Игровые технологии
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

  Власова Татьяна Валерьевна

Потенциал игровых технологий для раскрытия творческих способностей учащихся при изучении изобразительного искусства( в урочное и внеурочное время)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrovye_tehnologii.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал игровых технологий для раскрытия творческих способностей учащихся при изучении изобразительного искусства                                           ( в урочное и внеурочное время)

Содержание:

1.Введение ………………………………………………………... стр. 3-4

2.Понятие игровых технологий …………………………………. стр.5-9

3.История развития игровых технологий в отечественной и

зарубежной педагогике ……………………………………….... стр.10-15

4.Игровые методы и приемы их классификация ……………… стр.16-21

5.Методические особенности использования игровых приемов на уроках  изобразительного искусства и во внеурочное время………….. стр.22-26

6.Список литературы……………………………………………. стр.27-28

  1. Введение

       В каждую эпоху развития общества дети живут тем же, чем  живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком несколько иначе, чем взрослыми. Ребенок - "Новичок" в жизни, все для него новое и интересное. Ребенок познает мир через игру, она ему понятна и близка.

Главной задачей учителя изобразительного искусства является привитие любви и интереса к искусству, к процессу творческого созидания, следствием чего является максимальное развитие творческих способностей учащихся.

Также известно, что творческие способности могут проявиться в изобразительной деятельности наиболее ярким образом. И в игровой и в изобразительной деятельности важен не только результат, но и получение удовольствия от процесса, а результатом будет являться развитие творческих способностей. Соединив эти две деятельности в рамках школьного курса изучения изобразительного искусства, можно получить положительные изменения в развитии творческих способностей учащихся.

          Учебная деятельность должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

       В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может сослужить именно игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.

          Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.  Но любая игра, используемая в рамках образовательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства. Возможно, именно поэтому учителя используют это педагогическое средство не столь часто. Необходимо профессиональное осмысление  игры, формирование у учителей целостного представления образа игры, игровой деятельности, понимания универсальности игровых приемов, создание условий для их богатейшего потенциала.                                                                                         Актуальность:

        Использование на уроках изобразительного искусства игр и игровых приемов, способствует более качественному и успешному обучению и развитию, а так же делает процесс обучения более занимательным и интересным.

Цель: создание условий для применения игровых технологий на уроках изобразительного искусства, как эффективного средства для развития творческих способностей.

Задачи:

1. Изучить историю развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогика;

2. Проанализировать игровые методы и приемы с точки зрения возможности их использования в изобразительной деятельности;

3. Рассмотреть методику  использования игровых технологий на уроках изобразительного искусства (а так же на внеурочных мероприятиях).

4. Подбор игровых материалов к урокам ИЗО.

2. Понятие игровых технологий

«Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.»

Ф. Шиллер

Основная цель использования игровых технологий  на уроках ИЗО - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственное пространстве культуры.

Основные задачи игровых технологий  на уроках ИЗО:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организаций и оформления школьной, бытовой и производственной среды.    Изобразительная деятельность, которой ребенок  начинает овладевать, нуждается в постоянном руководстве со стороны взрослого. Но, чтобы развить у каждого ребенка творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности и приемами обучения.

Для решения данной задачи можно использовать методы развивающего обучения. Наиболее эффективным является использование игровой технологии. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у  школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Известно, что в игре человек полностью раскрывается, он не скован в выражении собственных чувств и эмоций, и может даже открыть не проявлявшиеся до этого момента способности.

Потребность в игре у детей сохраняется на все годы их обучения в школе.

            С давних лет игра использовалась как средство обучения учащихся. Однако для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде.

            Главная задача любого педагога сделать процесс обучения более доступным для учащихся. Этому способствует применение различных педагогических технологий. Они обучают умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способствуют развитию умения творчески ее перерабатывать, учат видеть проблемы и решать их.

         Процесс обучения и воспитания  школьников становиться более продуктивным, если в своей работе с детьми учитель использует разнообразные игровые методы и приемы. В игре учащийся приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, а так же способствует развитию творческих способностей. То есть игры направлены на умственное развитие школьника в целом.

     Желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

              Учащиеся - творцы настоящего и будущего. В этом заключается перспектива использования игры. В игре учащиеся делают открытия того, что давно известно взрослому. Учащиеся не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. В игру школьники включаются с увлечением, что обеспечивает максимальное эмоциональное переживание событий.

          Игровой процесс приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию.  На уроках изобразительного искусства учащиеся могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

Использование игр и игровых моментов в процессе обучения изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания учащихся к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

            Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

          В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

         Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства.

             В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

                  В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

     Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.  Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные .

  1. История развития игровых технологий в отечественной и зарубежной педагогике

            Идея об использовании технологий в учебном процессе возникла на начале XX века. Само понятие педагогической технологии было осмысленно и осознано такими учеными как Беспалько В.П., Ильина Т.А., Фрадкин Ф.П., Кларин М.В., Селевко Г.К., Щуркова Н.Е. и др., а так же общественностью настолько, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: "это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Сегодняшнее понимание педагогической технологии, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью процесса обучения.

       Анализ,  проведенный исследователями предполагает, что педагогическое явление, которое обозначается сегодня термином "педагогическая технология",  выступало предметом дискуссий и научных споров в течение многих столетий. Как утверждают ученые, ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему.

               Еще Демокрит  (460-371 до н.э.) замечал, что лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Марк Фабий Квинтиллиан (ок.35-ок.96) писал: "Учение должно быть для него (ученика) забавою…".

      В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.

      Итальянский философ - утопист Т. Кампанелла в своей книге "Город солнца", проводит мысль о ненасилии в педагогическом воздействии и иллюстрирует ее примером технологического обустройства предметно-пространственного окружения.

      Французский гуманист М. Монтень (1533-1592) замечает: "Желательно, чтобы он не только мог увлекать своим рассказом, но и слушал своего ученика". Высочайшего уровня технологического обобщения он достигает при описании "общения с другими", выделив в рекомендации следующее:

1.не выставлять себя на показ;

2.воздерживаться в расходовании знаний;

3.избегать заносчивости и др.

     Принимая тезис о том, что основу обучения должно составлять "искусное распределение времени, предметов и метода", Я.А. Коменский (1592-1670) создал педагогическую технологию, основанную на принципе поточной системы производства, которая сохраняет доминирующее положение и в современном обществе (Коменский Я.А. "Великая дидактика").

     Становление педагогической технологии в отечественной педагогике рассматривалось как сущность проводимого исследования, посвященного изменению педагогических технологий на рубеже XX-XXI веков.

      Основоположник научной педагогики в России, К.Д. Ушинский (1824-1870), в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они изучают человеческую природу, т.е. брал за основу антропологический подход к личности.  

       Педагогическая технология Л.Н.Толстого заключалась в нравственном воспитании личности, а С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил понятие педагогической технологии, выявив закономерные результаты ее воздействия, как на отдельную личность, так и на коллектив.

       Некоторые исследователи по истории происхождения и становления понятия "педагогическая технология" (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Маслова Н.П., Щуркова Н.Е. и др.), доказали, что термин "технология" впервые в отечественной педагогике был использован в 20-е годы ХVIII в.

      В 30 годы XX века в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся творческими поисками.                    Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, в связи, с чем открывался простор педагогическому творчеству учителей. Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы.

     Принципиальная новизна технологии С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи, как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру.

        Согласно классификации, предложенной Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

1. Игровые.

2. Догматические, репродуктивные.

3. Объяснительно-иллюстративные.

4. Развивающее обучение.

5. Проблемные, поисковые.

6. Программированное обучение.

7. Диалогические.

8. Творческие.

9. Саморазвивающее обучение.

10. Информационные (компьютерные).

          Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление .

           В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной -- 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности. В структуру игры как деятельности, способствующей личности входят этапы:

  • целеполагания;
  • планирования;
  • реализации цели;
  • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

        Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

        В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

           Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческом уровне.

            Занимательность условного мира игры делает положительной эмоционально- окрашенной монотонную скучную деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Актуальность игры в настоящее время продолжает повышаться.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

         В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

       Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр.         Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами.

       Предметные развивающие игры способствуют развитию интеллекта.

В развивающих играх главная особенность в том, что удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному- с очень важным принципом творческой деятельности.

              Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя .

         Таким образом, анализ различных концепций и соответствующих им педагогических технологий позволяет выявить общие положения, характерные для педагогики и школы начало XX века: активность ребенка в процессе его жизнедеятельности, связь с окружающей жизнью, и обязательный элемент всех концепций и технологий - трудовая деятельность.

           Краткий анализ истории становления педагогической технологии показывает, что каждая технология может возникнуть только благодаря тому, что создаются благоприятные предпосылки для ее роста и развития.

4. Игровые методы и приемы, их классификация

          По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

       В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

           Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

                 Педагогические игры достаточно разнообразны по:

  • дидактическому содержанию;
  • организационной структуре;
  • возрастным возможностям их использования;
  • специфике содержания.

       Дидактические: способствуют расширению кругозора, познавательной деятельности; формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитию общеучебных умений и навыков; развитию трудовых навыков.

     Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

     Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

     Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

   Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

     Учащиеся действуют по игровым правилам. Игровая обстановка меняет и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

       Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры.

           Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности

        Попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Джон Оллер выделяет следующие типы игр:

  • симуляция;
  • драматизация;
  • ролевая игра;
  • психодраматизация;
  • социодраматизация;
  • упражнения с использованием мимики.

Огромного внимания заслуживают исследования таких отечественных авторов, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, А.П. Усов. Но наиболее полная и точная классификация учебных игр дана С.Л. Рубинштейном и Д.Б. Элькониным. Они выделяют интеллектуальные и ролевые игры, обращая при этом внимание на то, что если первая категория игр является "субъективно-объективной", то ролевые игры относятся к "субъективно-субъективным".

    По виду деятельности игры делятся на:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

      Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

       Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки. Дидактическая игра -- это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире.

2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определенные подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки.

3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание,  память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н. Леонтьев считал, что "игра - свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов".

4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С. Выготского: "Игра -- пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок".

    Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

      При использовании игрового метода или обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

      Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

  1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную и творческую деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
  2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
  3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
  4. Коммуникативная функция заключается в создании рабочей атмосферы, объединящей коллектив учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений.
  5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении рисованию.
  6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.            Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
  7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

     Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач.

Надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

5. Методические особенности использования игровых приемов на уроках  изобразительного искусства и во внеурочное время.

 

           Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Подготовка и проведение игровых приемов на уроках изобразительного искусства включает в себя следующие этапы:             Первый этап - подготовка:

  • разработка сценария,
  • общее описание,
  • содержание инструктажа,
  • подготовка материального обеспечения.

Второй этап - включение игрового приема в этап урока.

  • постановка проблемы
  • условия
  • правила
  • регламент
  • распределение ролей
  • формирование групп
  • консультации

Групповая работа над заданием:

  • работа с источником
  • тренинг
  • мозговой штурм

Межгрупповая дискуссия:

  • выступления групп
  • представление результатов
  • работа экспертов

Третий этап анализ и обобщение:

  • рефлексия
  • оценка и самооценка работы
  • выводы и обобщения

            Игра всегда непредсказуема в своих результатах, предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (Как поступить? Что сделать? Как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.       Положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и развивает свои творческие способности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и изобразительного искусства. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Использование игровых форм в процессе обучения рисованию делает его более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние
  • в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями:
  • в игре все равны;
  • она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных навыков в рисовании;
  • чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения;

      Преподаватель по основам изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении.

         Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся оказывает применение игровых приемов, которые можно использовать на различных этапах урока:

  1. Цель - получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
  2. Преобладают  элементы занимательности и соревновательности.
  3. Обеспечивають широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
  4. Атрибуты должны быть красивыми, яркими.
  5. Правила - просты и понятны всем.
  6. Во время - применения приема - дисциплина и порядок.
  7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать.
  8. Учитель - активный участник. Умело регулировать ход занятия.
  9. Подведение итогов.
  10. Призы.
  11. Лучшее признание успеха - желание ее повторить.    

Целесообразность использования игровых приемов на различных этапах урока разнообразна. С помощью игровых приемов можно снять утомление, их можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплин. Игровые приемы в обучении и воспитании, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

      В выполнении заданий учащиеся используют различные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным материалом и т.д.

     На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи. Кроме индивидуальной работы  часто используется метод коллективных и групповых работ. Составление всем классом таких композиций, как "Мир бабочек", "Зоопарк", "Подводный мир" и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

   Результатом  деятельности на уроках изобразительного искусства могут служить:

  • участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок);
  • участие в районных мероприятиях (выставках), призовые места на конкурсах.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

6. Список литературы

1.Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры.-М,1986.

2.Баблий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения// Дополнительное образование.2004.№4. -с.31.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения- М.,1995

4.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.//Вопросы психологии.2000. №6.-60с.

5.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу- с игрой: Книга для учителя.-М.

6.Губанова О.В., Левина И.С. Использование игровых приемов на уроках//Начальная школа.1997.№6.

7. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. Методическое пособие.  КАРО, СПб 2008

8. . Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие.  КАРО, СПб 2011

9.Зеленина Е.Л. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства//Начальная школа.1990№10.

10.Казакова И.С. Учимся рисовать и лепить животных./И.С. Казакова-М.: Чистые пруды-М.:2006.-32с.

11.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).-М.:1992.

12.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.-М.:2007.

13.Мицкевич А.А. История происхождения и становления "технологий обучения" в отечественной и зарубежной педагогике.// Гуманитарные научные исследования.-Октябрь 2011[Электронный ресурс].URL:http://human.snauka.ru/2011/10/104.

14.Никитин Б.П. Развивающие игры.-5-е изд. доп.- М.: Знание,1994

15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.

16.Тищенко Е.В. Развивающие игры на уроках изобразительного искусства//http://news.1 september.ru

17.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика.1998.-304с.

18.Эренгросс Б.А. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста-М.: Детская литература. 1968.-с.180


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...