Разработка урока изобразительного искусства с применением активных методов обучения
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_amo_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Авторы урока: Филатова Екатерина Леонидовна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5 класс, 15 человек

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Внутренний мир русской избы

Автор учебника: Н.А.Горяева, О.В.Остовская

Тип урока: комбинированный урок

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса:

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Контингент школьников подросткового возраста – это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста. Рассмотрим основные особенности и задачи развития подростка.

Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356).

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель – необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения (Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 359).

Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом

В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.

Цели урока/ занятия/ мероприятия:  

Дидактические: 1.1. Сформировать у учащихся представление о внутреннем мире русской избы

                            1.2.Повторить пройденный материал по теме «Убранство русской избы»

                            1.3.Закрепить изученный материал

Развивающие:      2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.

1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися основных понятий

2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. Организовать работу в парах.

3.3. Организовать работу в группах.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют - знания об убранстве русской избы

Приобретут - представления «красного угла», конструкции крестьянской избы, предметов домашней утвари, декорированных древними образами;

Закрепят - знания и представления о внутреннем мире русской избы

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Сегодня мы продолжаем разговор о древних корнях народного искусства, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Тема урока: «Внутренний мир русской избы». Сегодня на уроке мы познакомимся с интерьером крестьянской избы, конструкцией и декорированием. Во время практической работы каждый из вас, опираясь на знания древних образов, создаст «красный угол» избы.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»        

Приветствие        "Поздоровайтесь как…"

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.        

2 мин

Здравствуйте!

– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2.

 Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. А теперь Группа №1 поприветствуйте товарищей напротив так, как здороваются японцы, Группа №2 поприветствуйте товарищей напротив так,  как здороваются милиционеры, Группа №1 поприветствует товарищей так, как здороваются взрослые мужчины, Группа №2 поприветствуйте товарищей напротив так,  как здороваются очень хорошие друзья.

Погружение в тему        "Угадай тему"

Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока        

3 мин        

Ребята у каждой группы на столе лежат фрагменты пазлов предлагаются фрагменты пазлов, сложите из пазлов картинку. А теперь давайте проанализируем, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилась печь, у другой - люлька, у третьей- прялка. Можно догадаться, что тема урока «Внутренний мир русской избы».

Фаза 2 «Работа над темой»        

Закрепление изученного  «Верю, не верю»

Повторение изученного задания

7 минут

Давайте, повторим изученный материал на прошлом уроке. Каждой команде я буду задавать вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что,,,?», на который вы должны будете дать положительный или отрицательный ответ. Итак, вопрос для 1 Группы

- Верите ли вы, что самыми нарядными в русской избе были наличники окон и фронтон? (ответ: да)

Вопрос для 2 Группы

- Верите ли вы, что Крышу дома венчал конь-охлупень? (да)

Вопрос для 1 Группы

- Верите ли вы, что крыша дома олицетворялась с подземным миром? (нет)

Вопрос для 2 Группы

- Верите ли вы, что переезжая на другое место,  крестьянин снимал наличники окон и перевозил их? (да)

Инпут (интерективная лекция) «Облако тэгов»

15 минут

Посмотрите на слайды презентации. Перечислите названия тех элементов интерьера, которые вам знакомы.

А теперь послушайте отрывок из стихотворения «В низенькой светёлке» Л.Мея.

В низенькой светёлке, с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонёчек то совсем замрёт,

То дрожащим светом стены обольёт.

Новая светёлка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Что представляет русская изба внутри? Перечислите жизненно важные центры в крестьянском доме.

Правильные ответы учащихся записываются на доске в виде тэгов

Давайте откроем учебник на странице 30, самостоятельно прочитайте формулировки новых понятий и рассмотрите сопутствующие им рисунки.

Работа с учебником.

Анализ прочитанного материала и иллюстраций (постранично).

Ответы-объяснения: потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет.

Ответы (новые термины): «внутренняя конструкция русской избы»,  «красное резное крыльцо», «интерьер» «красный угол», «лавка»,  «полка-полавошница»,  «полати», «колыбелька», «печь», «голбец», «ткацкий стан», «половик».

Вспомните сказки, в которых вы встречали иллюстрации с интерьером изб (с последующим рассмотрением иллюстраций сказок).

Молодцы!

Проработка содержания темы  «Совет директоров»

13 минут

Ребята, мы изучили новую тему, повторили пройденный материал, сейчас, я раздам каждой команде шаблоны предметов внутреннего мира избы, вы их правильно расположите на пространстве и дополните необходимыми элементами.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»        

Разминка «Земля, воздух, огонь, вода»

2 минуты

Вы хорошо поработали! Давайте немного отдохнём. Я вам буду показывать движения, а вы повторять за мной. Вода – руки параллельно полу, воздух – руки подняты вверх, земля – присесть и дотронуться рукой до пола, огонь, руками обнять себя.

Вы повторили за мной, а теперь я называю, стихии, а вы показываете соответствующее движения.

Рефлексия «Мудрый совет»

3 минуты

Ребята, спасибо за урок, вы хорошо потрудились, но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический разбор местоимения" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Морфологический разбор местоимения" (6 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО (шаблон взят: http://www.moi-universitet.ru...

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

РАЗРАБОТКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и ...

«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»

Дистанционные курсы  «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...

"Деепричастия совершенного вида" (урок русского языка с применением активных методов обучения)

Конспект урока русского языка "Деепричастия совершенного вида" (7 класс) составлен по шаблону, используемому при описании занятий с применением АМО.Сюжетная линия: телепередача "Главная...

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...