Урок ИЗО 6 кл Линия и её выразительные возможности
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Гулевич Лариса Михайловна

Урок 6 кл Линия и её выразительные возможности. Презентация. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» Анри Матисс

Слайд 2

Линия и её выразительные возможности Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М. Неменского Разработала: Гулевич Л.М.

Слайд 3

Линии по начертанию Длинные , короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д .

Слайд 4

Композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

Слайд 5

Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности.

Слайд 6

Линии бывают с различным начертательным характером.

Слайд 7

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Слайд 8

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс

Слайд 9

«Голубь мира» П.Пикассо

Слайд 10

Портрет балерины Т.Карсавиной В.Серов

Слайд 11

«Танец» П.Пикассо.

Слайд 12

Задание Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Линия и её выразительные возможности.

Дидактическая цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Задачи урока:

Личностные: 

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий      потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

         Метапредметные: 

-развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

 -совершенствовать  умения обучающихся анализировать, сравнивать,   обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;

-формировать  коммуникативные компетенции.

Предметные: 

-сформировать  понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

         -развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Характеристика видов деятельности учащихся

В ходе урока обучающиеся получат возможность:

  • рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников;
  • выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в  рисунке;
  • приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника;
  • овладевать навыками ритмического линейного изображения движения(динамики) и статики(спокойствия)

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Линия и её выразительные возможности», стихотворение Всеволода Рождественского «Рисунок Пикассо», альбом, простой карандаш, фломастеры.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

(Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

  1. Постановка учебной задачи

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о линии. Тема  урока так и называется - «Линия и её выразительные возможности».

Слайд 2

- Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством? (Для графики)

- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

- Какие виды рисунка вы знаете? (Набросок, зарисовка, эскиз)

- С чего начинается рисунок? (С линии)

  1. «Открытие» обучающимися нового знания

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке.

- Какие линии вы знаете? Какими  могут быть линии по начертанию? 

Слайд 3

(длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и т.д.).

Известный художник – график В.А.Фаворский говорил: «Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе как остановившуюся и как движущуюся…».

-Как вы понимаете слова художника? (Художник относится к линии как к живой – она может двигаться, а может и остановиться).

(Формируемые умения: умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления).

Слайд 4

- Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия.

Слайд 5

- Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием.

- А какими ещё чертами мы можем наделить линию, свойственными и для человека?

- У линии может быть характер?

Слайд 6

- А какой  характер может быть у линии? Давайте наделим линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумаем лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер (линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой и т.д.) Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

- Что мы обозначаем линией?

Линией мы обозначаем контур предмета, его край. Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать буквы мы стараемся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

- Зачем художнику столько разных линий? Для чего он их использует?

(линия – это средство создания образа; чтобы образ был выразительнее).

Слайд 7

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

        Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работе А.Матисса и П.Пикассо, выполненных одной линией на белом фоне.

  1. Первичное закрепление

Слайд 8. «Женщина с распущенными волосами» А.Матисс.

- Какие впечатления у вас от этого женского образа? (предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина).

        Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

Слайд 9. «Голубь мира» П.Пикассо.

- Что видите вы в рисунке Пикассо? Может быть, что-то необычное? (очень лаконично передан женский образ, плавно переходящий в  изображение голубя).

        Здесь линия, созданная как бы одним взмахом руки художника.

          Поэт Всеволод Рождественский к рисунку «Голубь мира» написал стихотворение, которое так и называется «Рисунок Пикассо» (прочитать отрывок)

                «Певучим медленным овалом

                  Пленительно обведена,

                  Встаёт виденьем небывалым

                  Белее лилии – она.

                  Голубки нежной трепетаньем

                  Её лицо окаймлено,

                  И вся она – любви сиянье,

                  Зарёй вошедшее в окно…»

Слайд 10. «Портрет балерины Т.Карсавиной» В.Серов.

        Сам процесс рождения линии запечатлён В.Серовым в «Портрете балерины Т.Карсавиной» - линейный рисунок тела переходит в штриховое пятно головы. Такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, или мягко расплылась, раскрывая пластичность прекрасного тела балерины.

Слайд 11. «Танец» П.Пикассо.

- А что вы можете сказать про рисунок П.Пикассо «Танец»?

Множество линий передают экспрессию танца в рисунке П.Пикассо «Танец».

Динамическая пауза

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

  1. Творческая практическая деятельность.

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера  добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева. Чтобы понять суть задания, посмотрим учебные рисунки на эту тему.

Слайды 4 – 7. Учебные рисунки с передачей разных состояний и черт характера через образ дерева.

        Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рисунка;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

  1. Рефлексия деятельности

  1. Выставка работ учащихся.

      2) Заключительное слово учителя.

        Главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

        Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

        Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая что – либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями и вместе с тем передать (достичь) выразительность образа.

Домашнее задание: подготовить графические материалы, повторить виды рисунка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

Урок и презентация по теме "Линия и ее выразительные возможности"

Открытый урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему: Графика – вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. Учащиеся знакомятся с разнообразными линиями, с применением ли...

Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий."

Технологическая карта к уроку в 6 классе "Линия и её выразительные возможности. Ритм линий" I четверть. Программа Б. М. Неменского....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...