Главные вкладки

    «Мониторинг развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Баязитова Марина Николаевна

    Автор: Баязитова М.Н.,

                                педагог дополнительного

                                образования  МОУ ДОД

                                «РЦДОД»  при МОУ    

                   «Невонская СОШ№1»

                         Усть-Илимского района

                 Иркутской области                   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_bayazitovoy.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мониторинг     развития творческих способностей обучающихся в процессе изобразительной деятельности».

                                Автор: Баязитова М.Н.,

                                педагог дополнительного

                                образования  МОУ ДОД

                                «РЦДОД»  при МОУ    

                   «Невонская СОШ№1» 

                         Усть-Илимского района

                 Иркутской области                        

     Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие окружающего мира образное, яркое. Дети искренни и непосредственны.  С самого раннего возраста каждый ребёнок стремится сделать, что- либо своими руками. В начале это  незамысловатые фигуры , несложные рисунки ,  простые поделки . С каждым годом , взрослея , приобретая  новые знания, умения , навыки, постоянна развиваясь, ребёнок старается усложнить, усовершенствовать свою работу. На этапе творческого  развития ребёнка большую роль играет помощь  родителей,  учителей.  

    Занятие изобразительным искусством меняет восприятие детей, учит по-новому  видеть мир.  Правильно направить ребёнка в нужном направлении, помочь ему развить те или иные способности  -  главные задачи  педагога дополнительного образования в это время. Педагог  должен не только совершенствовать  знания, умения и навыки своих учеников, но и уметь правильно  проанализировать результат их творческой деятельности. Уметь выявить, отследить слабые стороны художественного восприятия ребёнка для того что бы в дальнейшем помочь ему преодолеть трудность в том или ином  виде деятельности, продумать такие  формы  и методы работы, которые легко, непринужденно помогут развить в ребёнке  его творческие способности.  Эти проблемы помогает  решить  педагогический мониторинг, цель которого – изучить и отследить динамику развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы.

    Педагогический мониторинг относится к числу эффективных технологий управления качеством образования,  как на уровне администрации образовательного учреждения, так и на уровне педагогов дополнительного образования и позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ  дополнительного образования детей. Таким образом, внедрение  мониторинга  в  деятельность педагога  – необходимое  условие  грамотного  подхода  к  организации образовательного процесса в детском объединении.

    Задачи педагогического мониторинга:

    1. Осуществить разработку и отбор методик и способов получения информации о качестве освоения дополнительной образовательной программы, развитии творческих способностей обучающихся объединения.
    2. Разработать качественный  рабочий инструментарий для проведения мониторинговых исследований обучающихся, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые задания, анкеты и др.).
    3. Определить степень освоения каждым ребенком дополнительной образовательной  программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся.
    4. Обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического процесса (ориентируясь на эталон), определить степень (уровень) личностного развития каждого обучающегося.
    5. Проанализировать полученные факты.
    6. Установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения.
    7. Выработать обоснованный и конкретный план корректировки  педагогической деятельности и дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников образовательного  процесса.

    Специфика деятельности объединений дополнительного образования позволяет творчески подходить к выбору форм и методов творческого развития ребёнка. Результат мониторинга помогает скорректировать  процесс  творческого развития обучающегося.

    Задача педагога при этом не прямо воздействовать на личность ребенка, стремясь "построить" её, а организовать деятельность воспитанников в преобразовании своей личности, дать возможность ребенку найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

      В течение года обучающиеся в объединении «Юный художник» выполняют ряд тестов, опросов, при помощи системы карточек.  Ответы учеников  анализируются и заносятся в таблицу. В таблице определяется уровень развития каждого ученика таких психологических процессов как зрительная память, внимание, фантазия и воображение, творческая активность, самоконтроль.. Уровни обозначены  условным значком:

               

                I уровень – подготовительный

                II уровень – начальный

                III уровень – освоение

        Проанализировав данные этой таблицы мы можем отследить  какие психические процессы вызывают у обучающихся затруднения.  Используя данные таблицы педагог  выбирает такие методы и формы работы со своими учениками, которые наиболее эффективно помогут развить те творческие способности, которые пока вызывают у обучающихся затруднения. На своих занятиях я ставлю определённые задачи:

    • ориентация на дальнейшее продвижение и успех;
    • уточнение и закрепление определенных знаний, умений, навыков;
    • диагностика причин слабых и сильных сторон  личности;
    • развитие умений и навыков в новой ситуации.

    В объединения «Юный художник» мы используем творческий подход к выбору форм педагогического контроля (выставка,  игра, Творческая работа, диалог, конкурсы, кроссворды, викторины ит.д.).

    Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, конкурсов, кроссвордов, игровых программ.

      Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение. Выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет критически оценивать не только чужие работы,  но и свои.

    На своём мастер-классе я хочу показать одну из форм педагогического  мониторинга –творческая работа в техники монотипия. С помощью этой работы у детей развивается фантазия, воображение, внимание, аккуратность. Техника монотипия это – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

    Два слова: «моно» и «типия» Монотипия (от «моно» - один и греч. «типос» - отпечаток, оттиск) – вид печатной графики.     Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание... Наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

    Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшку, точнее фартук и платок в техники монотипия. Обучающиеся в объединении знакомы с различными видами росписи матрешек (загорская, семёновская, калининская, полхов –майдановская).

       Перед вами находятся бумажные  шаблоны фартука и платка матрешки, которые вам будет необходимо расписать. Для этого необходимо сделать.

    1. На альбомный лист  в хаотичном порядке, порыве наносите краску
    2. Лист аккуратно  кладете на шаблоны краской внутрь.
    3. Продавливаете бумагу сверху руками или резиновым валиком. Плавно разворачиваете  лист.
    4. Всматриваясь в получившийся оттиск, попытайтесь увидеть какой-то образ, цветы, травку, ягоды, оживки.
    5. После росписи шаблонов аккуратно приклеиваете к фигуре матрешки.

    Такая творческая работа вызывает большой интерес у ребёнка. Работая в технике монотипия, невозможно предугадать результат. Детские работы всегда разнообразны. Здесь нет цели ограничить ребёнка  определёнными  рамками и рисовать, писать по определённым правилам,  ученик сам выбирает свой стиль и раскрывает свои индивидуальные творческие способности. Роспись матрешки таким  художественным способом позволяет развивать у обучающихся такие творческие способности и психологические виды деятельности как аккуратность, внимание, зрительную память, воображение и фантазию.

    ВЫВОД:  Различные формы мониторинговых исследований обучающихся позволяют наиболее полно обследовать каждого ребенка, выявить  динамику их развития творческих способностей, художественных умений и навыков. Причем обучение и  исследование детей проходят в интересной и увлекательной форме.

    Проанализировав  художественную деятельность обучающихся в объединениях «Радуга творчества», «Юный художник»,   мы можем увидеть, что  на начало года  

    творческая фантазия и воображение составляла 44%,

     внимание –  56%,

    зрительная память – 48% ,

    а  на конец года:

    творческая фантазия и воображение составляла 67%,

     внимание –  82%,

     зрительная память –  74% .

    Это только первые результаты моей работы  по организации системы контроля  за результатами качества обучения в объединениях, которыми я руковожу. В дальнейшем я планирую  осуществлять мониторинг теоретической и практической подготовки, предметных достижений и личностного развития обучающихся в процессе освоения реализуемых мной программ по методикам выработанным в нашем учреждении, которые необходимо адаптировать под конкретные дополнительные образовательные программы   «Радуга творчества», «Юный художник».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира. Методическое пособие

    В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов  и способами  их оформления,  что способствует формиро...

    «Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»

    на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и...

    статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».

    В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

      Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы   общего образования в ходе внедрени...

    Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

    quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

    Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

    Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...