Цвет. Основы цветоведения. 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Мухаметзянова Алина Дамировна

На данном уроке учащиеся учатся анализировать, обобщать и делать выводы на основе несложных экспериментов при работе с цветовой палитрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet.osnovy_tsvetovedeniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

6 КЛАСС

Цели деятельности учителя

Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

 http://ru.wikipedia.org/wiki

 http://www.artsait.ru

Оборудование

Гуашь, кисти, бумага, палитра

Наглядно-демонстрационный материал

Схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.

Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

– В шкатулке лежит бумага разных цветов. Я предлагаю вам послушать отрывки из разных стихотворений и выбрать из шкатулки кусочки бумаги того цвета, который соответствует чувству, вызванному у вас стихотворением.

Светило дня, краснея сквозь туман,

Садится горделиво за курган,

И, отделив ряды дождливых туч,

Вдоль по земле скользит прощальный луч

Так сладостно, так тихо и светло…

                                           М. Ю. Лермонтов

Чувства: нежность, покой, тепло… .

Цвет: красный, желтый, оранжевый… .

Под голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

                                          А. С. Пушкин

Чувства: восторг, величие, холод…

Цвет: голубой, синий, фиолетовый, белый…

Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель. Выбирают и называют цвета, соответствующие определенным чувствам

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют

цель, проблему

в учебной деятельности.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств

цвета)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки –

физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры.

Закончите предложение:

– Чтобы художник мог передать в своем произведении чувства, переживания, представления о красоте, воздействовать на зрителя, он должен знать все о…

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Цвет (от лат. «color»)– ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра.

Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные  цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.

– Для простоты и наглядности предлагаю собрать цветовой круг: три основных цвета (красный, желтый и синий) размещены в треугольнике. На столе дополнительные цвета. Найдите три дополнительных цвета, которыми необходимо дополнить наш треугольник (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выберите остальные дополнительные цвета и расположите их строго напротив друг друга.

Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими?

Изучают свойства цвета. Создают цветовой круг. Определяют основные

и составные цвета, их место в спектре

Фронтальная,    

индивидуальная работа

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский.

Практический

– Как сделать цвет светлее и темнее? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить практическое задание.

Практическое задание: Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»).

Исследуют взаимодействие серого и белого с остальным спектром. Создают разные оттенки одного цвета (творческий поиск)

Индивидуальная работа

Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся

– Что художнику необходимо знать о цвете?

– Основные цвета.

– Как получить составной цвет?

– Пары дополнительных цветов.

– Как сделать цвет темнее или светлее?

Выставка работ учащихся. Рассматривают работы, делятся опытом

Отвечают

на поставленный вопрос. Свободно перемещаются

по классу, беседуя друг с другом о том, что получилось
и как

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему "Цвет. Основы цветоведения"

план конспект содержит сценарий урока и презентацию...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."

Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."...

Урок ИЗО в 6 классе. Цвет основы цветоведения.

Цель: Знакомство учащихся с основами цветоведения....

Цвет. Основы цветоведения. По программе Н. Б. Неменского. 6 класс

В 6 классе важная составляющая тем по цветоведению-основы цветоведения, цвет в произведениях живописи. Учащиеся проходят основные и дополнительные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, цветов...

« Цвет. Основы цветоведения» ИЗО 6 класс

1.Ознакомление с понятием цветоведения -  как наука о  цвете;                        2.Разбор понятия цветового круга, о...