Радость творчества
творческая работа учащихся по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Представлена творческая работа учащихся в области декоративно-прикладного искусства с использованием элементов эрьзянско-мокшанского орнамента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarit_radost_rebenku.docx12.74 КБ

Предварительный просмотр:

Радость творчества

Подарить радость ребенку не так сложно к тому же когда ученическая среда разновозрастная и отношения в детском коллективе в чем-то сродни отношениям в большой и дружной семье. Старшие ребята загорелись идеей своими руками создать игрушку лошадку-качалку в народных традициях для самых маленьких учеников, которым едва исполнилось 5 лет. Образ коня в народном искусстве – один из самых древнейших. В финоугорской мифологии он был советчиком и спасителем человека, провидцем. Значение многих символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое, а образ  коня в народном искусстве на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых. Для человека он всегда олицетворял силу, добро, солнце, красоту, благородство, а также преданность и верность. Лошадка первый помощник в крестьянском хозяйстве, добрый спутник во всех делах. Притягательность гармоничного образа рождалась в детстве с первым прикосновением детской ладошки к выразительной игрушке в образе коника.

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения. Буквально за пару занятий шаблон игрушки-лошадки был выкроен из картона. Всего 14 деталей. Точный расчет – хорошее дело, а еще добавим  умение видеть прекрасное и радоваться едва уловимым его проявлениям, сельская природа, как нельзя лучше этому способствует. Вот она великая сила творчества, зажужжали электрические лобзики, зашуршала шлифовальная бумага, немного шефской помощи знающих толк в искусстве родителей  и можно приступать к росписи,  подобной  чуду, которое рождается в твоих руках.

Примерно до середины тридцатых годов XX века народное искусство называли крестьянским, точно определяя породившую его социальную среду. С дохристианских времен орнаменты в народной игрушке, донесли до нас знаки так называемой аграрно-магической символики, которые и после принятия христианства продолжали уживаться в сознании земледельца. Живя на земле тяжелым трудом хлебопашца, он радовался солнышку, вовремя подоспевшему дождю, обильному урожаю. Всегда был рядом с тружеником сильный, красивый, добрый конь. И если и обожествлял крестьянин природу, то делал он это как поэт.

Работа над росписью начинается с приготовления нужных инструментов: красок, кистей, палитры. Краска должна быть подходящей консистенции. На первом шаге кисть необходимо обмакнуть в краску, сделать первый штрих на палитре для того, чтобы снять лишнее количество краски с кисти. На втором шаге кисть необходимо заострить. Теперь кистью можно начать писать. Важно, чтобы рука была правильно поставлена, кисть должна быть перпендикулярна рабочей поверхности. Консистенция краски должна быть однородной. На кисть краску надо набирать движением вперед-назад для того, что бы равномерно наполнить ее. Чтобы кончик кисти был заострен, надо удалять излишек краски. Мотивом для росписи было выбрано символическое изображение солнца.  Солярные знаки —, крестообразные изображения, символизирующие солнце. Также с культом солнца в финоугорской  мифологии связывают коня: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод.

Мои ученики сосредоточенно составляют выразительную орнаментальную композицию  Композиция в искусстве  это все. Слишком выверенное искусство становится механистичным и утрачивает прелесть ручного труда. В переводе с латинского языка композиция (compositio) означает составление, сочинение. Искусство композиции- одно из самых сложных, но оно и самое притягательное для творческих натур: ведь в удачно найденном композиционном решении всегда властвует гармония. У некоторых чувство гармонии заложено от природы, с рождения. Для таких людей чувство гармонии, как у некоторых музыкальный слух или же чувство цвета. Но в любом случае нужно знать законы и традиции композиции Художники  прикладники должны уметь вписывать орнамент в узкие и широкие прямоугольные поверхности, в круг и в квадрат, класть роспись на объем и плоскость.  Надо всегда помнить, что роспись   жанр прикладного искусства: оно не существует самостоятельно, а всегда прикладывается к декорируемой поверхности. Законы композиции одинаково распространяются на все виды и жанры искусства. Вот они: целостность пропорциональность, сбалансированность, соразмерность, соподчинение. Уже по их названиям мы увидим, что многое должно составлять единое, а это всегда не просто. Рассмотрим их более подробно и применительно к народному прикладному искусству, которому еще присущ и ритм. Целостность - главный, общий закон искусства. Он характеризует всю работу в целом. В то время как форма предмета, подобранные масштаб рисунка, его цветовое и графическое решение максимально соответствует друг другу, помогают выращивать замысел, когда ничего ни добавить, ни убавить в работе не хочется. Опытные мастера часто пеняют новичкам на то, что они "перекрасивили" работу. Это понятие существует не зря. Те, кто еще только учится, часто спешат вложить в одну работу все приобретенное. А ведь искусство всегда избирательно и боится перегруженности. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества. Эти традиции складывались веками и шлифовались многими поколениями людей.

За делом и время летит незаметно, с шутками, да  прибаутками. Вот и загорелся конь – огонь  теплыми цветами. Золотистая древесина весело искрится в лучах солнца, оттеняя  орнамент. Осталась самая малость: покрыть игрушку лаком, и пожалуйста, катайся на здоровье!

Монь ули налхксеманезе         У меня есть игрушка

Емла алашанезе,        Маленькая лошадка,

Мархтон эряй сон куднясон        Живет со мною в домике

Налхкси мархтон эрь шиня.        Играем вместе каждый день.

Киньге аяш тяфтама        Ни у кого нет такого

Якстерь кудонь ракшаня ,        Красивого домашнего животного,

Викшста арни паксява        Быстро скачет по полям,

Пта тундань варманя.        Словно весенний ветерок

Автор статьи: учитель ИЗО МБОУ СОШ №7 Рузаевского МР Масленникова Л. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Радость творчества"

Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги....

«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, цельного  физического воспитан...

Радость творчества (методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся на занятиях в изостудии)

Коллективная  художественная  деятельность детей в  школе,  на  занятиях  в  изостудии,  в  разных  кружках,  в  летних  лагерях...

Радость творчества

Обобщение опыта работы по вязанию крючком....

Рабчая программа "Радость творчества"

       Данная  образовательная  программа   направлена   на  художественно –эстетическое  воспитание.  Для  эстетического ...

Дарите детям радость творчества

Консультация для воспитателей...

«Забота о здоровье ребенка – радость творчества»

Учитель физической культуры- профессия особенная .Кажущая обывателю простота: " Подумаешь очки, секунды, голы, побегали , попрыгали, подышали"- таит в себе огромную  кладовую огромных знаний...