Сатирические образы человека.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Чемисова Светлана Александровна

Знакомство учащихся с приемами художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сатирические образы24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство 6 класс.

Тема: Сатирические образы человека.

Цель: познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями .

Планируемые результаты: понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности,  оценивание усваиваемого материала.

Регулятивные: соотнесение известного и неизвестного, определение последовательности действий, прогнозирование результатов,  контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, способность к выбору.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма  действий, самостоятельный учет установленных ориентиров действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,  достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, нацеливание на получение  продукта- результата деятельности.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

Действие учителя

Действие ученика

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствую, успокаиваю, усаживаю.

- Сегодня на уроке вам понадобятся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные материалы (цв. карандаши, акварель).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе водолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется – Портрет.

Приветствуют учителя.

Отгадывают  загадки

Анализируют материал, определяют значение данных для результата своей деятельности на данном уроке.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На протяжении всей четверти, мы говорим о портрете.

- Давайте вспомним, что же такое портрет и какие виды его существуют?

(прием «Мозговой штурм»)

Портрет, это, прежде всего изображение головы человека. А есть ли какие-то правила при выполнении построения рисунка? У вас у каждого есть карточка с правилом, верные они ли нет, проверьте и обоснуйте свой ответ.

  1. Изображать голову можно только в двух ракурсах. Фас и профиль.
  2. Высота головы делиться на три части.
  3. Расстояние между глаз, равно длине носа.
  4. Уголки губ, доходят до внешних уголков глаз.
  5. Линия глаз располагается на ¼ от макушки головы.
  6. Длина носа равна 2/4 длины головы.
  7. Ширина носа равна длине губ.
  8. Мочка уха располагается на одной линии с губами.

А всегда ли мы, рисуя портрет, сохраняем пропорции?

- И что же происходит с рисунком?

Фронтальная работа. Повторяют изученный ранее материал.

Работа всего класса.

Анализ изображений.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

III.

Выявление места причины затруднения.

Рисуя портрет, художник старается передать внешнее сходство, т.е. сделать рисунок реалистичным, сохранить при этом пропорции.

 - Скажите, можно ли нарисовать портрет с искаженными пропорциями, и будет ли это портрет?

 Существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, искажается, передается более остро, и тогда возникают новые образы.

Формулируют тему урока.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

IV.

Построение проекта выхода из затруднения.

Тема урока  тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся только выяснить, о каком именно изображении идёт речь.

«Сатирические образы человека»

- Скажите, какова цель нашего урока?

Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

 Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием

Формулируют тему урока.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

V. Реализация построенного проекта.

«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.

Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.

- Что такое карикатура?

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) – это Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Карикатура – это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.

Жанр получил развитие в графике и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В периоды революций и общественных потрясений всегда расцветало искусство карикатуры. Язык художников – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура.

Наибольший подъём и расцвет политической карикатуры наблюдался во Франции в период революционного подъёма – Великой французской революции 1789 г. и революции 1848 г.

Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.

 «Законодательное чрево».

 - Что видим? Почему художник так изобразил людей?

 «Адвокаты».

В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты.

Кукрыниксы.

Сложную обстановку во внешней и внутренней политике они отражали в карикатурах.

 «Трюк с бомбой».

 «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).

Другая форма сатирического жанра – шарж.

 - Что такое шарж?

Шарж

Шарж - (от франц. )– искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика людей с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.

Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.

Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

- Что такое карикатура?

- Что такое шарж?

Мы рассмотрели примеры, а какие средства выразительности используют художники при выполнении сатирических изображений?

Физминутка «Улыбка сатиры»

Рыдает дуреха

Как будто ей плохо.

Бьет ножкой об пол.

Так долго кричала,

Что всех напугала.

Исследование проблемных вопросов, с помощью рассуждений

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм действий)

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Итак, мы подошли к практической работе.

–Выполните рисунок с изображением сатирического литературного героя из произведения А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам»:

– Нарушение пропорций вызывает смех!

– Асимметрия не повредит карикатуре!

– Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

– Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

– Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело!

– Одежда велика или мала, так и надо!

– Голова больше туловища? Здорово!

– Ноги короче рук, тоже не плохо!

– Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

– Желаю удачи!

Работают индивидуально, выполняют самопроверку, устраняют допущенные недочеты, сравнивают полученный результат с аналогом.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

VIII.  Включение в систему знаний и повторение.

Выставка работ

  1. Что общего между карикатурой и шаржем?
  2. Какова цель карикатуры?
  3. Чем отличается шарж от карикатуры?

Дети выполняют задание по выработанному  алгоритму

регулятивные:

- умение  поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

IХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу на уроке:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил работу?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью?      С чьей?

– Что бы ты хотел изменить в своей работе?

– Как бы ты оценил свою работу?

На столе стоит копилка-шарж. После окончания урока учащиеся должны бросить монетку в копилку в том случае, если им понравился урок, всё удалось в практическом задании. Те учащиеся, которые считают, что по окончании урока у них остались какие-то пробелы, оставляют монетку на столе.

Уборка рабочего места.

Оценивают свою работу.

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

 - установление связи между целью  деятельности и её результатом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатирические образы человека

Данная презентация знакомит учащихся с понятием " сатирический образ" человека в искусстве, с разновидностями карикатуры и приёмами создания дружеских шаржей....

Урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"

Презентация для 6 класса пр программе Б.Неменского "Сатирические образы человека"...

Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»

Урок составлен на основе  программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические  образы человека»...

Сатирические образы человека

Урок по ФГОС 6 класс по программе Неменского Б.М....

"Сатирические образы человека"

В презентации представлен материал о карикатуре и ее разновидностях (шарж, лубок, гротеск)...

Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"

Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации  и оценочный лист....