рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

К учебнику Неменской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_izo_5_kl_fgos.docx76.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Принята

на педсовете

Протокол № 1 от 31.08.2016 г.

 

Утверждаю

 Директор школы

_____________/О.В.Подорожняя

Приказ № 71/2  - 0 от 31.08.2016 г.

                                                                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  « Искусство (ИЗО)»  

 5 класс ФГОС ООО

                                                                                                                             

Учитель :

Шавырова Светлана Николаевна

первая квалификационная категория

 2016 – 2017 уч. год

                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 12.2014 г. №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577);
  •  основной образовательной программы  ООО МКОУ «Новогремяченская СОШ»
  • Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и  программы «Изобразительное искусство»      авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.  5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М.  Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2013,
  •  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016  - 2017  учебный год.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2015 г.;

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5 классе в объёме  35 часов ( 1 час в неделю).

     

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (35 часов)

        Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

        Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

        Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

        Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

        Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

        Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Древние корни народного искусства  (8 часов)

        Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

        Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

        Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

        Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

        Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

        Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.        

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время (10 часов)

        Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

        Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

        Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

        Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

        Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

        Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.

Количество часов в год – 35

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

УУД

Тема 1 Древние корни народного искусства (8 часов)

1.

Древние образы в народном искусстве

 выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель, или уголь, сангина, бумаг

Личностные УУД:

уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично выразительную красоту.

ПредметныеУУД:

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок;

создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов;

осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

2.

Убранство русской избы

создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

Личностные УУД:

понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

ПредметныеУУД:

раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявления конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

создавать эскизы декоративного убранства избы.

осваивать принципы декоративного обобщения в изображении МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

3.

Внутренний мир русской избы

 изображение внутреннего убранства русской избы в включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда);

коллективная работа по созданию общего подмалевка.

Личностные УУД:

осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. 

ПредметныеУУД:

сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

4.

Конструкция и декор предметов народного быта

 выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.

Материалы: смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

 Личностные УУД:

 понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

ПредметныеУУД:

сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

понимать что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

5.

Русская народная вышивка

создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материала: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Личностные УУД:

оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

ПредметныеУУД:

анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивке, разнообразие трактовок традиционных образов.

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

осваивать навыки декоративного обобщения.

оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

6-7

Народный праздничный костюм

создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов:

А) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки-куклы;

Б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Личностные УУД:

осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

ПредметныеУУД:

понимать и анализировать образный строй  народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере севернорусского или южнорусского костюмов;

 выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

раскрытие символического значения  обрядового действа на примере праздника Покрова, подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен.

Личностные УУД:

участвовать: в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

ПредметныеУУД:

характеризовать: праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т.д.).

разыгрывать: народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

проявлять: себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

находить: общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной и изобразительной деятельности.

понимать и объяснять: ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

Тема 2 «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках

создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного их промыслов.

Материалы: глина иди пластилин.

Личностные УУД:

размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современной народной игрушки.

ПредметныеУУД:

сравнивать, оценивать: форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть: игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять: собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать: приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать: характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

10

Древние образы в современных народных игрушках

 создание из глины (пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного их промыслов.

Материалы: глина иди пластилин.

Личностные УУД:

Размышлять, рассуждать: об истоках возникновения современной народной игрушки.

 ПредметныеУУД:

Сравнивать, оценивать: форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть: игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять: собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать: приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать: характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

 МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

11

Искусство Гжели

изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской или объемной формы нарядной гжельской росписью.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Личностные УУД:

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. ПредметныеУУД:

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

МетапредметныеУУД  :                                                                                                              Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

12.

Городецкая роспись

 выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки, и др.), украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево.

Личностные УУД:

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. 

ПредметныеУУД:

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

 Создавать композицию росписи в традиции Городца. 

МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

13

Хохлома

 изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

Материалы: карандаш, гуашь, большие и маленькие кисти, бумага.

Личностные УУД:

Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. ПредметныеУУД:

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

1. Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.

2. Создание формы туеса (или карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон).

Материалы: карандаш, бумага; картон, бумага коричневого тона, цветная бумага, ножницы, клей.

Личностные УУД:

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. 

ПредметныеУУД:

Объяснять что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

15.

Жостово. Роспись по металлу

 выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Личностные УУД:

Эмоционально-воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. 

ПредметныеУУД:

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи и живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Личностные УУД:

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. ПредметныеУУД:

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

Тема 3  «Декор -  человек, общество, время  (10 часов)

17-18

Зачем людям украшения

рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Личностные УУД:

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). ПредметныеУУД:

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, что значит украсить вещь.

МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

 выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.) или алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором, в котором используются характерные знаки-символы.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

2. Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа.

Материалы: фольга, пластина, шариковая ручка.

Личностные УУД:

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. ПредметныеУУД:

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

21-22

Одежда «говорит» о человеке

выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: большой лист бумаги, белая бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки тканей, клей, ножницы

Личностные УУД:

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. ПредметныеУУД:

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материалов по теме «Костюм разных социальных групп  в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением его владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линии стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. 

МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

23-24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

 1.создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов.

2. изображение эмблемы класса, школы. Кабинета или спортивного клуба.

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Личностные УУД:

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. 

ПредметныеУУД:

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. МетапредметныеУУД:                                                                                                                Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

25-26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

 1. выполнение различных аналитически-творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилическому признаку.

2. посещение музея декоративно-прикладного искусства, выставки произведений современных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Личностные УУД:

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно-прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. ПредметныеУУД:

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины. МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире»  (9 часов)

27

Современное выставочное искусство

 восприятие (рассматривание различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «Произведение говорит языком материала».

Личностные УУД:

Ориентироваться  в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения  художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.д. 

ПредметныеУУД:

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД :                                                                                                               Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                        Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; действовать согласно собственному плану, а также по инструкциям учителя или данных в учебнике, рабочей тетради.                                                                                               Познавательные: выделять, анализировать, сравнивать факты; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.                                                                              

28

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

 ПредметныеУУД:

 Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

29

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

ПредметныеУУД:

 Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

30

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

ПредметныеУУД:

 Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                     Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

31

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

ПредметныеУУД:

 Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

32

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

 ПредметныеУУД:

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

33

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская.

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

ПредметныеУУД:

 Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

34

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская

разработка и создание эскизов коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Личностные УУД:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

ПредметныеУУД:

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

35

Украсим школу своими руками

Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».

 Личностные УУД

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ ПредметныеУУД:

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». МетапредметныеУУД                                                                                                                      Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.                                                                                                                              Регулятивные:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.                                                             Познавательные: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Умение работать с различными источниками  информации, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации  

         

Планируемые результаты изучения учебного предмета по предмету  « Искусство (ИЗО)»

5 класс

(требования к уровню подготовки  учащихся 5 класса)

учащиеся должны знать:

  • Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

учащиеся должны уметь:

  • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
  • Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д.);
  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

учащиеся должны:

  • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2015 г.;

Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия:

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Учебно-практическое оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- тушь;

- бумага А4;

- фломастеры;

- кисти;

- емкости для воды;

- стеки;

- пластилин;

- клей;

- ножницы.

Модели и натурный фонд:

- изделия декоративно-прикладного искусства.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Количество  часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 35.

Количество часов в год – 35

Планирование составлено на основе Рабочей программы «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского  5-9 классы, М., «Просвещение», 2013 г.

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата фактич

Примечание

Тема 1 Древние корни народного искусства (8 часов)

1.

Древние образы в народном искусстве

05.09

2.

Убранство русской избы

12.09

3.

Внутренний мир русской избы

19.09

4.

Конструкция и декор предметов народного быта

26.09

5.

Русская народная вышивка

03.10

6-7

Народный праздничный костюм

10.10

17.10

8.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

24.10

Тема 2 «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках

31.10

10

Древние образы в современных народных игрушках

14.11

11

Искусство Гжели

21.11

12.

Городецкая роспись

28.11

13

Хохлома

05.12

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте

12.12

15.

Жостово. Роспись по металлу

19.12

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

26.12

Тема 3  «Декор -  человек, общество, время  (10 часов)

17-18

Зачем людям украшения

16.01

23.01

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

30.01

06.02

21-22

Одежда «говорит» о человеке

13.02

20.02

23-24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

27.02

06.03

25-26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

13.03

20.03

Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире»  (9 часов)

27

Современное выставочное искусство

03.04

28

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская

10.04

29

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская

17.04

30

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская

24.04

31

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская

15.05

за 1 мая

32

Ты сам – мастер. Уроки – творческая мастерская.

33

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская.

22.05

годовой  календарный график

34

Ты сам - мастер Уроки – творческая мастерская.

35

Украсим школу своими руками.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...