КРАСОТА СПАСЕТ МИР
статья по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Бугакова Марина Борисовна

На сегодняшний день картина ФГОС такова, что все большее значение предается точным и гуманитарным дисциплинам. А предметы развивающего, художественного цикла, оказываются  не заслужено забытыми. И этому есть объяснение. Состояние научно-технического прогресса, геополитическая обстановка диктуют свои «правила игры». Но как в такой «среде обитания» остаться человеком? Не низойти до однозначности и  скудоумия, антипатии, нетерпимости, асоциализации?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krasota_spaset_mir.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Бугакова М.Б., учитель искусства, СПб ГБПОУ «Колледж « Петростройсервис»,      Санкт-Петербург

Давайте поговорим о роли предмета Искусство в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.

На сегодняшний день картина ФГОС такова, что все большее значение предается точным и гуманитарным дисциплинам. А предметы развивающего, художественного цикла, оказываются  не заслужено забытыми. И этому есть объяснение. Состояние научно-технического прогресса, геополитическая обстановка диктуют свои «правила игры». Но как в такой «среде обитания» остаться человеком? Не низойти до однозначности и  скудоумия, антипатии, нетерпимости, асоциализации?   Подросток  XXI века находится в огромном, достаточно агрессивном информационном поле, сформированном компьютерными технологиями. И помочь ему найти свое, достаточно комфортное место, призваны предметы художественного цикла.

Учитель Искусства, как никто другой, имеет возможность через предмет реализовать весь свой образовательный, методический, педагогический, творческий арсенал.   Сегодняшний школьник (студент) постоянно находится под массированным информационным давлением. Учебный процесс требует приготовления презентаций, слайд-шоу, приготовления электронных документов. И выходит, что развитие производства, неизбежная компьютеризация нашей повседневной жизни создает некий «духовный вакуум». И появляется дефицит искусства - человек чувствует нехватку красоты, нравственности, и люди пытаются как-то уравновесить искусством недостающую духовность. НТП при всех своих преимуществах угрожает достижениям человеческой цивилизации.

Выдающийся советский педагог и теоретик педагогики В.А. Сухомлинский в «Письмах к сыну» обращался так: «Самое главное средство самовоспитания души - красота. Красота в широком смысле - искусство, музыка и сердечные отношения с людьми». Красоту Сухомлинский понимал как эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Писатель Даниил Гранин, знающий научно-техническую революцию «изнутри», коснулся вопроса о роли искусства. И, что-же? «Чем дальше будет развиваться научно-технический прогресс, - говорил писатель, - тем больше, я уверен, будет нужда в искусстве».

А ведь все начинается с детства. Если заменить ребенку сказку нравоучениями о нравственности, долге, ничего хорошего из этого жестокого эксперимента  не получится. В период ранней и более поздней зрелости душа человека по-прежнему остается достаточно хрупкой. И, как ни странно, именно в художественных произведениях и творениях искусства подросток находит поддержку и ответы на многие вопросы. Так, «без Чехова высыхает душа, бледнеет сердце, даже скудеет ум», - отзывался космонавт Севостьянов. И это не пустые слова. Известный эволюционист Чарлз Дарвин в «Автобиографии» рассказывал о том, что единственное занятие науками «превратило его мозг в какой-то механизм, перемалывающий большие коллекции фактов и общих законов», о чем он очень сожалел. Значит, чем больше  у подростка багаж произведений искусства, тем гармоничнее его физическое и психологическое развитие, тем гармоничнее он сам.

Выбор форм работы с ребятами зависит от личностных особенностей самого учителя.  В моей «творческой мастерской» я экспериментирую  использование  нестандартных  вариантов образовательного процесса, таких как:

-исследовательская практическая работа («Гений первобытного художника», слайды);

-прослушивание и обсуждение материала на тему «Музыка в кинематографе»;

-экскурсии в театральное закулисье (Детский музыкальный театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург);

- изучение истории и разучивание российского гимна (Р. Глиэр);

- изучение и анализ истории геральдики и герба Санкт-Петербурга;

- знакомство с работами современных петербургских художников («Мифология и реальность. Художник Сергей Тенин»);

- организация проекта «Что может рассказать обо мне моя flash-card?» (анкетирование, презентации, диспут);

- написания эссе пол темам проведенных мероприятий.

И, безусловно,  педагогическая деятельность не обходится без традиционных форм работы, дающих возможность более глубоко проникнуть в историческое наследие родного города: знакомство с экспозициями Кунсткамеры, Музея этнографии, просмотр видеопродукции по истории, архитектуре, парковому зодчеству.

Неизгладимое впечатление оставило у ребят встреча с творческим коллективом ООО «Студия анимационного кино «Мельница». Последующие дискуссии еще долго сопровождались бурными радостными эмоциями от встречи со сказочными персонажами, так близкими каждому ребенку с раннего детства.

Активное участие принимают учащиеся нашего колледжа в реализации Всероссийского проекта искусствоведа Е. М. Казанской «Красота детям» (Спонсор ООО «Макс-Медиа», Москва).

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что наряду с предметом Литература, Искусство затрагивает тонкие личностные качества человека, вскрывает его духовный и психологический потенциал. Не случайно основоположники арт-терапии З. Фрейд, М. Юнг, В.М. Бехтерев и др. изучали возможности личностной реанимации человека через восприятие произведений искусства  и занятий различными его видами. Нравственное, эстетическое образование и  воспитание  произведениями искусства поможет подростку выйти из маленького личного «мирка»  в мир высоких помыслов и идеалов, наполняющих человека радостью осмысленной жизни. И этот мир  должен постоянно меняться, обогащаться, как меняются и обогащаются  взрослеющие мысли. Не случайно наш соотечественник, советский писатель Максим Горький писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и тело…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Красота спасет мир"

Красота – категория вечная. Когда-то Ф.М.Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир».  Но красота всегда воспринималась русскими писателями не просто как сов...

Презентация к внеклассному мероприятию "Красота спасет мир"

Презентация иллюстрирует мероприятие....

Красота спасет мир!

Из опыта работы по эколого-эстетическому воспитанию и образованию обучающихся...

Неделя эстетического цикла «красота спасет мир»

Неделя эстетического цикла«красота спасет мир»с 21 апреля по 26 апреля 2008 г n    Дата проведения...

Классный час "Красота спасет мир"

Классный час представляет собой занятие- путешествие по станциям. На этапе закрепления предлагается тест. Кл. час проводился в 4 туре конкурса "Лучший ученический класс-2006"....

Внеклассное мероприятие "Красота спасет мир"

Данное внеклассное мероприятие поможет воспитанникам понять значение выражения " внутренняя красота человека".В мероприятии предложены для обсуждения небольшие притчи и легенды, которые раскрывают сущ...

Сценарий праздника 8 марта Юмористическая шоу-программа «Красота спасет мир»

Сценарий праздника 8 мартаЮмористическая шоу-программа «Красота спасет мир»Учитель музыки  Веселова Г.И.2013 год(Подарок девочкам  на 8 марта, участники концерта -  мальчики)...