Китайская миниатюра. Рисование бамбука.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Эунманн Наталия Карловна

Урок рисования в 7 классе по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство в жизни людей" по теме "Поэзия повседневности и видения мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.kitayskaya_miniatyura.risovanie_bambuka_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 496

Московского района Санкт-Петербурга

                                              Урок  по предмету

                               «Изобразительное искусство»

    Тема: «Китайская миниатюра. Рисование бамбука »

     Класс :  7    

     Учитель – ИЗО и черчения Эунманн Наталия Карловна

                     

                                                          2014 г.

 ГБОУ школа  № 496     учитель ИЗО и черчения  Эунманн Наталия Карловна

Открытый  урок  ИЗО   7 класс

Программа: Б.М. Неменский  "Изобразительное искусство"

«Поэзия повседневности и видения мира»

 Поэзия повседневной жизни человека в истории искусства.

 Бытовые темы и их  поэтическое воплощение в изобразительном искусстве  Китая.

 Восточная миниатюра.

Тема урока:  Китайская миниатюра. Рисование бамбука.

 

Цель: познакомить с историей искусства  китайской миниатюры

   

       

Задачи: -  развить интерес к восточной миниатюре

               -  научить рисовать миниатюру «Бамбук»

               -  воспитывать чувство гармонии и художественного вкуса

 

Оборудование:

Для учащихся : альбомный лист, акварель, кисти, тряпочка (для творчества: тонированная бумага, тушь, клей, поталь золотая)

Для учителя : пошаговое  методическое наглядное пособие «Рисование бамбука», лист бумаги, кисти, акварель, тушь чёрная, клей ПВА или карандашный, тряпочка, поталь золотая, мольберт, иллюстрации бамбука, изображения китайских миниатюр.

 

Музыкальный ряд:   CD - диск  с традиционными китайскими мелодиями

План урока:

  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Вводная беседа. Краткий рассказ истории искусства китайской миниатюры. 5-10 мин.
  3. Объяснение пошагового рисования миниатюры. 5 мин.
  4. Демонстрация учителем рисования миниатюры (мастер-класс). 7 мин.
  5. Практическая работа учащихся. 15-20 мин.
  6. Выставка работ. Просмотр, обсуждение. Выставление оценок.  8 мин.            

   Ход урока:

    1.  Сообщение темы урока.

      Сегодня мы познакомимся с историей искусства  китайской живописи и освоим

      некоторые приёмы рисования китайской миниатюры на примере несложного  

      жанра живописи  растений, в частности живописи бамбука.

    2.  Вводный рассказ:  ( тихо звучит китайская мелодия - фоном)

Древнее и прекрасное искусство китайской миниатюры имеет богатую историю. Свыше 3000 лет китайские художники пытаются передать на бумаге всю глубину и красоту окружающей нас природы, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения.

На протяжении веков развивалась техника рисунка. Но при этом миниатюра всегда была призвана отражать не только красоту природы, но и внутренние переживания художника, и его философский взгляд на жизнь. Искусство владения кистью и изысканные цвета позволяют создавать произведения, наполняющие душу зрителя ощущением гармонии, мира и внутреннего покоя, пробуждающие чувства и воспоминания.

Для того, чтобы изучать китайскую миниатюру, вовсе не обязательно быть умелым художником, потому что эти произведения пишутся не столько рукой, сколько сердцем. Но при этом, разумеется, нужно понять основные принципы и технические приёмы, которыми пользуются создатели миниатюр, - без этого не удаётся выразить на бумаге ваши собственные чувства и мысли. Штрихи, которыми пишется миниатюра, несложны, гораздо важнее правильно расположить каждый из них в пространстве картины. Ясность образа зависит от того, насколько художник способен погрузиться в изображаемый предмет и понять его суть. Прежде чем написать на бумаге пейзаж, птицу, или растение, вы должны почувствовать их своим сердцем. Это – основное правило для любого китайского художника.

Миниатюра – в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Миниатюра – жанр изобразительного искусства.

Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов.

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:

  • Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
  • Живопись Цветов и птиц.
  • Горные пейзажи (Shan shui).
  • Анималистический жанр.
  • Жанр портрета.

Живопись и каллиграфия

Со времён «четырех отцов - основателей» создание художественного произведения включало в себе несколько компонентов, среди которых было не только создание самой картины, но создание каллиграфической надписи, а также резьба печати. Китайская живопись и каллиграфия развивались рука об руку. Хороший художник почти всегда являлся отличным каллиграфом. Редкий художник-каллиграф не был писателем или поэтом. Многие художники украшали картины стихами своего сочинения. Одним из первых великих культурных деятелей, известных одновременно как великий художник, каллиграф и непревзойдённый поэт был мастер Ван Вэй, живший в эпоху Тан. Кроме этого Ван Вэй, как и многие последовавшие за ним поколения художников, был известным музыкантом и теоретиком живописи и государственным чиновником.

 Вообще надо сказать, что в Китае испокон веков к живописи и каллиграфии культивируется крайне почтенное отношение. Престиж живописи был настолько велик, что многие императоры не только интересовались живописью, но и были отличными художниками, как например Сунский император Хуэй Цзун (1082 — 1135), или император династии Мин - Чжу Чжаньцзи  (1398 — 1435).

Символизм в Китайской живописи

Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэй хуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэй-хуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

В анималистических сюжетах также есть определённый символизм, журавли, тигры, лягушка, утки-мандаринки, карп, соловей. Кроме того, в Суми-е и живописи У-Син символизмом наделяется каждый мазок. Так пять мазков Живописи У-Син соответствуют пяти элементам системы У-син, а мазки живописи Суми-е соответствуют четырем благородным растениям.

Инструменты Китайской традиционной живописи

Для написания традиционных китайских картин применяют ограниченный набор средств, так называемые «Четыре Сокровища Познания » художника: китайская кисть, тушь(краска), чернильный камень для растирания туши и минеральных красок, бумага.

Печати

На протяжении веков китайские художники использовали сочетание печати, туши и каллиграфической надписи. Печати гармонично сочетаются с ними, что позволяет создавать тонко сбалансированные композиции. На печати вырезают имя художника, изречение мудреца или цитату. Печать смазывают красной тушью, а затем аккуратно прикладывают к бумаге, оставляя на ней оттиск  иероглифов. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной, выбирая место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию. Обычно печати вырезают из камня, украшают их рукоятку изящной резьбой и используют как клише.

Бамбук – это пышное, крепкое, стройное вечнозелёное растение, способное пережить любую, даже самую холодную зиму. Бамбук в Китае считается символом прочности, энергии и жизненной силы, а также скромности, благородства и доброты.                         На протяжении тысячелетий бамбук воспевали китайские художники, поэты и каллиграфы, выражавшие с его помощью свои философские взгляды, мысли и эмоции.

Когда бамбук изображают вместе с цветками сливы и сосной, композиция называется «Три друга Зимы».  А когда бамбук изображают с цветками сливы, орхидеей и хризантемой, композиция носит название «Четверо Благородных».                                                                                                    

Рисование бамбука:

Прежде чем приступить к работе, постарайтесь успокоиться, расслабьтесь и подумайте о бамбуке, его очертаниях и его качествах, о которых было сказано выше.  Беритесь за кисть только тогда, когда будете уверены в том, что уже ничто не сможет  отвлечь вас от начатой работы, которой посвящены все ваши мысли.

3.Пошаговое объяснение рисования с применением наглядного пособия:

 1.  - Возьмите кисть средней  жесткости, смочите чистой водой и наберите столько туши (или чёрной акварели), чтобы можно было нарисовать один ствол.

      - Проведите кисть вверх боковым штрихом, чтобы нарисовать первое колено ствола, оставьте небольшой пробел, повторите штрих, чтобы написать второе, а затем и третье колено.  Помните, что, когда вы пишите боковым штрихом, очень важно    

  достичь тонального разнообразия.

2.   - Прежде чем просохнут эти штрихи, возьмите жесткую кисть с тонким  кончиком и оттените изогнутые участки между отдельными члениками стволов.

3.   - Возьмите маленькую жёсткую кисть и напишите тонкими линиями ветки на переднем плане. Эти линии должны дробиться и заостряться к концу

      - После этого добавьте тонкие прутики на заднем плане.

4.   - Возьмите большую мягкую кисть и напишите прямыми штрихами листья, расположенные перед стволом, более тёмными.

      - Загрузите кисть более светлой тушью и напишите листья позади ствола.

5.   - Добавьте ещё несколько листьев на заднем плане, чтобы сбалансировать композицию.

6.   - Возьмите среднюю по размеру и жёсткости кисть и постарайтесь каллиграфически изобразить иероглиф бамбука

      - Добавьте красной тушью (или акварелью) свои инициалы или имя шрифтом,  стилизованным  под китайские иероглифы  ( имитируя  печать)  на том  месте, где  они лучше всего украсят и сбалансируют  всю композицию.

 

 Пояснения и рекомендации:

В рисовании Китайской миниатюры традиционно используется чёрная тушь, а в изображении «печати» - красная. После высыхания она прочно держится на листе, не выгорает и не растекается при случайном попадании воды. И конечно стоит попробовать рисовать тушью кто хочет творчески выполнить свою работу, приближенную к традиционному способу изображения миниатюры.  Из практических соображений  мы  вполне можем использовать вместо туши и акварельные  краски. Они обладают той же техникой исполнения, тем же живописным эффектом.

   Данная миниатюра  также традиционно исполнялась на  тонированной проклеенной рисовой бумаге с золотыми блёстками. Проявим и здесь своё творчество доступными способами: возьмём акварельную бумагу, заранее тонируем её, например заварным чаем, получим эффект старинной бумаги. После того, как мы выполним рисование миниатюры, на некоторые места нанесём произвольно тонким слоем клей  ПВА (или карандашный), затем аккуратно посыпаем блёстки  золотой потали, слегка прижимая мягкой салфеткой. В результате получим, вполне похожую на оригинальное исполнение, завершённую китайскую миниатюру.

4.  Мастер-класс   

-  А сейчас я буду демонстрировать  как выполняется миниатюра.

На заранее приготовленной тонированной бумаге, закреплённой на мольберте учитель демонстрирует рисование данной миниатюры, в конце приклеиваются блёстки золотой потали  ( применение художественного труда)

 - Прежде чем приступить к работе, постарайтесь успокоиться, расслабьтесь и подумайте о бамбуке, его очертаниях и его качествах, о которых было сказано выше.  Берём  кисть  и начинаем работу, которой посвящены все ваши мысли.

5.  Самостоятельная работа учащихся

Во время работы учащихся учитель проходит по рядам к каждому ученику. Смотрит, как рисуют дети, при необходимости подсказывает и помогает.

6.  Выставка работ. Обсуждение. Оценка

- А теперь,  давайте посмотрим на нашей мини-выставке, какие же работы у нас получились ( с помощью скотча крепим работы на классной доске).

Учащиеся высказывают свои мнения  – какие работы наиболее удачно получились, какие особенно понравились.

Критерии оценок: наиболее удачным работам  – 5, остальным – 4.

- Замечательные получились работы. Если работу оформить в рамку, то ей  можно украсить интерьер своей квартиры. А ещё подарить родственникам или друзьям.

  Спасибо всем! Урок окончен. До свидания!

Литература:

  1. Чень Ян  «Традиции и современность. Китайская миниатюра тушью и акварелью» М.:  Кристина - новый век , 2006.
  2. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания» -  М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Китайская живопись
  4. «Слово о живописи из сада с Горчичное Зерно» - М.: Наука, 1969.
  5. Самосюк К. «Го Си». — М.: Искусство, 1978.
  6. Пострелова Т. А. «Академия живописи в Китае в X — XIII вв.» — М.: Наука, 1976.
  7. Виноградова Н. А. «Китайская пейзажная живопись». — М.: Изобразительное искусство, 1972.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Мастер-класс "Китайская миниатюра"

"Китайская миниатюра" кажется удивительно лаконична и проста. На самом деле художики, выполняющие картины, достигли высочайшего уровня в работах этого направления. Правила выполнения миниатюр позволяю...

Поэтапное рисование "Китайский дракон"

Поэтапное рисование "Китайский дракон"...