Рабочая программа "Радость творчества"
рабочая программа (7 класс) по теме

Дедяева Галина Александровна

Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_radost_tvorchestva.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

 

на 2012-2013 учебный год

Дедяева Г.А

Пояснительная записка

Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия.

       Шацкий С.Т.

      Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

     Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.

     Учащиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Так как во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:

- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;

- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;

- Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;

- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;

- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

     Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с отклонениями в развитии. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде.

     Цель программы:   создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

  1. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;
  2. формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  3. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  4. обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

Структура программы.

     Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного труда, как конструирование из бумаги.

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками:

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

 Принципы, лежащие в основе программы:

      Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа "Радость творчества"  адресована детям группы   №4    (7 класс). Содержание курса реализуется на воспитательских мероприятиях, которые планируются из расчета одно мероприятие в неделю.

Формы и методы.       В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия. В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  2. наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  3. практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  2. репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  4. исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  1. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
  2. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
  3. групповой – организация работы в группах.
  4. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 и другие.

 Формы работы:

  1. индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
  1. групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  2. коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Содержание программы:

В программе «Радость творчества», выделены 2  раздела. Программа рассчитана на 1 год обучения 35 часов.    

Примерный тематический план

Раздел

Название темы

Количество часов

всего

теории

практики

Торцевание

Вводное занятие.

1

1

Торцевание на пластилине: «  Цветы».

2

1

1

Торцевание на пластилине: «Букет ко Дню учителя».        

2

2

Мозаика в технике торцевания: «Сказочный герой».  

5

1

4

КТД: «Новогодняя сказка».

5

1

4

Квиллинг

Вводное занятие.

1

1

Вырезание полосок для квиллинга.

1

1

 Ознакомление с основными формами «капля», «долька», «треугольник», «завиток»

1

1

«Конструирование из основных форм «Цветок»

1

1

Изготовление открытки

1

1

«Конструирование животных в технике Квиллинг»

2

1

1

«Коллективная работа «Зоопарк»

1

1

Оформление фото рамки.

6

1

5

Цикл творческих работ.

6

1

5

Итого:

35

8

27

Содержание деятельности

   Вводное занятие.

Торцевание. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы. Инструменты для работы.

        Торцевание на пластилине: «  Цветы»

Дети осваивают навыки торцевания на пластилине. Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать творческие способности, эстетический вкус.        Работа выполняется индивидуально.

        Торцевание на пластилине: «Букет ко Дню учителя».

Развивать ответственность , сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой.        

Делают заготовки. Затем собирают работу. Решают, кому будет подарен букет.

       Мозаика в технике торцевания: «Сказочный герой».  

Работа выполняется индивидуально. Дети самостоятельно выбирают сюжет будущей работы.

Помочь в заготовке эскиза.

       КТД: «Новогодняя сказка».

Коллективные работы с использованием техники торцевания.

Помочь детям в разработке задуманной работы, сделать эскиз. Развивать творческие способности детей. Учить работать коллективно, обсуждать задуманное.        

       Вводное занятие.

Понятие «Квиллинг», основная техника, формы, используемые материалы.

 Инструменты для работы (линейки, карандаши, клей, ножницы, зубочистки, бумага).

Наглядные пособия. Образцы работ в данной технике.

        Вырезание полосок для квиллинга.

Познакомить детей с  основными  правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.        

 Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

       Ознакомление с основными формами «капля», «долька», «треугольник», «завиток»

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм. Познакомить  с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы.

       «Конструирование из основных форм «Цветок»

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов.

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.

Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают  цветовую гамму. Изготавливают  листочки с продольными жилками.

       Изготовление открытки

Познакомить детей  с примерами оформления, с  технологией изготовления открыток.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.

       «Конструирование животных в технике Квиллинг»

Контролировать выполнение базовых форм для изготовления игрушек. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.        

Изготовление базовых форм. Сбор игрушки.

       «Коллективная работа «Зоопарк»

Продолжать учить детей создавать композиции. Закреплять умения работать в коллективе.

воспитывать интерес к конструированию из бумаги.        

Оформляют заготовки в единую композицию.

       Оформление фото рамки.

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.  Воспитывать интерес к конструированию из бумаги        

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз .Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

       Цикл творческих работ.

   Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы        

 Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой  работы.

Оборудование и материалы: бумага офисная цветная марки «Color»,  бумага офисная белая, бумага цветная, бумага для квиллинга,  гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, клей ПВА, клей-карандаш, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, ножницы, линейка, карандаши, зубочистки,  стержень от шариковой авторучки, пинцет.

Ожидаемые результаты.

К концу года воспитанники должны:

– научиться различным приемам работы с бумагой,   знать основные геометрические понятия и базовые формы, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и торцевания;

– научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы

Литература

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  2.  А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
  3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. – 1994. - №1 – с.11
  4. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М., Педагогика, 1989.
  5. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  6. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  7. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)

Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...

Рабочие листы "Творчество А.С. Пушкина. Поэзия" для 9 класса

Рабочие листы "Творчество А.С. Пушкина. Поэзия" для 9 класса...