Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Юдакова Наталья Борисовна

Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации  и оценочный лист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 6 классе.

Тема: «Сатирические образы человека»

Цель: создать условия для понимания  учащимися  –

- понятий  «правда жизни и языка искусства», знакомства с приемами художественного преувеличения,  сатирическими жанрами  и образами в искусстве;

- что нужно учитывать при отборе деталей, чтобы обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей;

- силуэтной техники и умение пользоваться ею при создании сатирического образа литературного героя;

- красоты и индивидуальности человека.

Литературный ряд – Владимир Лифшиц «Мои друзья – загадки для меня».

Музыкальный ряд -  И.С.Бах «Шутка».

Зрительный ряд – Презентации «Сатирические образы человека», «Работа над образом сказочного героя в технике силуэта».

Приложения 1, 2.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Введение в тему:

Мои друзья - загадка для меня:

Мы сверстники, погодки, - почему же

Я лучше становлюсь день ото дня,

А вот друзья день ото дня все хуже?

Тот оплешивел, этот окривел,

Тот с зонтиком, у этого калоши.

Собачки, дачки, карты - их удел.

 Мои друзья - плохие. Я - хороший.

                                                              (Владимир Лифшиц)

Учитель – Что хотел сказать автор этим стихотворением? Какой характер оно носит?  А приходилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дружеские стишки для своих знакомых? Как они называются? (Пародии, юморески, басни). Как называются смешные песенки? (Ответ-Частушки). А вот известный композитор с мировым именем И. С. Бах написал своё музыкальное произведение и назвал его «Шутка». Послушайте его и расскажите о характере музыки  (Уч-ся слушают фрагмент произведения и отвечают на вопрос).

  1. Определение темы и целей урока.

Учитель – (Работа с презентацией) Посмотрите на данные изображения. Что здесь изображено? (1 слайд) Это изображение реалистическое? (юмористическое).  Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (ответы уч-ся). (Слайд 2).

-Что бы вы хотели узнать по данной теме? Чему научиться? (Ответы уч-ся) (Слайд 3).

Слайд 4. Карикатура как жанр ИЗО.

Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где отрицательные образы, отрицательные типы, явления негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро. В карикатуре недопустима усложненность, излишняя насыщенность деталями - все должно быть просто для восприятия. Нежелательно слишком большое приближение к натуре: тогда карикатура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное. Некоторые полагают, что карикатура - это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое заблуждение. Сложные вопросы пространства, света и цвета, анатомии и перспективы в карикатуре, правда, решаются упрощенно и в своеобразной форме. Но это упрощение требует от художника серьезного владения всеми этими средствами. Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым, гротескным преувеличением их вызывать смех. Несмотря на тенденциозное преувеличение, карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.

Человек - основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях - он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процессе создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набрасывать схематичными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей).

Карикатурист должен упорно тренировать зрительную память, так как ему более чем другим художникам приходится работать по памяти и по представлению. Для тренировки полезны два способа. Первый - постоянно делать быстрые наброски с натуры, когда художнику приходится передавать только главное. Второй - постоянно работать по памяти, то есть повторять по памяти свои «академические» рисунки по инструкции рисунка головы, которая лежит у каждого на столе. Один из труднейших компонентов - лица персонажей с их характерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Решая эту задачу, следует особенно много приложить старания, непрерывно делая наброски различных типажей с натуры, остро подмечая характерные черточки. Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться в объект изображения, находя главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть. Зарисовывать следует так, чтобы человек не подозревал об этом, не позировал. Создавая сатирический образ, можно преувеличить характерный абрис головы.

Слайд 5. Вы видите юмористический рисунок Гитлера, выполненный в 1933г. художником Борисом Ефимовым и политическую карикатуру на Гитлера, «Немецкий зверь» художника Дени, нарисованную в 1945г. - Исключительная роль данный жанр имел в годы Великой Отечественной войны: плакатах, листовках, фронтовых газетах художники –  бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. А кто это были за люди и почему их так называли  вы сами ответите на следующим уроке. Это и будет вашим творческим домашним заданием.

Слайд 6-7. Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

Слайд 8-9. Шарж - (от франц.)– искаженное изображение, шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика людей с остроумным и комическим преувеличением характерных черт. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.

Слайд 10-11.  Лубок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы.

Слайд 13-17. Первичная проверка знаний. Тест. Задание 1.  1. Карикатура. 2. Лубок. 3. Шарж. 4. Гротеск.

Определите соответствующие им понятия. 1. Юмористический или сатирический портрет. 2. Народная (фольклорная) картинка. 3. Юмористический или сатирический рисунок. 4. Причудливый (фантастический) образ. Взаимопроверка.

\

4. Закрепление полученных знаний.

- Откройте в учебнике стр.116-119.  Определите к какому жанру относится каждая  иллюстрация. (Работа в парах).

 – Все пары пришли к одному мнению? У кого мнения разошлись? (Фронтальная проверка).

  1. Физкультминутка.  

Гимнастика для глаз.

 6. Практическая работа.

Презентация №2.

Слайд 1. Задание.

Слайд 2. Силуэт— изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Слайд 3- 4. Виды силуэтов.

Слайд 5-6  - Термин “силуэт” происходит от фамилии Этьена де Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV.

По национальности Этьен был баском, и его фамилия на родном языке звучит как “Зулоэта”. Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде “музей теней”.

Так или иначе — термин силуэт восходит к фамилии Этьена де Силуэтта. Как это не раз случалось, фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение экс-министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания.

А изобразительное искусство обогатилось ещё одной портретной техникой.

- Так что же такое – искусство силуэта? Можно ошибочно думать, что силуэтисты должны хорошо рисовать. Само слово “силуэт” чаще воспринимается как “портрет”, потому что, благодаря нехитрым приспособлениям, любой человек, способный держать в руках карандаш или ножницы, может изготовить профильный портрет. Психологи считают, что художники и зрители, отдающие предпочтение чёрно-белому изображению, имеют богатое воображение, больше действуют по интуиции, не боятся перемен и, как ни парадоксально это звучит, не делят мир на “чёрное” и “белое”.

Слайд 7. - Проверим, насколько богато ваше воображение?

Слайд 8-11.  Объяснение хода практической работы.

Самостоятельное выполнение работы.

- Ребята, в ходе самостоятельной работы вы можете пользоваться различными  графическими материалами: карандаш, тушь, уголь.

Выставка работ учащихся. (Учащиеся дают оценку работам своих одноклассников).

7. Подведение итогов работы.

-  Подведём итоги нашей работы.

- Скажите, то, что вы хотели узнать по данной теме, вы узнали?

-С  какими ещё интересными сведениями и фактами вы познакомились?

-Для чего вам нужен материал, изученный сегодня?

- Оцениваете свою работу на уроке. (Оценочный лист).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА; "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

УРОК ПОСВЯЩЁН ЗНАКОМСТВУ С МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ КОМПОЗИТОРОВ И РАЗНЫХ ЖАНРОВ...

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

Урок ИЗО 5 класс Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Уроки №1, 2, 3

В данной работе представлены конспекты  трех  уроков на тему  Древние образы, единство формы и декора  в народных игрушках....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...