План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Пискунова Мария Анатольевна

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока Изобразительного искусства в 6 классе на тему: «Сатирические образы человека. Шарж»

Оборудование:

АРМ

Учебная доска

Распечатки комплекта заданий для каждой группы

Словари (Ожегова, Ушакова, иностранных слов, БЭС)

Маркеры, клей

Ход урока

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ребята!

Учитель: Мы начнем наш урок с просмотра рисунков и определяем тему нашего урока. (На экране рисунки карикатур, комиксов, шаржей)

Что объединяет эти рисунки?

Дети: Они смешные, юмористические

У: Кто изображен на них?

Д: Люди, человек, образы

У: Что вызывают эти образы?

Д: Улыбку

У: Определяем тему нашего урока

Д: Юмористические образы человека

У: Юмористические или сатирические образы человека. Вы верно определили тему нашего урока.

У: (НА ЭКРАНЕ ШАРЖ) Как называется такой рисунок?

Д: Карикатура

У: (ДЕМОНСТРИРУЕТ КАРИКАТУРУ) Вот это карикатура. Кто знает, что это за вид рисунка? (ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ ШАРЖ)

Д: Не знаем

У: Это шарж и с ним мы познакомимся сегодня.

 Тему сегодняшнего урока мы определили и это САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА. ШАРЖ (Размещение темы урока на доске)

У: Определяем цель нашего урока?

Д: НАРИСОВАТЬ ШАРЖ (Размещение цели урока на доске)

У: Кто готов сейчас нарисовать шарж? Почему?  

Д: Не хватает знаний

У: Назовите шаги, с помощью которых мы сможем прийти к цели. (ДЕТИ ПРОГОВАРИВАЮТ ЗАДАЧИ УРОКА)

Д: 1. Познакомиться с сатирическими образами в искусстве

     2. Найти отличительные черты шаржа

     3. Составить план работы над шаржем

(Размещение задач урока на доске)

У: Более подробную информацию мы получим при работе в группах.

Задание для 1 группы: Из текста выбрать виды сатирического рисунка и перечислить основные черты каждого. (Приложение 1)

Задание для 2 группы:

Соотнести вид сатирического рисунка с изображением. (Подборка шаржей 5-6 фото, гротеска 5-6 фото, комиксов 5-6 фото)

Задание для 3 группы:

  1. Сравнить термин «Шарж» в словарях и выбрать наиболее точное определение
  2. Сравнить портреты и шаржи и сказать чем они отличаются? (Подборка портретов и шаржей на известных людей 3-4 человек)

У: Каждая группа выбирает спикера. Время работы группы 5 минут. Доклад спикера 1 минута.

РАБОТА В ГРУППАХ

У: Внимательно слушаем доклады групп. Задаем вопросы (СПИКЕРЫ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 группы

У: (Обращаясь к классу) Какие сатирические образы человека вы запомнили?

      Какие черты карикатуры вы запомнили?

Д: Отвечают на вопросы

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ

У: (Обращаясь к классу) Оцените работу группы.

Д: (показывают знак)

У: (К СПИКЕРУ) Докажите, что эти сатирические рисунки относятся к КАРИКАТУРЕ?

Д: (Заслушиваются ответы детей)

У:  Почему эти сатирические рисунки относятся к ГРОТЕСКУ?

Д: (Заслушиваются ответы детей)

У:  Почему эти сатирические рисунки относятся к ШАРЖУ?

Д: (Заслушиваются ответы детей)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ

У: Почему ШАРЖИ не вызывают обиду?

Д: Они добрые

У: Действительно, шаржи – это добрые рисунки.

     Для того, чтобы нарисовать ШАРЖ, что нам необходимо составить?

Д: план

У: Какие шаги для этого необходимы?

Д: Перечисляют:

     1.  Выбрать человека, к которому вы относитесь по-дружески

  1. Изучить лицо человека
  2. Найти и нарисовать основные особенности и характерные черты человека остроумно и комично

  (Размещение плана работы над шаржем на доске)

У: Вернемся к цели нашего урока. Все ли мы выполнили?

Д: Нет. Мы не нарисовали ШАРЖ

У: Мы приступаем к рисунку ШАРЖА (ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК)

Рефлексия

У: А сейчас я порошу вас оценить, насколько вам был полезен урок. Продолжите фразы:

- Мне интересно было …

- Я научил(-ся) (-ась)…

- Я узнал (-а)….

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

У: Спасибо за работу!

Приложение 1

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА

Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры – прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Гротеск – искусство портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму. Одним из лучших примеров работ в этом стиле является серия «Гротескные головы» Леонардо да Винчи. В то время художник вряд ли рисовал с юмором – просто попытался передать крайне неприятную форму лица. Шаржи впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в 16-17 веках. Понятие "шарж" пришло к нам из Франции. Исходя из французского определения, можно сказать, что шарж – это рисунок, в котором изображаются желаемые персонажи в шуточной, но в то же время добродушной форме. Он отличается от обычного рисунка тем, что главные узнаваемые черты лица и достоинства персонажа намного преувеличены, чем есть на самом деле.  Одними из самых известных примеров графики в таком стиле являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта от британского художника Джеймса Гилрея. Он изобразил французского императора коротышкой в огромной шляпе. В результате до сегодняшнего дня эта тема интересует публику. Комиксы  – это образы вымышленных персонажей. Впервые рассказы в картинках были опубликованы в 19 веке швейцарским писателем и художником Тепфером в попытке создать новый способ передачи литературного произведения. Его концепция была предвестником появления анимационного искусства и современных комиксов. Первые связанные истории в живописи были предназначены для публикации в ежедневных газетах, поэтому быстро набросаны и не отличаются талантливостью. В противоположность этому карикатура и сатирические шаржи являются очень кропотливой работой – вручную подбирались цвета в глянцевых изданиях. Даже сегодня эта дифференциация остается. Цветная карикатура, используемая для иллюстрации стаей журнала или газеты, отличается более высоким художественным качеством, чем комический эскиз. С появлением компьютерной техники, карикатуристы расширили жанр, создавая сложные, комические и мультипликационные изображения, особенно в области фантастики.

Приложение 2

Гротеск – искусство портретной живописи, где лицо искажается в уродливую форму.

Шарж – это рисунок, в котором изображаются желаемые персонажи в шуточной, но в то же время добродушной форме.

Комиксы  – это сатирические образы вымышленных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 7 классе.

План-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе адаптивной школы, тема урока: Рисование  снатуры объемных предментов округлой формы (овощи)". Материал к уроку включает  план-к...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...

Урок по изобразительному искусству на тему «Сатирические образы человека».

Урок по изобразительному искусству на тему«Сатирические образы человека»....