КОМПОЗИЦИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ЧЕРЧЕНИИ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Пикулева Татьяна Романовна

Данная статья посвящена проблеме обучения основам композиции на плоскости. Предложена система упражнений для формирования навыков построения композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_inter.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый человек понимает композицию по своему, исходя из своей интуиции и опыта. И если теория музыкальной композиции имеет строгую и ясную систему, то в теории изобразительного искусства композиция обычно связывается с сюжетом.

Перечень сюжетных заданий по композиции узок и не охватывает многообразия художественно-эстетического освоения мира.

Целью настоящей статьи не является критический разбор существующих программ и методик преподавания композиции. Мы делаем лишь попытку наметить один из возможных путей активизации процесса преподавания на первоначальном этапе.

Не отрицая важности построения композиции натюрморта, пейзажа, портрета, чертежа, жанровой картины, следует заметить, что замкнутость заданий в рамках одного жанра усложняет весь процесс обучения, не освоив «азбуки композиции», переходить к заданиям, требующим предварительной подготовки нельзя. Это является нарушением основного дидактического принципа обучения: от простого – к сложному.

Суть начального курса композиции заключается в том, что используя формализованные художественные средства (линия, пятно, цвет, объем, пространство) развивать творческие, анализирующие и интуитивные композиционные способности.

Вводный курс композиции, помимо развития творческой фантазии и интуитивных способностей, должен быть направлен на развитие отвлеченного образного мышления, умение организовать двухмерное и трехмерное пространство, выработку чувства пропорций, ритма, масштабности, дать знания о контрасте и нюансе, симметрии и асимметрии и других элементах композиции. Задания необходимо строить на методически взаимосвязанных упражнениях по композиции неизобразительных элементов (линия, квадрат, прямоугольник, круг, объемные геометрические тела), идя от простых к более сложным, от черно-белых – кК одноцветным и многоцветным, от плоских к объемным. Эти задания в процессе выполнения должны иллюстрироваться конкретными примерами из области живописи, графики, дизайна и др.

При дальнейшем усложнении работ можно вводить задачи на создание статистических и динамических композиций из простых элементов. Темы могут быть самыми разнообразными:»монументальность», «легкость», «тяжесть», «радость»,  «ненастье» и т. п. свободные несмысловые композиции в цвете, основанные на привычных ассоциациях (явления природы, музыкальные образы, космические явления) раскрепощают фантазию и интуитивное мышление, заставляют отойти от привычного прозаического взгляда на реальные объекты, развивают декоративное и композиционное чутье.

Вся работа во вводном курсе должна носить характер экспериментирования с линией, пятном, цветом, пропорциями, формой.

В курс введения в композицию целесообразно включать задания орнаментального характера. Орнамент, являясь одним из средств художественной организации пространства, имеет свои законы построения и присущие ему композиционные средства: единство и соподчиненность, пропорции, ритм, контраст и нюанс, цвет и фактура.

Ниже мы приводим примерную программу курса «Введение в композицию»

  1. Свободная композиция из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, плоскость)

1-е задание – статика

2-е задание – динамика

  1. Композиция из несмысловых элементов на выявление пропорций, ритма, контраста, нюанса.
  2. Композиция по теме «Динамика», «Тяжесть», «Невесомость» и т. п.
  3. Задание на самостоятельное конструирование черно-белого орнамента. Выявление ритма, симметрии, контраста, нюанса.
  4. Композиция знака, эмблемы. Акцент на целостность, соотношение черного и белого, понятие масштаба.
  5. Цветовая композиция

а) с одним цветовым пятном

б) с двумя и тремя цветами

  1. Свободные композиции с акцентом на развитие ассоциативно-образного мышления. («Весна», «Подводный мир», «Дождь» и т. п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

геометрические тела в изобразительном искусстве и черчении

Разработка блока уроков по черчению, начертательной геометрии и ИЗО...

Связь изобразительного искусства и черчения с другими предметами

Изобразительное искусство, как один из предметов общеобразовательной школы, имеет важное значение в обучении воспитании учащихся. Занятия изобразительным   искусством вооружают школьников ос...

Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение

Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный  цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего проф...

Использование игровых технологий на уроках на уроках изобразительного искусства и черчения

Любой программный материал дети легче усваивают в процессе игры. Она вступает в свои права как способ организации детей в педагогическом процессе. Игра способна исполнить роль дополнительного стимула,...

ВЫПИСКА из протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической культуры

ВЫПИСКАиз протокола № 2 от 30. 10. 2023г заседания учителей развивающего цикла школьного методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения, ОБЖ, физической ку...