РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» Факультативный курс для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_fakultativ_5kl_1.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Скнаровская  основная  общеобразовательная  школа   Кантемировского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №______

от "_____" ___________2015 г.

"Согласовано"

Заместитель директора  по УВР___________

________________________

"Утверждаю"

Директор школы ___________ Шпак Н.Г.

Приказ № ____ от"_____"__________2015 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Факультативный курс для 5 класса

                                     

               Разработана

                                                                                                                  учителем  изобразительного искусства

                                                                     Косовой Е.Н.

 I квалификационной категории

                                          2015 -2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Программа составлена на основании правовых нормативных документов «Закон об образовании» 21декабря 2012год, статья 75, пункт 4.Общеразвивающие программы. Методические документы  ФГОС: 1) Концепция в ГОСОО стандарты 2-го поколения.2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009год.3) Фундаментальное ядро содержания общего образования. 2011год. Обязательный минимум стр. 9, Искусство стр. 52. Стандарты 2-го поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации 30 апреля 2015г. в реестр примерных, основных образовательных программ внесены примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 8 апреля 2015г №1. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

    Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.   Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

   Для занятий факультатива в 5 классе используется адаптированная  программа, созданная на основе программы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 1 - 8 классы, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. 2001г.                                                                                                  

      Чем содержание факультативного курса адаптационной программы будет качественно отличаться от базового курса?

 В преподавании изобразительного искусства в 5классе недостаточно времени уделено изучению народного искусства России, поэтому в факультативном курсе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всемирной историей народов, но и с новым предметом ОРКСЭ, для формирования исторической памяти, и развития общекультурных компетенций школьников.                                                                                                            

Цель факультативного курса: Становление и развитие личности школьника на национальной основе. Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.                                                                                        

Задачи курса:

— Формировать чувство национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира,;                                                                                                                                                    — развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России — общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;
— развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства;                                                                                                                  — осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и художественно культуре народов мира, для увеличения диапазона творческого выбора, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития.

 ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Факультативный курс «Основы народного и декоративно-прикладного искусства » объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Содержание курса «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» в основной школе построено по принципу углубленного изучения народного и декоративно-прикладного искусства.

Факультативный курс в 5 классе посвящен изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках  с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В соответствии с учебным планом МКОУ Скнаровской ООШ  на факультативный курс «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»  в 5 классе отводится 0,5 часов в неделю. Соответственно программа рассчитана на 17,5 часов. 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях  направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»:

* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

* осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей   многонационального российского общества;

* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

* формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированнсти  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

* в умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:

* формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

* развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

* освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах {фольклорное художественное творчество разных народов, искусство современности);

* воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

* приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных, декоративно-прикладных;

* приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика);

* развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

* осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

* развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.


Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства.
    Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» состоит из 4 разделов.
    Раздел 1. Основы художественного изображения

     Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.                                                                                                                                                      

Раздел З. Народное искусство России: работа в творческих мастерских.
    Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад как национальная традиция, общечеловеческая ценность.

Раздел 1.  Основы художественного изображения (1 час)

Раздел предполагает освоение учащимися духовных, эстетических ценностей искусства; расширение эстетических знаний о народном и профессиональном (классическом) искусстве, об их взаимодействии в системе культуры; совершенствование художественно-графических умений и навыков, необходимых для развития устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности.

 Раздел 2. Орнамент — образ эпохи. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве (4 часов)    

Источники рождения орнамента, значение орнаментальных мотивов в древности. Человек и природа. Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере древнейшей керамики.

        Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира. Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце, молнию, человека, дерево.

Раздел З. Народное искусство России:
Работа в творческих мастерских (10 часов)  

    Знакомство с художественной резьбой и художественной росписью по дереву, как традиционным видом народного искусства России. Памятники деревянного зодчества: крестьянские избы различных типов, ворота, хозяйственные постройки как свидетели художественного вкуса и творчества безвестных народных мастеров. Разные виды резьбы в убранстве крестьянской избы, бытовой утвари, предметов хозяйственного обихода. Символика резного орнамента. 

Общее представление о художественной росписи по дереву как традиционном виде народного искусства России. Многообразие локальных школ народного мастерства, занятых двумя видами росписи: графической (мезенская, пермогорская и др.) и живописной (городецкая. полхов-майданская, урало-сибирская, карельская и др.). Истоки обоих видов росписи в художественной культуре Древней Руси.

  Раздел 4. Народная эстетика, семейный лад,  как национальная традиция, общечеловеческая ценность (2 часа)    

   Представление о народной эстетике как о культурном пространстве, охватывающем многообразный круг предметов и явлений материальной и духовной жизни. Целостность народного мироощущения, возникшего в ходе взаимодействия человека с природой.

      Родовая сущность народной эстетики и семейного лада, формирующая культурную память, создающая особый миропорядок.

Заключение: Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать национальные корни. Способствует формированию у школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков, формированию его мировоззрения, нравственной позиции, развитию творчески активной личности, овладению необходимыми навыками и изучению разных школ народного мастерства,  умению выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО  И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И  МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

• Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы./ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская. . Н.А. Горяева, А.С. Питерских – М.: просвещение, 2013.

Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни че­ловека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская ; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.

Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Литература

Дополнительные пособия для учителя:

• Крестовская, Я О. Искусство Жостова / Н. О. Крестовская. - СПб. : Русский музей, 2007.

Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н. Ф. Лоренц. - М. : Эксмо, 2010.

Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительные пособия для учащихся;

• Кора, Д. Мифология: энциклопедия (детская) / Д. Кора. - М.: Росмэн, 2010.

Винник, И. Мир кукол. Истории и легенды / И.Винник. - М.:АСТ, 2010.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

* http://ru.wikipedia.org/wiki

* http://www.artsait.ru

Средства обучения

1. Печатные пособия:

Народные художественные промыслы России ; каталог-альбом

 / ассоц. «Народные художественные промыслы России»; сост. В. П. Антонов. - М.: Интербук-бизнес, 2001.

Художественные промыслы земли нижегородской: каталог-альбом / ред. Е. В. Шишкин, А. А. Аполлонов. - Н. Новгород, 2001.

Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома : альбом / Т. И Емельянова. - М.: Ин­тербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Жостово. Декоративная живопись: альбом / И. Я. Богуславская. - М.: Интербук-бизнес, 1994. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Кружева России. Вологодское кружево: альбом / М. А. Сорокина. - М. : Интербук-бизнес, 2001. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Павлопосадские шали : альбом / Н. В. Толстухина, Т. А. Полосинова. — М.: Интербук-бизнес, 2007. - (Серия «Шедевры народного искусства России»).

Искусство. Декоративно-прикладное искусство: учебный альбом из 6 листов. — М.: Спектр, 2007.

2. Информационно-коммуникационные средства.

• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

• Познавательная коллекция. Энциклопедия (СD).

3. Технические средства обучения.

Компьютер, экран проекционный, принтер , музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с  набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство

  Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения.    1.Способ параллельного плетения.    2.Способ  «скрутка»...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

В программе особое внимание уделяется изучению, традиционной культуры и искусства России. Русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает большие возможности для интеграции с всем...

Адаптационная программа факультативного курса для учащихся 5,6 классов "Основы народного и декоративно-прикладного искусства"

Программа является органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания школьников. В программе русская культура предстает как часть мировой культуры, что дает больш...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 5, 6 классы

факультативный курс по народному и декоративно-прикладному искусству для учащихся 5-6 классов...

адаптационная программа факультативного курса ОСНОВЫ НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО_ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7-8 классы

рабочая программа по основам народного и декоративно-прикладного искусства для учащихся 7-8 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по декоративно - прикладному искусству "Волшебный лоскуток"

Программа кружковой деятельности школьников “Волшебный лоскуток” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО ООО. Эта программа актуальна тем, что она...

Народное и декоративно-прикладное искусство России.

Хохлома. Павлопосадские шали. Палехская миниатюра. Гусевский хрусталь. Матрёшка. Оренбургский пуховый платок. Ростовская финифть. Вологодское кружево. Уральская резьба по камню. Тульский пряник. Тульс...