Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Составлена в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_izo_5_klass.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области в с. Крутец»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

             __________/Исаева Л.В./

Протокол № 1 от

«28» августа          2014г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по

УВР филиала МОУ

«Ерышовская   СОШ»

_________/Бузин А.А./

«28» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская   СОШ »

__________/ Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___»___________2014 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству

5 класс

Чигирёвой Александры Александровны

2014- 2015 учебный год

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение изобразительного искусства в 5 классе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» (автор: Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011 г.).

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС»

Особенности содержания обучения изобразительному искусству в 5 классе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 

Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках, проектная.

Цель художественного образования.

* развитие  художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;

*  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

* освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

* овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

* формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В задачи преподавания  изобразительного искусства входит:

-формирование  у  учащихся нравственно - эстетической  отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

-формирование художественно - творческой активности школьника;

-овладение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков;

-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к  изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе.

4.МЕСТО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «изобразительное искусство 5 КЛАСС»

Название темы

Количество

часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. " Древние корни народного искусства "

8 часов

Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

Тема 2. " Связь времен в народном искусстве "

8 часов

Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по дереву.

Тема 3. " Декор – человек, общество, время "

11 часов

Зачем людям украшения. Ролю декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Тема 4. " Декоративное искусство в современном мире "

7 часов

Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.

6.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Количество часов

Древние корни народного искусства – 8 часов

1

Древние образы в народном искусстве

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать,

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Предметные: 

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, МОУ

1

2

Убранство русской избы

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, анализировать, обобщать,

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные: 

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, карандаши

1

3

Внутренний мир русской избы

Личностные:  ценностное отношение к историческому прошлому;

адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать,  обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные: 

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Иллюстрации, предметы быта, краски, кисти, альбом, МОУ

1

4

Конструкция и декор предметов народного быта

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому.

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

ПознавательныеУУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные: 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства

Иллюстрации, предметы быта, краски, кисти, бумага, МОУ

1

5

Русская народная вышивка

Личностные: смыслообразование,

самоопределение.

Ценностное отношение к историческому прошлому.

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

ПознавательныеУУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий Постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Предметные: 

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цвета, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Иллюстрации, одежда с вышивкой, ткань, мулине, игла.

1

6

Народный праздничный костюм

Личностные: сомоопределение,

смыслообразование.

Ценностное отношение к историческому прошлому.

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

Эмоционально-эстетическая оценка Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма  черты национального своеобразия.

Иллюстрации, краски, кисти, альбом, МОУ

1

7

Народные праздничные обряды

Личностные:  эмоционально-эстетическая оценка 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества,

аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Характеризовать  праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.)

Бумага, гуашь, кисти, мелки, иллюстрации

1

8

Народные праздничные обряды

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому.

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, анализировать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества,

аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,  декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства  как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

Пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, МОУ

1

Связь времен в народном искусстве – 8 часов

9

Древние образы в современных народных игрушках

Личностные: ценностное отношение к миру природы

Эмоциональная отзывчивость.

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование,

Познавательные УУД рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения,

Предметные:

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приёмами создания выразительной  формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Пластилин, глина, подставка для лепки, салфетка, гуашь, кисти, иллюстрации, МОУ

1

10

Искусство Гжели

Личностные: стремление к самопознанию.

Интерес к способу решения задачи Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать,  обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества

Предметные:

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать  благозвучное сочетание  синего и белого в природе  и в произведениях  Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка- «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Иллюстрации, посуда ,гуашь, альбом, кисти, МОУ

1

11

Городецкая роспись

Личностные: ценностное отношение к миру природы

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД планирование, контроль за поэтапностью работы

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Проявлять активность.

Умение слушать мнение одноклассников

Предметные:

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца

Иллюстрации, деревянная доска, гуашь, кисти, лак.

1

12

Хохлома

Личностные: осознание значимости семьи.

Любовь к родному краю

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные УУД анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

Предметные:

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах  хохломской росписи («травка», роспись  «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Иллюстрации, деревянная ложка, шкатулка, гуашь, большие и маленькие кисти, МОУ

1

13

Жостово. Роспись по металлу

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий

Коммуникативные УУД

формулирование своих затруднений, планирование учебного сотрудничества

Предметные:

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Иллюстрации, поднос, гуашь, большие и маленькие кисти, МОУ

1

14

Щепа

Личностные: ценностное отношение к миру природы 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД преобразование практической задачи в познавательную

Познавательные УУД  рассуждать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Предметные:

Выражать своё личное отношение, эстетически  оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приёмы росписи.

Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи.

Иллюстрации, деревянные шкатулки, гуашь, большие и маленькие кисти, МОУ

1

15

Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных  художественных промыслов.

Деревянная дощечка, краски, лак, кисти.

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Предметные:

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве».

Иллюстрации, МОУ, альбом, краски, кисти

1

Декор – человек, общество, время – 11 часов

17

Зачем людям украшения

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Характеризовать  смысл декора не только  как украшения, но прежде  всего  как социального  знака, определяющего  роль хозяина вещи  (носителя , пользователя).

Выявлять и объяснять, в чём  заключается связь содержания с формой его  воплощения в произведениях  декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Украшения, ножницы, клей, гуашь, кисти, МОУ

1

18

Зачем людям украшения

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Характеризовать  смысл декора не только  как украшения, но прежде  всего  как социального  знака, определяющего  роль хозяина вещи  (носителя , пользователя).

Выявлять и объяснять, в чём  заключается связь содержания с формой его  воплощения в произведениях  декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Иллюстрации, украшения, ножницы, клей, гуашь, кисти, МОУ

1

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

 Предметные:

Эмоционально воспринимать, различать  по характерным признакам  произведения  декоративно-прикладного  искусства Древнего  Египта, давать им  эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также  единство материалов, форм и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего  Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам  декоративно-прикладного искусства  Древнего Египта.

Бумага белая, цветная, клей, ткань, ножницы, гуашь, разные кисти, МОУ

1

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Эмоционально воспринимать, различать  по характерным признакам  произведения  декоративно-прикладного  искусства Древнего  Египта, давать им  эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также  единство материалов, форм и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древней  Греции.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам  декоративно-прикладного искусства  Древней  Греции.

Бумага белая, цветная, клей, ткань, ножницы, гуашь, разные кисти, МОУ

1

21

Одежда  «говорит» о человеке

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Высказываться о многообразии  форм и декора  в одежде народов разных стран  и у людей  разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности,  в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм  разных социальных групп  в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением  её владельца  в обществе.

Участвовать в индивидуальной,  групповой, коллективной  формах деятельности,  связанной  с созданием  творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой  линий стилевое  единство  декоративного  решения  интерьера, предметов быта и одежды  людей.

Иллюстрации, ткань, ножницы, нитки, игла, МОУ

1

22

Одежда  «говорит» о человеке

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Высказываться о многообразии  форм и декора  в одежде народов разных стран  и у людей  разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности,  в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм  разных социальных групп  в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением  её владельца  в обществе.

Участвовать в индивидуальной,  групповой, коллективной  формах деятельности,  связанной  с созданием  творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой  линий стилевое  единство  декоративного  решения  интерьера, предметов быта и одежды  людей.

Иллюстрации, ткань, ножницы, нитки, игла, МОУ

1

23

О чём рассказывают гербы и эмблемы

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость

патриотизм 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Понимать смысловое значение  изобразительно-декоративных  элементов в гербе  родного города, в гербах различных  русских городов.

Определять, называть  символические  элементы  герба и использовать их при создании собственного проекта  герба.

Находить в рассматриваемых гербах  связь  конструктивного, декоративного и изобразительного  элементов.

Создавать декоративную композицию  герба (с учетом интересов и  увлечений членов своей семьи)  или эмблемы, добиваясь лаконичности  и обобщенности  изображения  и цветового решения.

Бумага белая, цветная, клей, ткань, ножницы, гуашь, разные кисти, МОУ

1

24

О чём рассказывают гербы и эмблемы

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Понимать смысловое значение  изобразительно-декоративных  элементов в гербе  родного города, в гербах различных  русских городов.

Определять, называть  символические  элементы  герба и использовать их при создании собственного проекта  герба.

Находить в рассматриваемых гербах  связь  конструктивного, декоративного и изобразительного  элементов.

Создавать декоративную композицию  герба (с учетом интересов и  увлечений членов своей семьи)  или эмблемы, добиваясь лаконичности  и обобщенности  изображения  и цветового решения

Бумага белая, цветная, клей, ткань, ножницы, гуашь, разные кисти, МОУ

1

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Участвовать в итоговой  игре-викторине с  активным привлечением  зрительного материала  по декоративно-прикладному  искусству, в творческих  заданиях  по обобщению  изучаемого  материала.

Распознать и систематизировать  зрительный материал  по декоративно-прикладному искусству  по  социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка  классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства  народного (крестьянского).

Использовать в речи  новые художественные термины.

Иллюстрации, МОУ, альбом, краски, кисти

1

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Участвовать в итоговой  игре-викторине с  активным привлечением  зрительного материала  по декоративно-прикладному  искусству, в творческих  заданиях  по обобщению  изучаемого  материала.

Распознать и систематизировать  зрительный материал  по декоративно-прикладному искусству  по  социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка  классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства  народного (крестьянского).

Использовать в речи  новые художественные термины.

Иллюстрации, МОУ, альбом, краски, кисти

1

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

Эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли,

формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Участвовать в итоговой  игре-викторине с  активным привлечением  зрительного материала  по декоративно-прикладному  искусству, в творческих  заданиях  по обобщению  изучаемого  материала.

Распознать и систематизировать  зрительный материал  по декоративно-прикладному искусству  по  социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка  классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства  народного (крестьянского).

Использовать в речи  новые художественные термины.

Бумага белая, цветная, клей, ткань, ножницы, гуашь, разные кисти, МОУ

1

Декоративное искусство в современном мире – 7 часов.

28

Современное выставочное искусство

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД адекватно использовать речь

Познавательные УУД рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми

Коммуникативные УУД задавать вопросы, слушать собеседников 

Предметные:

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам майолику, керамику. Использовать в речи новые термины современного искусства декоративно-прикладного искусства.

Иллюстрации, керамика, стекло, вазы, гобелен, бумага, гуашь, кисти.

1

29

Современное выставочное искусство

Личностные: формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие мира.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы учебных и познавательных задач

Познавательные УУД узнавать, называть и определять материалы и техники современного декоративно- прикладного искусства

Коммуникативные УУД  проявлять активность для решения познавательных задач

Предметные:

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, ковку, литье, металл.  

Иллюстрации, керамика, стекло, вазы, гобелен, бумага, гуашь, кисти.

1

30

Современное выставочное искусство

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного  искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т.д.

Выявлять и называть характерные особенности  современного  декоративно-прикладного  искусства.

Высказываться по поводу  роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить  и  определять в произведениях декоративно-прикладного  искусства связь  конструктивного, декоративного  и изобразительного  видов деятельности, а также  неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые  термины,  связанные декоративно-прикладным  искусством.

Объяснять отличия  современного  декоративно-прикладного  искусства  от традиционного  народного искусства.

Иллюстрации, керамика, стекло, вазы, гобелен, бумага, гуашь, кисти, МОУ

1

31

Ты сам – мастер

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Разрабатывать, создавать  эскизы  коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных  украшений  интерьеров  школы.

Пользоваться языком  декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения в процессе  выполнения практической  творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объёма, цвета, фактуры и других  средств  в процессе  создания  в  плоскостных  или объёмных  декоративных  композиций.

Собирать  отдельно  выполненные  детали  в более  крупные  блоки, т.е. вести работу  по принципу  «от простого к сложному».

Участвовать  в подготовке  итоговой выставки творческих работ.

Иллюстрации, ткань, бисер, мулине, ножницы, игла

1

32

Ты сам – мастер

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Разрабатывать, создавать  эскизы  коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных  украшений  интерьеров  школы.

Пользоваться языком  декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения в процессе  выполнения практической  творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объёма, цвета, фактуры и других  средств  в процессе  создания  в конкретном  материале  плоскостных  или объёмных  декоративных  композиций.

Собирать  отдельно  выполненные  детали  в более  крупные  блоки, т.е. вести работу  по принципу  «от простого к сложному».

Участвовать  в подготовке  итоговой выставки творческих работ.

Клей, солома, ножницы, картон, иллюстрации, нити

1

33

Ты сам – мастер

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Разрабатывать, создавать  эскизы  коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных  украшений  интерьеров  школы.

Пользоваться языком  декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения в процессе  выполнения практической  творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объёма, цвета, фактуры и других  средств  в процессе  создания  в конкретном  материале  плоскостных  или объёмных  декоративных  композиций.

Собирать  отдельно  выполненные  детали  в более  крупные  блоки, т.е. вести работу  по принципу  «от простого к сложному».

Участвовать  в подготовке  итоговой выставки творческих работ.

Иллюстрации, клей ПВА, нити, стекло, стеклянная бутылка

1

34

Итоговый тест

Личностные: смыслообразование,

ценностное отношение к историческому прошлому

Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

 Метапредметные: 

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные УУД рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Предметные:

Разрабатывать, создавать  эскизы  коллективных  панно, витражей, коллажей, декоративных  украшений  интерьеров  школы.

Пользоваться языком  декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного  обобщения в процессе  выполнения практической  творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объёма, цвета, фактуры и других  средств  в процессе  создания  в конкретном  материале  плоскостных  или объёмных  декоративных  композиций.

Собирать  отдельно  выполненные  детали  в более  крупные  блоки, т.е. вести работу  по принципу  «от простого к сложному».

Участвовать  в подготовке  итоговой выставки творческих работ.

Карточки с заданиями

1

7. ЛИТЕРАТУРА. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕНОГО ПРОЦЕССА.

Горяева Н.А., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 5 класс М. Просвещение 2009 год.

Алексеев В.В. Что такое искусство? - Вып.2.-М.,1979.

Гачев Г. Национальные образы мира. - М.,1988.

Геронимус Т. Сам себе мастер. - М.,2003.

Громыко М.М. Мир русской деревни -М.,1991.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья - М.,1988.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.,1988.

История моды. -в кн.: Я познаю мир. Энциклопедия - М.,1988.

Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.,1984.

Мифологический словарь - М., 1991.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры - М.,1983.

Рондели Л.Д./ Народное декоративно-прикладное рисование/ - М.,1984.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/. - М.,1990.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Искусство Древнего Египта. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. (электронное учебное издание), Просвещение, 2009

Познавательная коллекция. Энциклопедия. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2006

Сборник «Комплекс уроков по ИЗО» 5 класс, 2010. (электронное учебное издание), Просвещение, 2010

Фотографии известных музеев под открытым небом, архитектурных зданий знаменитых архитекторов. (электронное учебное издание).

Шедевры русской живописи(электронное учебное издание), Кирилл и Мефодий, 2001

Музеи мира. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...