Рабочая программа по искусству 9 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Программа преднозначена для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_9_klass.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области в с. Крутец»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

             __________/Исаева Л.В./

Протокол № 1 от

«   » августа  2016 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по

УВР филиала МОУ

«Ерышовская   СОШ»

_________/Бузин А.А./

«    » августа 2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ

« Ерышовская   СОШ »

__________/ Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___»___________2016 г.

Программа по учебному курсу

«Искусство»

9 класса

 Чигирева Александра Александровна

                                                      2016- 2017 учебный год

2.Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для IX класса рассчитана на изучение изобразительного искусства на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий ее реализацию, на особенности учащихся  данного класса.

Цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Задачи:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 9 класс. Общее число учебных часов в 9 классе – 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели)

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

Выпускник научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии;

 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные:

Выпускник научится:

Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничения понятия;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

основам ознакомительного, изучающего, успокающего и поискового чтения;

структуировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

Основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез;

делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Регулятивные:

Выпускник научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

построению жизненных планов во временной перспективе;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

основам саморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Предметные результаты

Выпускник научится:

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

Выпускник получит возможность научиться:

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа.

4. Содержание  курса «Искусство»

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»

10

Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.  Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.  Знакомство с видами театральных кукол  и способами работы с ними.

Тема 2. «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

10

Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.

Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. Свет - изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.

Тема 3. «Азбука экранного искусства»

6

Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Фильм, как последовательность кадров. Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

Тема 4. «Фильм- искусство и технология »

8

Процесс творчества и его составные: сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. Личные связи  человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия. Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России.

5.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Материально- техническое

обеспечение

Дата

проведения

Количество

часов

Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств.

1

Синтетические искусства и изображение.

Книги, журналы, фотографии видеоклипы, сценографии спектаклей, интерьеры зданий, фрагменты фильмов.

1

2

Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Бумага, гуашь.

1

3

Театр и экран - две грани изобразительной образности

Афиши, изображения костюмов, грима театральных и киноактеров

1

4-5

Сценография. или театрально - декорационное искусство - особый вид художественного творчества.

Афиши, изображения декораций к спектаклям

2

6

Сценография как искусство и производство

Афиши, изображения декораций к спектаклям

1

7-8

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска..

Афиши, изображения декораций к спектаклям

2

9

Театр кукол

Видеофильмы с кукольным спектаклем

1

10

Театрализованный показ проделанной работы.

Видеофильмы с кукольным спектаклем

1

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.

11

Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств.

Фотоаппарат, тетрадь по искусству

1

12

Фотография - расширение изобразительных возможностей.

Демонстрация съемочных аппаратов и их изображений.

1

13

Грамота фотографирования и операторского мастерства.

Фотоработы известных мастеров

1

14

Всеобщность законов композиции.

Фотоработы известных мастеров

1

15

Выбор места, объекта и ракурса съемки.

Фотоработы известных мастеров

1

16

Художественно- изобразительная природа творчества оператора.

Натурные постановки, фотоработы известных мастеров

1

17

Фотография - искусство светописи. Натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии.

Натурные постановки, фотоработы известных мастеров

1

18

Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Фотоработы известных мастеров

1

19

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Презентация по теме урока

1

20

« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Работы обучащихся

1

Азбука экранного искусства

21

Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж.

Сообщения подготовленные обучающимися

1

22

Сюжет и кино. Сценарий и   раскадровка.

Фрагменты фильмов Эйзенштейна

1

23

Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм.

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

1

24

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры.

Презентация по теме урока

1

25

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

1

26

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм.

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

1

Фильм - искусство и технология

27

О природе художественного творчества.

Работы извесных художников

1

28

Связь искусства с жизнью каждого человека

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

1

29

Искусство среди нас

Работы обучающихся

1

30

Каждый народ Земли- художник

Фрагменты зарубежных и отечественных фильмов

1

31

Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры

Сообщения подготовленные обучающимися

1

32

Синтетические искусства. Их виды и язык.

Презентация по теме урока

1

33

Современные проблемы пластических искусств.

Фрагменты видеозаписей

1

34

Вечные истины искусства (обобщение темы)

Работы обучащихся

1

6 Литература

Учебные пособия:

Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8-9 класс.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Учебно-методическая литература: 

Фрагменты фильмов Г.Козинцева, А. Тарковского, Н.Михалкова, Д. Вертова.

Фрагменты фильмов У.Диснея.

С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.

А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.

Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.

Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.

Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.

.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.

Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.

Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.

В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.

Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.

Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.

А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.

Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-

кусству . – М.; Просвещение,2006.

ИКТ-средства

 -Компьютер

-CD диски

-Наглядные пособия       *таблицы   *картинки *рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...