Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Мухаметзянова Алина Дамировна

Статья о духовно-нравственном развитии учащихся на уроках изобразительного искусства через чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаметзянова Алина Дамировна

МБОУ «Гимназия №5» ЗМР РТ, учитель ИЗО и технологии

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

                                                          Широка страна моя родная,

                                                                Много в ней лесов, полей и рек!

                                                                Я другой такой страны не знаю,

                                                               Где так вольно дышит человек.

                                                                    От Москвы до самых до окраин,

                                                                      С южных гор до северных морей,

                                                            Человек проходит как хозяин

                                                           Необъятной Родины своей…

В.И. Лебедев-Кумач

Для того чтобы прививать чувство патриотизма, чувство высокой гражданской ответственности за свою страну ученикам на занятиях изобразительного искусства, для начала я бы хотела для себя ответить на вопросы «А кто же такое патриот? Что такое патриотизм?».

Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.   Как мне кажется, ключевое слово в данном определении «любящий».  

Мы любим все, что окружает нас с детства: родителей, друзей, школу, родной город, сквер с цветущими каштанами, бескрайнее пшеничное поле, звонкую речку у бабушки в деревне, солнце, родные лица и голоса, без которых наша жизнь потеряла бы всякий смысл.

Человек, не способный  любить, не замечающий красоту вокруг, не умеющий ценить то, что у него есть и его окружает, не может знать и что такое любовь к  своей Родине, далеки от него и понятия  жертвенности и преданности своему народу. Патриотизм – это не показная бравада и не игра словами на многолюдных митингах. Это чувство живет в человеческом сердце, мерцая неугасимой искрой, готовой разгореться решительным пламенем в трудный для любимого Отечества час.

Я считаю, приоритетной целью изучения «Изобразительного искусства» является духовно - нравственное развитие ребёнка, т. е формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Это свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, верность, храбрость, героизм. Важным компонентом в формировании этих качеств является – побуждение к чувственным переживаниям, осмыслению произведения искусства, любовь к окружающему миру, интерес к историческому прошлому своего народа, города, страны, к обрядам и традициям. Уроки по изобразительному искусству в школе нужны для того чтобы развивать способности ребят к самовыражению, учить их  видеть прекрасное вокруг себя, умению получать удовольствие от проделанной работы, раскрывать их творческий потенциал,  возможность продемонстрировать свою точку зрения и свое собственное я. Известно, что природа – один из самых древних воспитателей человека.  Она формирует в людях наблюдательность, волю, развивает их эмоциональный мир, учит ощущать ритм, гармонию и цветовое единство.  На занятиях ребята учатся не только  бережно относится к природе, заботиться о ней и поддерживать ее красоту, но и умению видеть эту красоту и наслаждаться ею. Искусство – это особый мир прекрасного. Природе здесь принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами.  Роль преподавателя помочь увидеть эту красоту. Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти грань, где кончается эстетическое переживание и начинается нравственное, потому что разрушение красоты живого не может не вызвать чувства сострадания, жалости, желания помочь. Это желание помочь, защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и есть проявление патриотизма. 

При выполнении творческих работ  учащиеся показывают свое личное отношение к окружающему миру, творческую фантазию, воображение, умение найти связь между словом, рисунком, музыкальной мелодией и реальным предметом или явлением. Учащимся предлагаются задания различного характера, показать умение работать с различным изобразительным материалом в разных техниках, проявляя при этом импровизацию, фантазию, наблюдательность. Творческие работы школьников отличает тематическое богатство, отражающие широкий круг жизненных проблем реальной деятельности.

Мир ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания знания становятся опытом, формирующим полноценную личность. Одним из основных принципов уроков изобразительного искусства является принцип «от жизни через искусство к жизни».  Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важным условием формирования развитой личности, то есть формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем. Эстетическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание неразрывны в формировании полноценной, гармоничной личности. Общение с изобразительным искусством, элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы ученика, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению, формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию.

Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например: темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами, на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских и татарских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских и татарских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе русского и татарского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре. Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают выставки, музеи, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию, Республику Татарстан, поддерживаются богатейшие традиции.

Процесс воспитания происходит не назидательно, но формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение, объединяет людей, побуждает их к творчеству, активизирует их сознание, формирует целостные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому многонациональной России, к традициям, верности Отечеству. Не маловажное значение для формирования патриотических чувств, сознания, поведения средствами изобразительного искусства имеет наличие в программе по изобразительному искусству регионального компонента, направленного на приобщения школьников к национальной культуре коренных жителей Поволжья. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в этом процессе занимает формирование толерантного сознания, чувство единства, дружбы, равенства и братства, объединяющее народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлению национальной ограниченности. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры. Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут наши нынешние школьники. Но думаю, если дети научатся с удовольствием выполнять творческие работы, любоваться  красотой, гордиться своей страной, беречь природу, значит можно быть спокойным за будущее России. Мы счастливые люди, которые живут в огромной и богатейшей стране. И наша основная задача научить нынешнее поколение детей дорожить этим счастьем.

                                                         Красоту увидеть в некрасивом,

                                                              Разглядеть в ручьях разливы рек!

     Кто умеет в буднях быть счастливым,

                                                               Тот и впрямь счастливый человек!

                                                                        И поют дороги и мосты,

                                                       Краски леса и ветра событий,

                                                                        Звезды, птицы, реки и цветы:

                                                          Дорожите счастьем, дорожите!

Э.А.Асадов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

«Формирование художественных способностей, учащихся через восприятие красоты природы на уроках изобразительного искусства во 2 классе» по теме: «Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна»

Формирование художественной культуры учащихся через познание красоты природы. Развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира...

Формирование патриотических чувств суворовцев на уроках изобразительного искусства

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнен...

Формирование УУД учащихся через виртуальный эксперимент на уроках физики

Статья на IV городские  методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» (в соавт. с Головыриной Е.Г., учителем физики и информатики МОУ СОШ №15)Зад...

Представление собственного опыта "Формирование компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики"

Формирование компетенций учащихсячерез применение ИКТ на уроках математики            Задача системы образования всегда состояла в формировании у...

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...