Цвет. Основы цветоведения. По программе Н. Б. Неменского. 6 класс
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Леппик Ольга Александровна

В 6 классе важная составляющая тем по цветоведению-основы цветоведения, цвет в произведениях живописи. Учащиеся проходят основные и дополнительные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, цветовые контрасты, насыщенность цвета и его светлота, изучают свойства цвета. также учащиеся проходят понятия : локальный цвет, тон, колорит,тгармония цвета,цветовые отношения.Цвет- этотжизнь, и мир без красок  мы не представляем. Законы теории цвета должны быть известны учащимся - они должны им обучаться.Это законы цветовой гармонии должны из субъективного предстваления о гармонии должны переместиться в область объективных законов.Цветовой круг помогает цветовому конструированию-делению  на основные цвета, помогает увидеть семь типов цветовых контрастов: по цвету, по тону, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, контраст по насыщенности, контраст по площади тцветовых пятен,симультанный контраст. Появляется понятие цветового созвучия- возможности появления цветовых сочетаний, которые служат основой общей цветовой композиции. Для общего решения цветовой композиции имеетзначение выбор цветов, их отношение друг к другу, контрастные отношения в целом, размеры цветовых площадей. в композиции картины важно место расположения цвета и направление цветовых пятен Одной из самых существеных задач композиции является обоспечение равновесия цветовых масс.Законы цвета наглядно  предстают в живописи старых мастеров. В своем " Трактате о живописи " Леонардо да Винчи открыл много правил в живописном творчестве. Как бы ни развивалось искусство живописи-выразительная сила цвета всегда будет важнейшем элементом его существования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_izo_tsvet.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ В ХРОМАТИЧЕСКИХ       КОМПОЗИЦИЯХ

1.1.    ВГЛУБЬ ВЕКОВ

Многие видные ученые , поэты, художники внесли свой вклад в теорию цвета. Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления.

Величайший  итальянский художник эпохи  возрождения  Леонардо да Винчи написал " Трактат о живописи".

Поэт  И.Гете исследовал воздействие цвета на эмоциональное состояние человека.

И.Ньютон сопоставлял цвета спектра и музыкальной октавы в виде чертежа.

 В.Кандинский тоже писал о цветомузыкальном восприятии мира в статье " О духовном в искусстве" "...Желтое есть типично земная краска. Повышение желтого звучит как труба...светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее- виолончели..."[1]

Писатель  В. Набоков каждую букву алфавита соотносил с определенным цветом: "А- черно-бурый, Б- вишнево-кирпичный, В- розовато-телесный, Е- охряный, Д- палевый.., П зеленый, Ц- синий, С- влажно- голубой, К- черничный, З- сиреневый. Такова моя азбучная радуга."[2]

С давних пор люди придавали цвету особое значение- это была символика цвета. В средние века пурпурный цвет означал силу, могущество, достоинство; лазоревый цвет- красоту, величие, мягкость; белый- чистоту, невинность; зеленый- надежду. Следует отметить , что у разных народов один и тот же цвет нес неодинаковую эмоциональную нагрузку. В течение тысячелетий в психике человека закреплялись определенные ассоциации связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами.

Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолировано от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или инуюисторическую эпоху.

1.2. ЦВЕТ И ЧУВСТВА

Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами. Не случайно вопросами. психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники , как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский , Алпатов, Грабарь и др. Многие авторы отмечают совершенно правильное психологическое воздействие цвета на человека.

 В изобразительной деятельности принять считать, что синий цвет покойный, сентиментальный, серьезный печальный. Фиолетовый цвет соединяет воздействие красного и синего цветов- он является одновременно и притягивающим и отталкивающим. Синий, зеленый, голубой цвета успокаивают. Оранжевый цвет- радостный, добрый;  красный цвет как бы пробуждают энергию, желание действовать; желтый- теплый, веселый, привлекательный  "...Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого..."[3]  Интерьеры магазинов кондитерских изделий окрашены в светло-оранжевые, розовые и белые цвета. Составители букетов для свадеб используют красные, розовые и др. яркие цвета. [4]

Разные ощущения вызывают у человека теплые и холодные цвета , легкие и тяжелые. Конечно мы воспринимаем различие теплых и холодных цветов потому , что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды или льда связывать с ощущением холода.  С другой стороны , оранжево- красный цвет мы воспринимаем как активный, а синий и зеленый как пассивные цвета. Кроме того одни цвета можно характеризовать как легкие, а другие - как тяжелые. К  первым  , более прозрачным, воздушным, обычно относятся светлые, холодные, напоминающие цвет неба, дали , воздушного пространства. Тяжелые цвета как бы напоминают цвет земли. Это- коричневые, черные, темно-серые.[5] 

1.3. ГАРМОНИЯ ЦВЕТОВ

Гармония цветов интересовала художников и многих ученых с давних пор. Леонардо да Винчи заметил, что некоторые цвета как бы занимают особое положение. Он назвал их основными или главными. Таких главных цветов в природе четыре- желтый, синий, красный и зеленый. Немецкий физиолог Геринг пришел к заключению, что четыре первичных цвета- попарно являются противоположными.

Следует отметить вклад в теорию цветовых гармоний Оствальда. Вильгельм Оствальд был Нобелевским лауреатом в области химии в 1909г.,а с 1915 по 1929гг.занимался учением о цвете и считал, что  "...это лучшее из всего , сделанного мною..."[6]Его гармонии ахроматических цветов и теневых рядов могут быть приняты и в наше время. Оствальд установил законы сочетания цветов, что дает возможность "подбирать красивые цветовые сочетания , не делая режущих глаз ошибки"[7]. Цветовой круг В.Оствальда -это один из лучших  и является предшественником современного цветового круга. его шкала серых цветов- предшественник той шкалы, которая используется в компьютерной графике в настоящее время. У Оствальда она разделена на 16 ступеней, а сейчас на 256 ступеней- именно такое количество оттенков необходимо, чтобы передать черно-белую фотографию.

Что же представляет собой гармония хроматических цветов? В.Оствальд писал "...сочетание цветов, впечатление от которых нам  приятно - мы называем гармоничным". [8]

В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное- их эмоциональная выразительность. Выбор тех или иных гармонических сочетаний является эффективным орудием в художественном поиске. Например, два цвета при равных их количествах неубедительное сочетание, а при изменении количества одного из цветов прекрасно уживаются один с другим.

Из сказанного следует, что гармонию цветов надо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций. Эстетически оценить гармонию каким-либо иным способом , кроме визуального , не представляется возможным. Другими словами, главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка. Гармонические сочетания цветов это реализация основных направлений художественного творчества, это возможность получения разнообразных, различных по эмоциональному звучанию сочетаний цвета.[9]

Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но пользоваться ими следует свободно, развивая творческую индивидуальность.

1.2.ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ      СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ

1.2.1.КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ. АХРОМАТИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Цвета разделяются на две группы: ахроматические ( по Оствальду - это класс серых цветов) все серые, заканчивающиеся с одной стороны белым цветом, а с другой черным цветом. Это так называемые нейтральные цвета. Важно отметить, что белый, черный и серые цвет, имеющие хотя бы незначительный цветной оттенок ( желтоватый, зеленоватый, и т.п.), уже будут являться хроматическими цветами.

 Вторая группа цветов -хроматическая ( класс пестрых цветов по Оствальду). К ней относятся все цвета , кроме белого, черного и серых, т. е. красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, т.е. цвета спектра.

В. Оствальд расположил хроматические цвета по простой замкнутой кривой - кругу. Замкнутый ряд начинается с желтого цвета и возвращается к желтому.[10] 

В.Оствальд разработал взаимосвязь основных характеристик цвета в виде " цветового тела" -двух пространственных цветовых конусов. на поверхности конусов по максимальному поперечному сечению расположены цвета максимальной насыщенности. Цветовые конусы состоят из 28 цветовых колец. Каждое кольцо это цветовой круг - часть из них  высветленные цвета( смешение чистого цвета с белым) ; часть затемненные цвета ( смешение чистого цвета с черным).[11]

1.2.2.КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ. ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА

 Цветовой круг делят на две части- теплую и холодную.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых есть хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета , которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то  действительно холодным- льдом , снегом , водой и т. д.

Противопоставление теплых и холодных цветов является основой взаимодействия цветов в искусстве. Даже легкое контрастирование цветов в указанном плане поднимает и активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.[12]

В  творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтения той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, в другой период- с теплыми( так называемый голубой и розовый периоды в творчестве). Одни художники пишут красками теплого оттенка ( Рембрандт, Рубенс, Тициан, Д.Левицкий, В.Тропинин ), другие отдают предпочтение холодным цветам ( Э.Греко, Мурильо, В.Борисов- Мусатов).

Ученикам могут быть заданы вопросы о том какие настроения вызывают теплые и холодные цвета; какие соотношения цвета ты выберешь для того , чтобы создать образ бури, борьбы, чтобы выразить тревогу, нежность.

Можно дать задание нарисовать живописное изображение осеннего букета периода золотой осени ,передающее радостное  праздничное настроение. Это могут быть ветки с золотыми листьями, ветка рябины , яркие осенние цветы.

1.3.3.КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ. ОСНОВНЫЕ, СОСТАВНЫЕ  И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА

Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких- либо красок, называют основными. Это- красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить от смешения основных цветов, условно называют составными   цветами. Это : оранжевый, зеленый и  фиолетовый цвета.

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить,  что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Таким образом легко определить пары цветов, которые называют дополнительными или по Оствальду - "...комплетарными цветами, что означает- один напротив другого".[13] Дополнительные цвета обладают наибольшей цветовой контрастностью по отношению друг к другу.  24 цветовых тона дают 12  пар дополнительных цветов .Если выделить все пары, можно заметить, что в каждой такой паре обязательно присутствуют все три основных цвета. Чистые цвета окрашивают другие цвета в свой дополнительный цвет. Каждая пара дополнительных цветов включает третий

Красный и зеленый = красный и желтый + синий

Желтый и фиолетовый = желтый и красный +синий

Синий и оранжевый = синий и желтый +красный

Таким образом, из смешения трех основных цветов рождается все цветовое богатство мира.

1.3.4.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный. синий и т.д.) и зависит от его места в спектре. Насыщенность  цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. У художников принято светлотные отношения называть тональными. Можно изменить светлоту цвета ,если добавить белую  краску.[14]

Ахроматические цвета характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. Шкала серых цветов - это непрерывный ряд, заканчивающийся с одной стороны белым цветом, а с другой- черным цветом.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим. Вильгельм Оствальд в книге " Цветоведение" пишет о " цветовом теле" :" цветовое тело - это изображение совокупности всех мыслимых цветов, выраженное в двойном конусе, что создает трехмерное цветовое тело, где поверхность верхнего конуса это светлочистый цвет, идущий к белой вершине. Поверхность нижнего конуса это темно чистый цвет, идущий к черной вершине..."

1.3.5. СВЕТЛОТНЫЙ И ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТЫ

В цветоведении контраст- это кажущееся изменение цвета по светлоте ( светлотный контраст) или цветовому тону (хроматический контраст) в зависимости от окружения. Светлые и темные тона контрастны как в вертикальных так и в горизонтальных направлениях.

В произведениях искусства большую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По- настоящему оценивать сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных отношений. поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и особенности светлоты. Не случайно Коровин, говоря, о значении живописи, на первое место ставил светлотные отношения  ( важно вначале установить, что светлее и темнее, и уже потом, что какого цвета). [15]

 Цвет находится в окружении других цветов (ахроматических или хроматических). Если фон светлее хроматического цвета, последний кажется темнее, например, на белом более темным. Ахроматический цвет, окруженный хроматическим, например, зеленым, розовеет. А желтый цвет на фоне зеленого приобретает оттенок оранжевого.Такие котрасты называют одновременным контрастом цветов

На черном серое кажется более светлым. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте ( светлое и темное) :

-светлые тона на черном фоне будут выступать вперед, а на белом фоне темные выступают вперед.

Принцип контраста светлого и темного мы видим в произведениях   Сурбарана Франциска " Лимоны, апельсины, розы",  Рембрандта " мужчина с золотым шлемом",  Пабло Пикассо" Гитара на камне".[16]

Явление цветового контраста заключается в том, что

- цвет изменяется под влиянием других цветов, предварительно наблюдавшихся. Изучать каждый цвет надо на нейтральном сером фоне. Каждый цвет заставляет серый принять свой дополнительный оттенок- феномен цвета:

1.серый на желтом кажется- светло- фиолетовым;

2.на оранжевом -серый кажется голубовато-серым;

3.на зеленом - красновато серым;

4.на синем- оранжево серым;

5.на фиолетовом- желто серым;

Чистые цвета окрашивают другие цвета в свой дополнительный цвет. Чтобы сохранить ахроматический цвет, то хроматический должен быть темнее или светлее. Например, картины Рембранта- красный ярок, а остальные цвета темные; желтый -ярок, остальные цвета- светлые

 Синий квадрат на желтом фоне будет выглядеть темным и глубоким, а на фиолетовом фоне  тот же квадрат как бы выцветет и пожелтеет, потому что желтый цвет является дополнительным к фиолетовому.[17] Желтый на черном вперед выступает, синий на черном - сливаются, красный на черном- в меньшей степени сливаются.

-контраст теплых и холодных цветов. Красный и зеленый - две массы- внедрены в друг друга- часть красного в зеленый, а часть зеленого в красный. Теплые цвета выступают вперед, а холодные  уходят в глубину, поэтому садовник не посадит желтые цветы на фоне белой стены.

Контраст теплых и холодных цветов мы видим в произведениях Поля Сезанна " яблоки и апельсины", Огюста Ренуара " Мулен де ля Галетт", витражах Шартрского собора.

-контраст дополнительных цветов; в произведениях Ареццо " царь Соломон , встречающий царицу Савскую", Ян Ван Эйка " Мадонна канцлера Ролена".

- контраст по насыщенности : к цвету добавить черный; к цвету добавить серый; к цвету добавить белый; к цвету добавить дополнительный цвет.; в произведениях Анри Матисса" Пеон", Поля Клее " Волшебная рыба"

- контраст по площади цветовых пятен; Гете установил числовые соотношения- желтый : фиолетовый = 1/4: 3/4; оранжевый : синий = 1/2 :2/3; красный : зеленый = 1/2 : 1/2

1.3.6.ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ

Локальный цвет предмета- основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Локальный цвет предмета может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.[18] Но если посмотреть на траву, то увидишь множество оттенков зеленого, заметишь как теплеет цвет травы под лучами солнца и синеет в тени. Цвет надо учиться видеть. Есть древнелатинское слово " колор ", обозначающее " цвет", " краска". Колорит - это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, т. е. когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.

1.3.7. СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Существуют три способа смешения цветов : оптическое, пространственное и механическое. Основные цвета в оптическом смешении цветов- красный, синий и зеленый. Основные цвета при механическом  смешении цветов - красный, синий и желтый.

Пространственное смешение цветов использовали художники- импрессионисты, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветовыми пятнами. Это направление  в живописи имеет название пуантилизм ( от французского слова " пуант"- точка). Это произведения Поля  Синьяка " Папский дворец"; Джакомо Баллы " Девочка , выбежавшая на балкон";

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например на палитре, бумаге, холсте. Надо четко различать , что цвет и краска это не одно и тоже.

Цветов в природе значительно больше, чем красок в наборе. Возникает проблема ,как передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами. Но художники решают эту проблему , используя знания по цветоведению.

Вильгельм Оствальд издал полный атлас 2500 цветов и указал способы получения каждого цвета из основных пигментов и разработал логарифмические шкалы цветов, где разработал очень подробную схему систематического расположения цветов для производства фарфора, цветного стекла, ткацкой, прядильной, химической промышленности, производства обоев, печатного дела и т.д.

Его схемы позволили выразить простыми знаками любой цвет. В его цветовом круге 100 цветовых ступеней- каждая ступень имеет № от 00 до 100. Например, если при смешении два чистых цвета взяты в одинаковых отношениях, то номер получаемого цвета будет (а + в) : 2. А и В - номера смешиваемых цветов. 25 ав означает красный цвет, состоящий из 45% белого, 29% черного и 26% красного.[19]

Из письма В.Оствальда от  21 октября 1921 октября 1920 г.- " мои доклады с изложением моего учения о цвете встречают все больший интерес и поддержку в промышленности и у правительства...Я устроил маленькую фабрику для изготовления учебников и рабочих пособий, необходимых для народных и ремесленных школ...Учение о цвете очень хорошо подходит для преподавания и мне удалось склонить на свою сторону школьное управление и преподавателей города Хемница, Дрездена ( при поддержке саксонского правительства) строить на этой основе все обучение, начиная с детского сада."

Из письма В. Оствальда[20] от 21 октября 1021г.- "...я был очень занят практической работой по введению нового учения о цвете в народные школы. В Саксонии уже тысячи учатся по новому , а для этого нужно разработать не только ход преподавания, но и добыть все необходимое для занятий ( ящики с красками , цветовые нормы, учебники)...В Мюнхене проведено совещание для учителей и представителей промышленности в количестве 500 человек."В 1921 г. В. Оствальд выпустил книги "Гармония цветов" и " Атлас цветов". Его книга " Цветоведение" была переведена и выпущена в России в 1926 г. В. Оствальд подвел логический и психологический фундамент по свое учение о цветах, а также его учение очень хорошо подходит для преподавания и "...это лучшее из всего, сделанного мною".[21]

1.4. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ

Гармонию цветов надо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов- светлоты, насыщенности, цветового тона, а также формы и размеров занимаемыми этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка.

Цвет и общий колорит являются обладают большой силой эмоционального воздействия на человеческие чувства.

Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но пользоваться ими следует свободно, развивая творческую индивидуальность

Из огромного числа цветов выделяют четыре главных цвета: желтый, синий, красный, зеленый. только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков. Главный цветовой круг был разработан Шугаевым. В основу построения этого круга положены четыре цвета. Располагаются пары главных цветов  (желтый и синий, красный и зеленый)  на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются контрастными и дополнительными. промежуточные цвета ( между главными) находятся в четырех четвертях круга, по пять в каждой четверти. Таким образом, имеем четыре группы промежуточных цветов- желто-красные, сине- красные, сине- зеленые и желто- зеленые. переходя к гармоническим сочетаниям цветов, назовем четыре их основные группы:

- однотонные гармонические сочетания цветов ( очень важно отношение площадей, занятых сочетаемыми цветами; общий цветовой тон; цвет разбеливается , затемняется)

- гармонические сочетания родственных цветов (гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов; с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст)

- гармонические сочетания родственно-контрастных цветов ( цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника- триада или в вершинах прямоугольных треугольников; цвета, расположенные  по диагонали прямоугольника или квадрата, вписанных в цветовой круг; чаще используются родственно-контрастные пары цветов цветового круга)

- гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов ( один цвет рекомендуется брать предельно насыщенный; можно добавлять к обоим цветам или одному ахроматический цвет).[22]

 Задачи композиции цветов- равновесие цветных масс:

-горизонтальное направление- ширина, тяжесть пространства

- вертикальное направление- высота, легкость

- диагональное направление- создает глубину, например китайцы переходят от вертикальных осей к диагональным, чтобы уводить  взгляд в глубину пейзажа.

Гармония цветов равна закономерности. Все закономерные формы красивы. Установление законов хроматических сочетаний цветов, однотонных гармонических сочетаний, гармонических сочетаний родственных цветов, гармоническое сочетание контрастных и дополнительных цветов (дриады, триады и т.п.)  дает возможность подбирать красивые цветные сочетания, не делая режущих глаз ошибки.

Р.Арнхейм считает , что самый действенный критерий - визуальная оценка соответствующих цветов, поскольку " вопрос о цветовой завершенности- это вопрос психологии, а не физики".[23]

Вывод.

Обучение учащихся практическому цветоведению необходимо, т.к. это основа восприятия одного из видов изобразительного искусства- живописи ,  видов пространственного искусства- декоративно- прикладного, архитектуры. Также цвет играет огромную роль по воздействию на эмоционально- чувственное восприятие человеком окружающего мира. Культура цвета- одно из наиболее важных качеств, необходимых во всех сферах деятельности: в графическом и промышленном дизайне, в моделировании одежды, в дизайне архитектуры и интерьера и других видах визуальных искусств. Культура цвета складывается из синтеза знаний объективных законов теории цвета и цветовых сочетаний и их внутреннего чувствования. Система упражнений по развитию цветовосприятия учащихся - начало этого пути.

На занятиях учащиеся знакомятся с основными закономерностями в области цвета, его эстетическими и живописными свойствами, исполняя целый ряд заданий и колористических композиций.  Теоретические вопросы цветоведения легче и лучше усваиваются и запоминаются при самостоятельной реализации цветовых задач на практике- через непосредственное соприкосновение с красками. Знакомство с выразительными возможностями цвета связано с изучением свойств художественных красок, способов их смешения и нанесения. в своих работах ученики пользуются - акварелью, гуашью, приобретая навыки работы с ними. Овладевая техническими приемами, они одновременно изучают законы систематизации, сочетания и гармонизации цветов. На уроках учащиеся исследуют возможности цветовой палитры, экспериментируют, добиваясь нужного эффекта.

Все дети любят рисовать красками!


[1] В.Кандинский " Философия цвета"

[2] Набоков В. " Другие берега"

[3] Сокольникова Н.М." Основы живлписи"

[4] Иттон И. " Искусство цвета"

[5] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных изделий "

[6] Родный  Н.И. ,Соловьев Ю.И." Вильгельм Оствальд"

[7]7 Оствальд В. "Азбука цветов"

[8] Вильгельм Оствальд " Цветоведение"

[9] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных изделий"

[10] Оствальд В. " Цветоведение"

[11] Оствальд " Цветоведение"

[12] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных изделий"

[13] Оствальд В." Цветоведение"

[14] Сокольникова Н.М. "Основы живописи"

[15] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных тканей"

[16] И. Иттен "Искусство цвета"

[17] Сокольникова Н.М." Основы живописи"

[18] Сокольникова Н.М." Основы живописи"

[19] Оствальд В. " Цветоведение"

[20] Н.И.Родный, Ю.И.Соловьев " Вильгельм Оствальд"

[21] Н.И.Родный, Ю.И.Соловьев " Вильгельм Оствальд"

[22] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных изделий "

[23] Козлов В.Н." Основы художественного оформления текстильных изделий "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

урок по изобразительному искусству в 6 классе на тему "Цвет. Основы цветоведения"

план конспект содержит сценарий урока и презентацию...

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Цвет. Основы цветоведения. 6 класс

На данном уроке учащиеся учатся анализировать, обобщать и делать выводы на основе несложных экспериментов при работе с цветовой палитрой....

Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."

Урок в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения."...

Урок ИЗО в 6 классе. Цвет основы цветоведения.

Цель: Знакомство учащихся с основами цветоведения....