот метод также является одной из форм оценки знаний и дает ребенку возможность сформировать профессионально-значимые умения. Технология проекта направлена на личностное развитие детей, а также на развитие их самостоятельности и трудолюбия. Во время работы над проектом воспитанник может сочетать различные режимы работы, такие как: групповой режим, парный режим, коллективный режим и, конечно же, индивидуальный режим.

При реализации проектного метода происходит постепенное изменение функций и роли преподавателя. Педагог при этом подходе будет выступать как партнер, организатор и консультант познавательной активности. Воспитанники при этом закрепляют навыки работы над определенной выбранной темой, у них возрастает желание приобретать умения и знания, которых раньше не было.

Когда преподаватель работает над формирования самостоятельности у воспитанника, он должен решать несколько основных учебных задач:

  1. Учить ребенка самостоятельно приобретать знания, а также реализовывать приобретенные знания на практике.
  2. Создать определенные условия, которые могли бы обеспечить вероятность активной и творческой деятельности воспитанника в процессе его обучения

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок, который пытается добиться результата в проектной деятельности, учится мыслить самостоятельно, решать проблемы, используя знания из различных научных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и устанавливать причинно-следственные связи.

История метода проектов началась во второй половине XIX века. Он зародился в Соединенных Штатах Америки и был основан на теоретических концепциях педагогики, называемой прагматической. Данная педагогика провозглашала принцип «обучение посредством делания». Ведущей ее идеей была идея выполнения ребенком учебной деятельности по принципу «Всё из жизни, всё для жизни».

Этот метод во многом связывали с гуманистическими направлениями в образовании, которые были разработаны известным американским педагогом Джоном Дьюи и его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.
Джоном Дьюи было предложено построение обучения на активной основе, то есть большое внимание уделялось целесообразной деятельности воспитанника. Не малую роль играл личный интерес ученика к выбранной области изучения.

Дьюи говорил, что очень важным условием реализации данного метода является личная заинтересованность ученика в получаемых им знаниях. Эти знания должны пригодиться воспитаннику в жизни. Для того, чтобы это осуществить, нужно создать проблему, взятую из реальной жизни учащегося, знакомую для него и значимую. Для решения этой проблемы ребенку придется приложить некоторые усилия, использовать уже имеющиеся знания и новые, которые ему придется приобрести.    
После своего рождения из идей свободного воспитания, метод проектов стал активно распространяться и использоваться в педагогике. В настоящее время он стал неотъемлемым компонентом системы образования.

Русские педагоги обратили свое внимание на метод проектов уже в начале XX века. Интересно то, что в России идея проектного обучения возникла почти одновременно с Америкой. В 1905 году был составлен маленький коллектив, пытавшийся активно пользоваться в практике преподавания проектным методом. Руководителем группы был русский и советский педагог Станислав Теофилович Шацкий.

Излишнее увлечение проектами принесло ущерб полноценному развитию личности и привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Современные исследователи выявили следующие причины:  
1. Отсутствие должной подготовки у педагогов, занимающихся работой с проектами.  
2. Не до конца разработанная методика проектной деятельности.  
3. Избыточное применение метода в ущерб остальным методам обучения.  
4. Соотнесения проектного метода с неграмотными идеями комплексных программ.
Не смотря на жесткую критику в России, большое распространение и огромную популярность метод проектов приобрёл в ряде других стран: Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Бразилия, Германия, Италия и т.д.
«Все, что я знаю, я познаю, как я могу применить эти знания и для чего мне это надо» – так звучит основной тезис понимания метода проектной деятельности в наши дни.
Метод проектов является своеобразной педагогической технологией, включающей и совмещающей в себе исследовательские, поисковые, проблемные и творческие методы работы.

Грамотное использование метода проектов показывает высокую квалифицированность педагога и его прогрессивную методику обучения и развития воспитанников.

  1. Классификация проектов, этапы проектной деятельности

Классификация проектов может осуществляться по нескольким основаниям. Рассмотрим сначала классификацию по характеру проектируемых изменений. По этому признаку выделяются инновационные и поддерживающие проекты. По направленности своей деятельности выделяются проекты научно-технические, социальные и образовательные. По особенности финансирования: спонсорские, кредитные, инвестиционные, благотворительные и бюджетные. По масштабности проекты делят на малые, а также микро- и мегопроекты, по срокам своей реализации они бывают: Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

В образовательной системе также существуют определенные классификации проектов. Одна из таких классификаций была составлена Н.Н. Боровской. В ней выделяются такие типы проектов:

- Исследовательский;

- Творческий;

- Приключенческо-игровой;

- Практико-ориентированный;

- Информационный.

Требования, которые выдвигаются к реализации метода проектов на практике.

1. Необходимо наличие определенной творческой или исследовательской проблемы.

2. Предполагаемые результаты должны нести теоретическую или практическую значимость.

3. Проект должен быть ориентирован на парную, групповую или индивидуальную деятельность школьников.

4. При работе над проектом обязательны к использованию практические методы.

5. Содержательная часть проекта должна быть структурирована.

Педагогическая практика также предполагает соблюдение этапов проектной деятельности:

Первый этап – определение проблем исследования, а также целей и задач, которые из нее вытекают.

Второй этап – выдвижение гипотезы решения проблемы, целей и задач;

Третий этап – обсуждение исследовательских методов работы;

Четвертый этап - обсуждение вариантов оформления результатов проектной деятельности;

Пятый этап - сбор, анализ и дальнейшая систематизация полученных данных;

Шестой этап -  подведение итогов деятельности, оформление результатов;

Седьмой этап – составление выводов по проделанной работе и выдвижение новых проблем.

Замысел, планирование, поиск ресурсов, анализ и реализация целей и задач всегда предшествуют в проекте предполагаемому результату.

Помимо русского варианта реализации метода проекта, который был представлен выше, существует также европейский вариант.  Рассмотрим и его:

«Подготовка» (первый этап) – определение темы проекта, его целей;

«Планирование» (второй этап) – поиск нужных информационных источников, способов анализа и сбора информации, определение критериев оценки процесса и результата деятельности, распределение обязанностей и задач;

«Исследование» (третий этап) – сбор нужной информации, а также решение промежуточных задач с использованием основных форм работы (наблюдение, опрос, интервью);

«Выводы» (четвертый этап) – произведение анализа всей найденной информации и написание выводов;

«Отчет» (пятый этап) – выбор варианта оформления проекта, а также презентация результатов в форме устного или письменного отчета;

«Оценка проделанной работы» (шестой этап) – самостоятельная оценка и\или коллективной обсуждение результатов деятельности.

  1. Проект «Птичья кормушка»

На сегодняшний день эколого-социальная ситуация в мире заставляет педагогов дополнительного образования искать универсальные средства приучения детей к сохранению и улучшению окружающей природной среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Работая с детьми, я задумалась над тем, как можно воспитать в ребенке чувство причастности к природе, отношение к планете как дому, всему живому как самоценности? Для достижения этих результатов я решила воспользоваться методом проектов.

Тему для проекта я выбирала вместе с воспитанниками. Это происходило поздней осенью, и многих детей волновал вопрос о том, как можно помочь птицам в период надвигающейся зимней бескормилицы. Мы решили сделать несколько птичьих кормушек, чтобы потом повесить их на территории нашего детского центра.

Цель проекта «Птичья кормушка» – организовать исследовательскую деятельность для изучения жизни в холодное время года, развить творческие и познавательные способности в процессе решения намеренно смоделированной ситуации. Также целью работы является природоохранная деятельность.

Работая над проектом, дети накапливали информационную базу по проблеме, которую они изучали. Делали он это на прогулке с родителями. Особое внимание уделялось изучению птиц и их взаимодействию с окружающим миром.  Я просила воспитанников следить за птицами: за их разнообразием, поведением. Позже, на занятиях по ИЗО, мы рисовали иллюстрации к тому, что они видели на прогулке.

Помимо этого, была разработана маленькая экологическая акция под названием «Подари кормушку птице». Учащиеся разделились на группы по пять человек. Каждая группа с моей помощью и с помощью родителей должна была изготовить кормушку для птиц. Творческая часть работы заключалась в том, что вместе с детьми мы украшали кормушки, расписывали их красками. Все кормушки получились очень разными, необычными. Ребята хорошо постарались, отнеслись к работе с большой ответственностью и проявили такое усердие, какое обычно не проявляют на простых уроках рисования. Все дети радовались тому, что могут самостоятельно помочь птицам в голодный зимний период.

После окончания работы, мы собрали все готовые кормушки и повесили их на территории нашего детского образовательного центра. Дети никогда не забывают пополнять кормушки и подкармливать птичек, что говорит об их непрекращающемся интересе к подобному занятию.

Характеристика проекта «Птичья кормушка»:

- По своему типу проект – исследовательско-творческий.

- По форме проведения – дневной, то есть организован в рамках образовательного процесса и повседневной жизни воспитанника.

Проект был доведен до конца и воспринят с энтузиастом (как со стороны воспитанников, так и со стороны их родителей). В ходе проекта были достигнуты определенные образовательные результаты:

  1. У воспитанников и педагога повысился уровень экологической культуры;
  2. Дети обратили внимание на проблему бережного отношения к природе;
  3. У воспитанников развился устойчивый интерес к одним из представителей природы – к птицам;
  4. Работа повлияла на интеллектуальное развитие воспитанников;
  5. Дети, подготовившие проектную работу, развивали у себя способность к исследовательской деятельности в процессе индивидуальной и совместной с преподавателями и родителями практической деятельности.

Таким образом, если рассматривать приведенные выше результаты, можно заметить, какое колоссальное влияние на личностный рост ребенка оказывает проектная деятельность. Помимо вышеперечисленных результатов стоит отметить также то, что, при использовании этого метода у воспитанника:

  1. Расширились знания о поведении и приспособлении птиц в период зимовки;
  2. Развивалась настойчивость в поисках ответа на поставленные вопросы и задачи;
  3. Развивалось умение использовать различные методы и способы познания;
  4. Появилось стремление заботливо относиться к птицам.

Проектная деятельность расширяет знания детей об окружающем их мире, социумом. Это в первую очередь связано с выполнением творческих и исследовательских проектов.
Кроме вышеперечисленных положительных сторон проектирования, оно развивает общие познавательные, регуляторные и коммуникативные способности детей. Работа над проектом предполагает наличие оригинальной идеи, умение реализовать ее с помощью доступных методов и средств, определение этапов реализации данной идеи и т.д. Метод проектов развивает в ребенке важные социальные навыки. Он учится публично излагать свои мысли, учится быть внимательнее в другим и начинает руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько общественными нормами поведения

Список использованных источников

  1. Крылов А.С. Что такое творческий проект и как над ним работать// Учитель года. - Екатеринбург, 2002
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  4. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование,2006.-432.
  5. Титов В.Н. Выбор цели в поисковой деятельности: методы анализа и поиска решения. - М.: 1991.-190с.
  6. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании. Интернет ресурс: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/24/sovremennye-obrazovatelnye-0
  7. Проектные методы обучения. Интернет ресурс: http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10...
  8. Современные технологии обучения. Интернет ресурс: http://trufanovanv46.ucoz.ru/publ/metod_proektov/metod_proektov/3-1-0-38
  9. Проектный метод обучения. Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/581149/
  10.  Презентация на тему: Проектный метод обучения. Интернет ресурс: http://ppt4web.ru/pedagogika/proektnyjj-metod-obuchenija.html
  11. Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся. Интернет ресурс: http://zifagimadi.narod.ru/index1.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода обучения на уроках технологии

Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

«Образовательные технологии: проектный метод обучения»

Тема данной работы затрагивает использование проектного метода в обучении, который в настоящее время довольно популярен, так как является сравнительно новым методом в преподавании,  способствует ...

Технологии проектного метода обучения на уроках информатики

. Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление само...

Доклад «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Выступление на ШМО учителей технологии, музыки и ИЗО...