Игра как средство реализации успешного урока изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Мицейкене Наталья Алексеевна

Выбором темы для написания моей статьи послужил факт изменения условий жизни, в которых существуют на сегодняшний день наши дети. Современный мир значительно отличается от того, в котором росло наше поколение. Сегодня мы живем в техногенном мире, наполненном огромным количеством информации, возможностями не только найти её вне школьных стен, но и узнать обо всем красочно, доступно, прилагая минимум усилий. Сегодня эта свободная и доступная информация конкурирует с учителем. Наших детей становится трудно чем-то удивить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство реализации успешного урока изобразительного искусства.

«Игра – не просто детская забава,

но и животворный источник мышления,

 благородных чувств и стремлений».

В.А. Сухомлинский

Выбором темы для написания моей статьи послужил факт изменения условий жизни, в которых существуют на сегодняшний день наши дети. Современный мир значительно отличается от того, в котором росло наше поколение. Сегодня мы живем в техногенном мире, наполненном огромным количеством информации, возможностями не только найти её вне школьных стен, но и узнать обо всем красочно, доступно, прилагая минимум усилий. Сегодня эта свободная и доступная информация конкурирует с учителем. Наших детей становится трудно чем-то удивить. Зачем серьезно относиться к урокам изобразительного искусства в школе, если можно увлекательно учиться рисовать у Феи Фиалки в программе «Давайте рисовать» или можно заниматься рисованием по видеокурсам Школы акварели Сергея Андрияки или, что еще проще, скачать приложение, в котором можно поэтапно рисовать что угодно. Всё это, несомненно, означает лишь одно: современный учитель должен идти в ногу со временем.

Сейчас идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка. Реформа общеобразовательной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.  Я всегда ставила перед собой  вопросы: как научить ребенка, как его увлечь? Какие современные педагогические технологии, способные сломать или видоизменить классическую форму урока можно применить, сделать занятия необычными, а значит интересными?
        Любой учитель знает, что заинтересованный ребенок учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должны быть направлены все усилия педагога. В свете решения этой задачи достойную роль может послужить игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов. «Игры этого возраста суть, как бы почки всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве». В этих словах, Фребель с классической ясностью формулировал отношение к игре современной педагогики. Игра - есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.
 Решению этой задачи помогает использование театрально-игровых технологий на уроке.

Как заметил  В. А. Сухомлинский: «Игра – не просто детская забава, но и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. Игра делает жизнь более радостной, счастливой, воспитывает творческое отношение к действительности, повышает работоспособность. Там, где нет игры, жизнь становится однообразной и скучной». Для успешного развития самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

За время своей педагогической практики в школе я поняла, что преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на уроках и сохранения стабильной положительной картины в учебном процессе на протяжении всего учебного года, учитель должен системно включить театрально-игровую деятельность в свою рабочую программу и использовать театрально-игровые технологии на каждом уроке изобразительного искусства.

Системно, театрально-игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более обширных технологий;

- в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология проведения внеурочной работы по предмету.

«Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком, представляющим собою более высокую ступень деятельности» – так говорит С.И. Гессен в своей книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет высокую степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого, интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.

Я считаю, что очень важно, чтобы во время занятий дети получали удовольствие от своей работы. Мало видеть, как рисует каждый  ребёнок, главным образом нужно понимать, как он относится к самому процессу рисования: скучно ему или весело, безразлично ему или интересно. Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры. Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход. При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам, и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

Далее я приведу конкретные примеры из своих уроков изобразительного искусства для разных возрастных групп учащихся.

Самый первый урок в первом классе «Волшебная поляна». На партах все готово к работе. Дети входят в класс под вальс П. И. Чайковского. Обилие живых цветов, которыми украшен класс – это не только красота, создающая праздничную атмосферу, но и фон для любования. Красота цветов, проникая в души детей, вызывает восторженность. Она нужна им, как крылья птице. А « Вальс цветов» усилит это восприятие, полет фантазии ребенка. На этом уроке ребята узнают о трех самых главных волшебных цветах и о том, какие волшебные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом. А замечательная пчелка Майя поможет детям познать тайны урока. Она принесет с собой стихи и загадки, отгадав которые у каждого из детей получится веселая полянка, на которую обязательно прилетит погостить Майя. Появляется пчелка Майя из самого красивого букета. Она  задает ребятам сложные загадки, разгадав которые они смогут получить цветочные полянки.

Вопросы к ребятам:

- Как видит Майя цветы?

- Видит ли она стебельки или ее интересуют только головки цветов?

Раскрасить я могу

Кувшинку, одуванчик и лютик на лугу.

Пушистые цыплята и выводок утят,

И бабочки и солнце со мной дружить хотят.

Все дети угадали. Да, это желтый цвет. Все ли его увидели в красках? Я показываю, как правильно взять кисть, как набрать краску и как правильно, не боясь белизны листа, положить первый мазок. А пчелка Майя опять задает загадку про красный и синий цвета. И у ребят на листах появились разные цветы. Я показываю сказочных героев, изображающих главные цвета. А далее в работу детей включаю понятие «составных цветов». Они тоже пришли в виде сказочных героев. И опять пчелка Майя загадывает свои загадки, теперь про оранжевый и зеленый цвета, а сама «летает» по классу, разглядывая полянки детей. Вопрос к детям, какие краски мы будем соединять, чтобы получить оранжевый и зеленый? Главное в этой работе – эмоциональное восприятие ребенком цвета, свободный и смелый поиск цветосочетаний. А главное – свободный полет фантазии. У детей получаются замечательные полянки. Мы вывешиваем их на доску. Пчелка Майя благодарит детей за созданную красоту.

        Еще одна любимая мною игра, которую можно проводить на уроках в начальных классах, «Чудо-юдо». Каждый игрок команды задумывает и пишет какое-либо животное на бумаге, а затем я вызываю по игроку из каждой команды и прошу нарисовать голову задуманного животного, следующие игроки дорисовывают шею, туловище, ноги, крылья, хвост. Каждая команда придумывает название животного, которое получилось. Например: «зеброслоноеж», «кракозяброкот». При этом используются самые разнообразные художественные техники.

        Или игра «Дополните изображение». В технике «ниткография» учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Как правило, у ребят получаются фантастические животные, птицы, рыбы. Упражнение способствует развитию творческого воображения, помогает учащимся почувствовать форму и пропорции.

Для классов средней школы  я использую сюжетно-ролевые игры, такие, как игра «Следствие ведут знатоки». По описанию примет «пропавшей из музея картины или скульптуры» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.

Ещё одной популярной технологией на моих уроках стала игра «Войдите в картину». Ученики должны представить себя на месте героя произведения искусства. Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер. Или похожая игра «Ожившие иллюстрации». По правилам игры ребята должны разделиться на 4 группы. Каждой из групп предлагается отрывок из сказки. Участники выбирают себе роль из предложенного отрывка и инсценируют его, оживляют иллюстрацию. Задачами игры являются: максимальное узнавание героев сказки, точная эмоциональная передача, правильное композиционное решение, схожесть прочтения текста с эмоциональным настроем отрывка из сказки. В ходе игры каждый ученик несет ответственность за свою команду, каждый заинтересован в лучшем результате, каждый стремится  быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. После просмотра инсценировок всех команд, предлагается обсуждение просмотренных «театральных зарисовок» и устные рецензии на них. В заключение занятия ребята сравнивают свои инсценировки с известными иллюстрациями различных художников к данной сказке. Учащиеся рассматривают 3 – 4 иллюстрации разных художников одного и того же отрывка из сказки со своей инсценировкой этого же отрывка и сравнивают их. Далее ученики приступают к рисованию иллюстрации. Этот игровой прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Дает возможность многократно упражнять детей при формировании художественных навыков, а так же играет  роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Творческая сюжетно-ролевая игра в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Используя игру на уроке, так же возможны разнообразные выполнения игровых действий. Она может сопровождаться текстовым дополнением, а может быть представлена в виде пантомимы.

Мой опыт позволяет мне сделать вывод, что основная задача учителей – это заинтересовать своих учеников изучаемым предметом. При сильном интересе ученик горы свернет и сделает это с такой легкостью, что и сам не заметит, как это произошло. Это не гипотеза, а проверенный факт, подтвержденный опытом проведения подобных уроков с использованием игровых технологий. Впрочем, то, что обучению должен предшествовать интерес, – это очевидно. Все великие открытия, изобретения и достижения сделаны, благодаря стойкому интересу к поставленной цели. Интерес, простота восприятия, ясное видение и понимание лучше всего достигаются в игре. Игра позволяет снизить важность, облегчить восприятие, в результате чего приходит понимание предмета. Знание должно «пройти сквозь» ученика, оно должно быть им пережито, тогда оно легко трансформируется в опыт! Одно дело, когда тебе рассказали об открытии, и совершенно другое дело, когда созданы условия, при которых это открытие делает сам ученик. Разве можно забыть собственное открытие?

В заключение занятия мы с учениками всегда подводим итог, проводим обсуждение законченных работ. Выясняем, все ли справились с заданием, оцениваем работы с точки зрения содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания. Для себя же, я провожу диагностику проведенного урока исходя из составленных критериев. Каждой теме урока, соответствуют свои определенные критерии оценки качества. Но в целом, подводя итоги по использованию театрально-игровой деятельности на уроках изобразительного искусства, можно использовать обобщенные критерии того, что игра достигла цели.

Диагностику мне удобнее представлять в таблице по 10 критериям и трем уровням оценки.

№ п/п

Критерии оценивания

Да

Нет

Частично

Вовлечены ли дети в урок

Умеют ли дети ориентироваться в игровой задаче

Умеют ли регулировать свои желания в процессе игры

Проявляют ли творчество в выборе тем, в выполнении задания

Умеют ли ставить цель, преодолевать трудности

Есть ли у ребенка чувство ответственности за порученную ему роль, задание

Соблюдает ли учащийся этические нормы поведения, дисциплину

Используется ли среда для развития игры, для выполнения задания

Выполнено ли задание к окончанию урока

Умеют ли дети анализировать, обобщать, делать выводы

Делая вывод из всего вышесказанного, следует заметить, что для того, чтобы пробуждать интерес к учебе и поддерживать дисциплину во время проведения такого рода занятий, необходимо чаще практиковаться и играть с детьми на уроках. Ведь игра – это один из приёмов преодоления пассивности учеников, эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Культурологический аспект обучения билингвов в ходе реализации проектных технологий на уроках изобразительного искусства.

Текст доклада на Международной конференции и научно-практическом семинаре "Многоязычие и межкультурная коммуникация: вызовы XXI века." Прага (11-13 октября, 2013)...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»  Разговоры же о том, что «каждый о...

Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства в 5-8 классах как основа реализации ФГОС ООО

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...

Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства.

В дданном материале раскрываются основополагающие аспекты реализации ФГОС ООО в изучении курса "Изобразительное искусство ".Назначение: содержание статьи адресовано учителям изобразительного иску...