Внеклассное мероприятие по литературе "Красота спасет мир"
методическая разработка (11 класс) по теме

Ермольчик Ирина Васильевна

      Красота – категория вечная. Когда-то Ф.М.Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир».  Но красота всегда воспринималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она соединялась в их представлении с любовью, добром, справедливостью. Поэтому известная фраза классика и была определена  основным тезисом нашего мероприятия.

     Это мероприятие – плод совместного творчества с подростками, обучающимися профессии парикмахер. Целью подготовки  стало прежде всего желание показать, что подлинная красота – это не модные стрижки и наряды, не объект любования, а отличительная черта любви и человечности.

  Нам ведь порой так не хватает подлинной гуманности, которая находит свое выражение  в красоте души, мыслей и внешности  человека.

    Кроме того, хотелось прикоснуться к подлинным классическим образцам женской красоты, запечатленным  в портретах и художественном слове, пробудить желание соответствовать им.

    Мероприятие готовилось как коллективное творческое дело, причем учитывались интересы и возможности учащихся. Коллектив группы был разделен на группы:  одна группа собирала материал дл я исторической справки, другая –  подбирала литературные иллюстрации,  третьи – готовили плакаты и т.д.

     Огромное количество материала заставило сделать строгий отбор. И посоветовавшись, мы решили как образец женской красоты представить поэтесс Серебряного века А.Ахматову и М.Цветаеву.

 Мероприятие рассчитано на учащихся старшего подросткового возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

                              Профессиональный лицей №20

                         

                                                  РАЗРАБОТКА

                          ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

                   «Красота спасет мир»

                           

                              Полготовила: преподаватель русского

                                                         языка и литературы

                                                          Ермольчик И.В.

ЦЕЛИ:

 - формирование и развитие чувства прекрасного, эстетическое воспитание;

- обогащение культурной памяти;

 - повышение мотивации учащихся к изучению литературы;

 - воспитание вкуса;

 - формирование умения выразительного чтения стихотворений и прозаических текстов, сбора информации по теме;

 - связь литературы, изучаемой профессии и реальной действительности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

     презентация к мероприятию, аудио- и видеозаписи, плакат «Красота спасет мир».

ВВЕДЕНИЕ

      Красота – категория вечная. Когда-то Ф.М.Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир».  Но красота всегда воспринималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она соединялась в их представлении с любовью, добром, справедливостью. Поэтому известная фраза классика и была определена  основным тезисом нашего мероприятия.

     Это мероприятие – плод совместного творчества с подростками, обучающимися профессии парикмахер. Целью подготовки  стало прежде всего желание показать, что подлинная красота – это не модные стрижки и наряды, не объект любования, а отличительная черта любви и человечности.

  Нам ведь порой так не хватает подлинной гуманности, которая находит свое выражение  в красоте души, мыслей и внешности  человека.

    Кроме того, хотелось прикоснуться к подлинным классическим образцам женской красоты, запечатленным  в портретах и художественном слове, пробудить желание соответствовать им.

    Мероприятие готовилось как коллективное творческое дело, причем учитывались интересы и возможности учащихся. Коллектив группы был разделен на группы:  одна группа собирала материал дл я исторической справки, другая –  подбирала литературные иллюстрации,  третьи – готовили плакаты и т.д.

     Огромное количество материала заставило сделать строгий отбор. И посоветовавшись, мы решили как образец женской красоты представить поэтесс Серебряного века А.Ахматову и М.Цветаеву.

 Мероприятие рассчитано на учащихся старшего подросткового возраста.  

Ход мероприятия

Звучит музыка.

Слово учителя.

      Дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена красоте. Это понятие очень широкое, в словаре Ожегова С.И. одно из значений  толкуется как «совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху».

     Мы сегодня поговорим о красоте человека, в частности, о красоте женской. Что имел в виду Ф.М.Достоевский, сказав в романе  «Идиот», романе о «прекрасно положительном человеке», фразу, которая стала афоризмом: «Красота спасет мир»?

     Понятно, что  настоящая женская красота – это не столько критерий внешний, сколько внутренний. Ведь даже самая красивая девушка или женщина не может  быть по-настоящему прекрасной, если в душе она злобна или завистлива, мстительна или мелочна, корыстна или лицемерна. Д.С.Лихачев отмечал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но  и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным.»

Итак, наш сегодняшний разговор  о гармонии, которая воплощена в человеке, по-настоящему красивом.

Уч-ся 1.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых  давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,                                            

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица – подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот,

Составлена песня небесных высот(Н.Заболоцкий)      

       Сегодняшний наш разговор для вас особенно важен потому, что вы пришли в наш лицей, чтобы получить профессию парикмахер. Из проведенного опроса я знаю, что вы хотели бы не просто научиться стричь, брить, делать укладку, но  и нести людям радость, делая их красивее, стараться  показать индивидуальность каждого .

Слайд 1.Картина Г.Серебряковой «За туалетом» .

Она у зеркала творила красоту,

Из, сонной женщины лепила совершенство,

В помаде скрыв ночную наготу

Губ чувственных, припухших от блаженства.

Ракушечная выгнутость ресниц,

Переливаясь нежным перламутром,

Маня  ныряльщиков за жемчугом .Цариц

Узнаешь по повадкам даже утром.     (А.Шведов)

 Молодая девушка перед зеркалом, открытый взгляд, роскошные длинные волосы. Этот образ встречается и на полотнах других художников, например, репродукция с картины О.Ренуара. Воистину обаяние женщины во многом зависит  от ее волос, прически…

    Группа учащихся подготовила нам небольшой экскурс в историю. Мы обратимся к истокам парикмахерского искусства, но вместе с тем и к произведениям искусства, воспевающим женскую красоту.                                

1 уч-ся.

Красивые волосы – блестящие и густые – во все времена считались лучшим украшением девочки, девушки, женщины. Самые давние свидетельства об искусстве ухода за волосами связаны с Древним Египтом. Интересно отметить, что некоторые средства и предметы ухода за волосами, использовавшиеся еще древними египтянами (например, хна гребни, шпильки) продолжают применять и в наши дни.

Слайды «Женщины Древнего Египта»

2 уч-ся.

Слайды «Женщины Древней Греции»

В  Древней Греции, как свидетельствуют древние историки, знали много секретов косметических средств. Например, им было известно искусство завивки волос железным стрержнем, а для сохранения прически греки пользовались сеткой для волос. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке. Красоту греческих девушек воспела поэтесса Сафо, красота стихов которой побудила поэтов называть ее «десятой музой» и приравнять к богиням.

Бремя роз соври, взращенных Лесбосом,

Пряжки отстегни и тяжелым косам

Дай пролиться с плеч к бедрам бледно-нежным –

Ливнем мятежным.

Стань среди олив, сбрось глухую столу,

Руки заломи, протяни к Эолу;

Буду я с тобой, как поэт средь чащи

 С арфой молящей.

Дрожью рук пройду в вдохновеньи юном

По твоей душе, как по тихим струнам…

Зазвучи ты вся в полдне истомленном.

Во взгляде влюбленном.

                                     3 уч-ся.

Слайды «Женщины Древнего Рима»

В Древнем Риме ценились светлые волосы. Знатные римлянки уделяли большое внимание своей внешности: ежедневно пользовались косметикой. В моде была крутая завивка, которая еще и начесывалась. Римлянки первыми научились осветлять волосы. Секрет изготовления средства осветления волос так и остался неразгаданным. Римлянки любили и ювелирные украшения: диадемы, серьги, накидки.

Из  «Илиады» Гомера

Гера вошла в почивальню, которую сын ей любезный

Создал Гефест.

Тело умаслив, прекрасны власы расчесала,

Хитро сплела и сложила, и волны блистательных кудрей,

Пышных, небеснодушистых, с бессмертной главы ниспустила.

Тою душистой оделася ризой, какую Афина

Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров.

Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,

Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным.

В уши – прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,

Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.

Легким покровом главу осенила державная Гера,

Пышным, новым, который, как солнце, сиял белизною.

Так для очей восхитительным тело украсив убранством,

                                     Вышла из ложницы Гера.

Слайд «Женщины эпохи Средневековья»

4 уч-ся

Следующий период – эпоха Средневековья. В это время зарождался культ Прекрасной  Дамы, рыцарского служения ей. Прекрасная Дама была хрупкой и тонкой, с белой, как лилия, кожей и большими голубыми глазами. Длинные золотые локоны спадали до бедер. Молодые девушки носили волосы распущенными. Замужние дамы прятали  их под покрывалом. Условием красоты были кудри, их завивали с помощью щипцов и специально разогретых палочек. Блюстители морали считали греховным естественное желание женщины выглядеть лучше, чем она есть.

 К этому периоду относится печальная ода любви – трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Слайд  «Ромео и Джульетта»

Приди  же, ночь!

Приди, приди, Ромео,

Как день, как снег, светящийся во тьме,

Как иней на вороньем оперенье!

Приди святая, любящая ночь!

Приди, приди ко мне, Ромео!

Дай мне его. Когда же он умрет,

Изрежь его на меленькие  звезды,

И все так влюбятся в ночную твердь,

Что бросят без вниманья день и солнце .

5 уч-ся.

Грядет эпоха Возрождения.

Слайды « Женщины эпохи Возрождения»

Женщины юга по-прежнему стремились к тому, чтобы стать блондинками. Они часами сидели под палящим солнцем в лоджиях , надев шляпы с огромными полями, предохраняющими их лица от загара( в моде была белая кожа). На поля шляпы-солари выкладывались пряди волос. В прическе обязательным условием был открытый высокий лоб. Стремясь увеличить высоту лба, сбривали часть волос. Иногда сбривали и брови.

                                            «О! Как молодость прекрасна, но мгновенна! Пой же, смейся, счастлив будь, кто счастья хочет, и на завтра не надейся,» - писал в своих стихах Лоренцо Медичи, правитель Флоренции.

Красавиц того времени мы можем видеть на полотнах Ботичелли.

5 уч-ся.

А как же выглядели девушки  и женщины на Руси?

Слайды « Женщины Руси»

Нужно сказать, что волосы с древнейших времен имели в нашей стране символическое значение: считалось, что они защищают человека, сохраняют его силу. Многие современные исследователи считают, что человеческие волосы  содержат какой-то сильный энергетический заряд, и именно этим объясняют возникновение различных примет и верований, связанных с волосами..

С древнейших времен русские девушки могли ходить с непокрытой головой, они, как правило, заплетали одну косу  и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом.

     Замужние женщины должны были обязательно прятать волосы под платками, а в праздничные дни заплетали в 2 косы, а на голову надевали богато украшенный твердый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. Распускать волосы и снимать головной убор можно было только перед мужем. Если с замужней женщины срывали головной убор, то тот, кто это сделал, должен выплатить штраф. Открытыми у замужних женщин оставались только лицо да кисти рук.

Длинные распущенные волосы считались признаком независимости, что считалось неприемлемым для женщины.

Л.Ю.Лермонтов писал в «Песне про купца Калашникова»:

На святой Руси нашей матушке,

Не найти , не сыскать такой красавицы:

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

 ПО плечам бегут, извиваются.

Символом красоты русской женщины стала Ярославна, жена князя Игоря, воспетая неизвестным поэтом в «Слове о полку Игореве»

Репродукция с картины И.Глазунова

Видео «Плач Ярославны»

 Плач Ярославны.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

"Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь".

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?"

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,                

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

             

"Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!"

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

"Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?"

Музыка.

 Слайд «Поэзия женской души»

    Итак, мы закончили наш экскурс к истокам: к истокам парикмахерского искусства, к истокам поэзии, к истокам женской красоты.

Идут годы, века, сменяются эпохи, стили, представления о моде, а понятие о красоте, той, которая должна спасти мир, осталось прежним. Если говорить о женщине, то  она воплотилась  в современный образ женщины-возлюбленной, жены, матери.

    Кто расскажет, чем дышит, о чем грезит, что чувствует женщина, лучше, чем она сама?

Две поэтессы –дочери одной эпохи- представительницы Серебряного века русской поэзии. Это они  - Анна Ахматова и Марина Цветаева- создали «поэзию женской души».

  Ахматова говорила о стремительной непредсказуемой поэтессе: «Марина часто начинает стихи с верхнего до», а Марина Цветаева открыто признавалась в любви Анне Ахматовой, восхищалась ею:

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

 Мы шарахаемся и глухое: ох!-

Стотысячное тебе присягает: Анна

Ахматова! Это имя огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем , что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

 

В певучем граде твоем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

И дарю тебе свой колокольный град,

- Ахматова! – и сердце свое в придачу.

Музыка

Слайд «Анна Ахматова»

Уч-ся

Известно множество портретов Анны Ахматовой, да это и неудивительно. У нее была поэтическая внешность, само имя ее звучит поэтично. Художники, что называется, наперебой писали ее: А.Модельяни, Н.Альтман, О. Кардовская, Петров-Водкин, Анненков…

Сама Ахматова говорила, что «выглядела так, как хотела». А ее современник Георгий Адамович, познакомившийся с ней еще в юности, вспоминал: «…нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позже в ее наружности обозначился оттенок трагический…когда она стояла на эстраде, казалось, облагораживала и возвышала все вокруг…»

Уч-ся

На многих портретах  А.Ахматова изображена с шалью на плечах. Помните стихи А.Блока, посвященные ей?

«Красота страшна»,- Вам скажут, -

Вы накинете лениво

Шаль испанскую на плечи,

Красный розан  - в волосах.

«Красота проста»,- вам скажут,-

Пестрой шалью неумело

Вы укроете ребенка,

Красный розан – на полу.

Но рассеянно внимая,

Всем словам, кругом звучащим,

Вы задумаетесь грустно

 И твердите про себя:

«Не страшна и не проста я;

И не так страшна, чтоб просто

Убивать; не так проста я,

Чтоб не знать, как жизнь страшна».

Уч-ся

 На портрете Альтмана шаль поэтессы желтого цвета. Она струится вокруг синего открытого платья, спадая почти до пола. Есть еще фарфоровые скульптуры Ахматовой, на одной из них она, укутана в шаль , а у ног ее красный розан. Другая скульптура изображает поэтессу в кресле , а на плечи небрежно накинута шаль. Художница О.Кардовская записала в дневнике: «Я любовалась красивыми линиями и овалом лица Ахматовой. Художникам она доставляет радость любования – и за то спасибо!»

Видео.

Музыка.

Если поэтическое слово А.Ахматовой было гармоничным и царственным, то М.Цветаева родилась с «крылатой» душой, в ее стихах поражает безмерная многокрасочная эмоциональность и, вместе с тем, удивительная музыкальность.

                Видео. Романс «Мне нравится, что Вы больны  не мной» в исполнении Аллы Пугачевой

Кто создан из камня, кто создан из пены, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я- бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

В купели морской крещена – и в полете

Своем непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь  о гранитные ваши колена

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует – веселая пена –

                Высокая пена морская!

Постепенно Марина из круглолицей девушки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом. Она страстно желала познать этот мир, она всматривалась, вслушивалась, искала ответы на вопросы

Видео. Татьяна Доронина читает стихотворение «Бабушке»

Две прекрасные женщины, два поэта, создавшие поэзию женской души, поэзию любви и света. Без любви к ближнему, без страдания – нет истинной красоты.

Обращаемся к плакатам.

 Обратите внимание на подборку репродукций портретов : они отражают женскую красоту разных эпох, разных времен.

В заключение хочу напомнить слова Л.Толстого: «Влюбиться можно в красоту, а полюбить только душу»

 

Не позволяй душе ленится!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудится

И день, и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

 

НЕ разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

 А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий.

 «Не позволяй душе лениться»

Чтобы обобщить все сказанное и перечувствованное прошу попытаться составить синквейн

На экране слайд – правила оставления.

Составляем все вместе

Красота

Внешняя и внутренняя

Радует глаз, улучшает жизнь, преобразует мир

Мы попытаемся соответствовать высокому

Понятию красоты.

Звучит музыка.