Животный мир в изобразительном искусстве
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Москалёва Ирина Александровна

Методическая разработка поэтапной работы над изображением животных, включает: композицию в листе, пропорции, характер изображаемого животного, техника выполнения рисунка, основные принципы анатомии, создание художественного образа

Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_v_izobrazitelnom_iskusstve.docx108.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная  школа   № 508

с  углублённым  изучением   предметов

образовательных  областей  «Искусство» и «Технология»

Московского  района  Санкт-Петербурга

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ  ПО  ПРЕДМЕТУ «ЖИВОПИСЬ»

ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

                   

                     

                      Автор:  художник-педагог  Москалёва И.А.

Санкт-Петербург

2010

                   

      ЖИВОТНЫЕ   В   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ   ИСКУССТВЕ.

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира.  Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных . Они непосредственно воздействовали на чувства человека . вызывали в его представлении  сцены охоты и победы  над животными ,это рождало в них отвагу и доблесть .

В  процессе эволюционного развития  человечество  освоило  новые формы общения  с животным миром. Религия и культовые обряды  наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические  олицетворения  единства  животного  и человека в виде фантастических , мифических животных сфинкса ,крылатого  быка, кентавра , птицы феникс.

 Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых  тысячелетием до н. э. и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др.

 В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В. Ватагин и А. Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.      

 Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами.

                                      РИСОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ С НАТУРЫ.

Идеальный способ научиться изображать животных – это делать зарисовки с натуры  . Рисовать животных не просто – ведь их нельзя заставить сидеть неподвижно. Справиться с этой  задачей можно, только если проявить усидчивость, наблюдательность и большое терпение.

Вам придётся одновременно справляться с несколькими проблемами: передача движения тела и изображение меха, перьев, волос, которые затеняют формы, скрывающиеся под ними.

Начинать лучше с набросков давно знакомых животных таких как, кошки, собаки, лошади, ежики и т.д. Если у вас есть любимый домашний питомец, то можете рисовать его..

Если вы начали рисовать животное или птицу в каком-то одном положении и вдруг оно изменилось, не огорчайтесь. Сразу отложите в сторону начатый рисунок и принимайтесь за новый. Не успели? Животное опять изменило позу? Приступайте к следующему рисунку! Наблюдая за натурой, вы заметите, что движения и позы зверей, птиц и рыб характерны и могут повторяться. По мере того как будет возникать тот или иной ракурс, вы сможете возвращаться к предыдущим рисункам и дорабатывать их. Таким образом, за один сеанс можно сделать несколько различных рисунков, которыми вы обогатите свой художественный фонд. Выполняя такие тренировочные работы, не увлекайтесь подробностями, а ведите рисунок в виде набросков и зарисовок (о них мы подробно поговорим в следующей главе). Позже можно использовать накопившиеся рисунки для создания длительной творческой работы, в которой вы постараетесь передать не только красоту линии и остроту верного выражения характера живой натуры, но и ваши чувства и эмоции к ней.

 Художник должен как бы смотреть "сквозь" животное, и "видеть" форму в покое или движении, улавливать ее. При таком состоянии художник умеет "видеть" конструкцию и строение животного по тончайшим намекам на форму, сквозь самое пушистое шерстяное покрытие. Такое "видение" животных даст вам много: животное только начинает движение, а вы уже уловили и прочувствовали его и начинаете передавать на бумаге. Сначала несколькими линиями- "ловите движение", при этом подсознательно (не зависимо от вашего желания) уже закладываются пропорции и объем. Затем продолжаете рисунок. И если животное поменяло положение, не страшно- не смотрите на него, по памяти постарайтесь дорисовать то, что отложилось у вас "перед глазами".

                                        зарисовки и наброски.

Если во время работы животное меняет позу, нужно прервать рисование этого наброска и начать новый, а к прежнему вернуться тогда, когда животное примет аналогичное положение., а это случается очень часто.

                  ФОРМУЛА РИСОВАНИЯ – ОТ  ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ .                  

                                  ГЕОМЕТРИЗАЦИЯ      ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Очень важно научиться представлять животных в виде простых геометрических фигур..

В основе тела любого животного лежат простейшие  фигуры, которыми можно обобщать сложную форму. Попытайтесь представить, из каких фигур можно составить очертания животного. Это намного облегчит вашу задачу.

Прежде чем начать рисунок, попытайтесь увидеть простейший контур вашего предмета изображения. Чтобы у вас это получилось, лучше немного прикройте глаза.

Так вы не сможете разглядеть деталей, и всё ваше внимание сконцентрируется на основной форме тела животного.

Что определяет его форму – квадрат, овал, круг  или  треугольник.

Эти фигуры станут основой рисунка.

Особое внимание обрати на соотношение размеров фигур, то есть на величину головы по отношению к туловищу.

Для начала нужно найти общий объем в листе, после- находить расположение отдельного предмета.. Найдите объем, уловите поворот- достаточно бегло наметить линией главные формы, после находите место каждой части тела, прорисовывайте детали. От общего к частному- это правило.

По своему строению тело симметрично, что весьма упрощает работу по анализу его формы. Его структуру можно передать рядом шаблонов. Если вы это осознаете, то сможете научиться рисовать животных гораздо быстрее.

                                        ТРЁХМЕРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Умение правильно обозначать тени в рисунке очень важно.

Нужно научиться делать изображение трёхмерным.

Представьте, с какой стороны от изображаемого животного находится источник света. На противоположной стороне будут тени.

Нужно найти и  обозначить  границу света и тени.

Затенив соответствующие участки, вы получите трёхмерное изображение.

Так намеченная форма станет объёмной, а животные будут выглядеть живыми.

                                                         КАРКАС.

Очень важно построить на бумаге из линий хороший каркас, на основании которого можно работать дальше.

Правильно построив основной рисунок, затем можно добавлять детали, внимательно рассматривая свой предмет изображения.

По своему строению тело симметрично, что весьма упрощает работу по анализу его формы. Его структуру можно передать рядом шаблонов. Если вы это осознаете, то сможете научиться рисовать животных гораздо быстрее.

                                                       КОМПОЗИЦИЯ.

Одно из важнейших правил композиции состоит в том, что вы не должны включать в рисунок всё, что видите перед собой.

Такой творческий подход сделает композицию изображения более интересной.

В помощь себе можно вырезать  два уголка из картона ,сложив  которые можно получить рамку нужного вам размера. Это поможет вам в поиске более интересного фокуса .Ваш рисунок будет более интересным ,если ваш объект будет чуть смещён в сторону от центра.

                                               

                                                        ПРОПОРЦИИ.

     Характерные признаки нужно искать прежде всего в пропорциях, то есть в отношении размеров меньших частей формы к большим.

Другие характерные признаки выражаются обычно в силуэте.

У животных общий план строения (скелета) аналогичен (лошадь, лев, крокодил и т. д.). Разница заключается только в пропорциях, особенностях положения в пространстве конечностей, общих комплексах массы тела и деталях.

Наиболее частая ошибка при рисовании - неправильное определение пропорций. Единственный способ не допустить ее - применить в качестве единицы измерения голову животного. Держите карандаш на вытянутой руке. Совместите конец карандаша с крайней верхней точкой головы животного. Затем передвиньте свой большой палец руки на карандаше до зрительного совмещения края пальца с подбородком животного.

У вас теперь есть единица измерения, используя которую, вы сможете подсчитать, сколько голов животного понадобится для определения его высоты. Сделайте черновой набросок головы и с помощью вашей единицы измерения отсчитайте необходимое количество голов для точного определения высоты и ширины. Не забывайте о том, что большой палец руки не должен смещаться по карандашу, а карандаш должен находиться в ладони вытянутой руки.

Не нарушайте пропорций. Рисуя, постоянно сверяйте длину, ширину и форму различных частей тела: передних и задних конечностей, головы и туловища; к примеру, ширину головы и ширину одной из передних конечностей.

Пропорции  также  сильно  зависят  от  перспективы- оптической  иллюзии ,заставляющей  предметы  казаться  меньше  или  более  узкими  по  мере  их  удаления.

                                             ПРОПОРЦИИ  И  ВОЗРАСТ.

На  пропорции  тела  влияет  ещё  один  фактор – возраст. Все молодые особи отличаются более крупной головой по сравнению с телом.

                                                     ПЕРСПЕКТИВА.

- Если  животное  находится  в движении  , например . приближается  к  вам ,или  удаляется  от

вас , то размеры  некоторых  частей  туловища   и  головы  могут  искажаться ,а  некоторые  детали  исчезать  вовсе . Это  называется  изображением  в  перспективе .

Соотношение  головы  и  туловища  -  один  из  самых  важных  моментов . С проверки  пропорций  надо  начинать  строить  изображение .

                                   ТЕХНИКА  ВЫПОЛНЕНИЯ  РИСУНКА .

Рисование нужно начинать с нескольких простых линий, изображающих животное

Выполняйте рисунок по этапам.

Начните с грубого наброска, запечатлевшего основную форму и позу.

На каждом этапе добавляйте новые детали, начиная с глаз и мордочки, а затем переходите к проработке деталей тела. При дальнейшей работе над рисунком, то усиливая, то уменьшая нажим на карандаш, изменяйте размеры линий, добавляйте новые, изменяйте тушевку некоторых частей тела животного. Мягко нажимая на карандаш в светлых областях и сильно-в темных, вы придадите своему животному трехмерный вид.

Временами пробуйте сразу несколько изобразительных материалов...

                       НЕОБХОДИМОСТЬ    ИЗУЧЕНИЯ      АНАТОМИИ.

Прежде чем нарисовать любое животное, художник-анималист изучает его анатомическое строение. Имея представление о каркасе тела, его устройстве, можно легко, грамотно и убедительно изобразить выбранную натуру в любом положении, ракурсе, внутреннем состоянии. Мастер анималистического жанра в процессе творчества преобразует знания пластической анатомии в «анатомию образа», которая у каждого художника-анималиста отличается своей индивидуальностью и неповторимостью. Поэтому пластическая  анатомия  является основой анималистического искусства, без знания которой невозможен процесс творчества. Любой рисунок, любая работа — это результат кропотливого труда, когда в поисках образа художник делает целые серии набросков, на основе которых выполняет новые зарисовки, находя нужное решение. Именно создание художественного образа, портрета животного является главной, основной задачей анималиста .

Представители того или иного вида, живущие в различных условиях, отличаются не только по характеру и нравам, но и по пластическим формам, по пропорциональным соотношениям частей тела. Поэтому, работая в анималистическом жанре, помимо определенных навыков в изобразительном искусстве художник руководствуется знаниями пластической анатомии. Ведь строение скелета и группы мышц определяют внешний вид животного, индивидуальность его форм.

Ни у одного животного нет прямого позвоночника.  Почти у всех животных передние лапы короче задних, и они соответствуют прямой линии .Чем массивнее передняя часть туловища животного, тем короче передние лапы.

1) Тело

В профиль - элементарно. Достаточно выучить контур с его особенностями для конкретного вида Так например позвоночник копытных (лошади, олени, свиньи) фиксирован и малоподвижен, опускается и приподнимается при беге единым блоком. Спина кошек, куниц, наоборот, крайне гибкая. При сидении сгибается в дугу, при галопе позвоночник работает как пружина.

2) Конечности

Лапы всех позвоночных  построены по единому типу. Передняя конечность состоит из трёх частей: плечо (от лопатки до локтя), предплечье (от локтя до запястья) и пясти с фалангами пальцев (кисть). Задняя: бедро (от таза до колена), голень (от колена до пятки/скакательного сустава) и плюсны с пальцами (стопа).

Для начинающего художника путаница в ногах - обычное дело. Не зная факта, что большинство четвероногих  пальцеходящие , все суставы ему кажутся 'вывернутыми' наоборот относительно человеческих мерок. Одни суставы начинают исчезать, другие добавляться. Скакательный сустав принимают за колено, запястный - за локоть .

Сгибание конечностей.

Ничего сложного, только не забывайте про 'складную линейку', т.е. о трёх палочках на шарнирах. Да, каждый сустав имеет свой лимит движения. Запястье лошадей сгибается 'внутрь' довольно сильно, позволяя ей амортизировать при беге. У собак при отнесённой назад передней ноге, линия от начала груди до лапы чуть изогнутая плавная кривая.

Большинство четвероногих зверей не имеет ключицу, поэтому передние лапы не могут отходить в стороны от грудной клетки, только двигаться вперёд- назад.

4) Хвост

 Хвост - это часть позвоночника!!! Является его законным гибким продолжением .

Хвост может быть посажен высоко или низко, но визуально читаться продолжением спины, а не воткнутой палкой .

Основные различия в строении человека  и животных.

Вместо человеческого таза у животных есть две подвздошные кости, соединённые с позвоночником .Позвоночник  -  основной стержень скелета и ось симметрии .У человека  он связывает голову, грудную клетку и таз. У животных он продолжается дальше, образуя хвост. Грудная клетка, в отличие от человеческой, сдавлена с боков. У животных(кроме обезьян) нет ключицы. Лопатки соединяются с грудной клеткой только мышцами.   Меньшее расстояние между лопатками находится в холке.

СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА.

Основной  задачей изображения животных в  начальной  школе  является  передача художественного образа на основе  литературного материала , например , сказок , мифов, басен .

В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В. Ватагин и А. Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных. Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами.

                                           СТИЛИЗАЦИЯ   ЖИВОТНЫХ.

Стилизация - это утрированное изображение чего-либо, с преувеличенными, обостренными чертами. То есть это, если хотите, дружеский шарж на изображаемый предмет.

Стилизовать можно все что угодно: от животных до невоодушевленных вещей, все зависит от фантазии художника.

Для    начала   необходимо  выделить  из  образа  животного   какие- то свои характерные особенности и характерные черты, может  даже  черты  характера и отображаем это все, только стилизованно, пропустив через свой внутренний мир художника. Мы оставляем все второстепенное и неважное, собираем основное и самое выразительное и делаем стилизацию. Стилизация бывает разной, различными способами художник добивается ее и различными приемами, главное, что должно присутствовать обязательно- животное должно быть узнаваемо. Как бы художник не изобразил, не стилизовал животное, зритель должен видеть и узнавать его.

Разработку декоративной, сказочной композиции, следует начать с натурных зарисовок.

Нужно научиться видеть в природе то, что не подвластно глазу спешащего человека, необходимо останавливаться , присматриваться, вглядываться и вслушиваться в звуки и образы природы.

Далее переходим к процессу стилизации, где нам поможет воображение, фантазия, способность импровизировать.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы. Постарайтесь увидеть в объекте самые характерные черты и поработайте с ними.

Яркими, живыми и даже сказочными выглядят мотивы растительного и животного мира, переведенные на язык стилизации.

Но возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы.

При выполнении стилизации учитывайте, что кот  должен остаться  котом , а рыба - рыбой.

Главное в работе - образность.

В результате предметы растительного и животного мира становятся сказочными и фантастическими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"

Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Наши друзья - животные. Анималистический жанр изобразительного искусства.

Формирование представления учащихся об анималистическом жанре, знакомство с творчеством художника – анималиста В.Г.Сутеев...

Методическая разработка урока изобразительного искусства «Анималистический жанр. Создание рисунка животного в программе Microsoft Office powerpoint» для обучающихся 5 класса

Аннотация Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах». Подноминация «Лучшие педагогические ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...