Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 6 классе «Цвет. Основы цветоведения».
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6_kl._tsvetovedenie._malahova.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Ставропольское президентское кадетское училище»

Технологическая карта урока

Преподаватель  изобразительного искусства: Малахова Е.А 

Класс: 6 _______ 

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения».

Тип урока: изучения новых знаний.

Учебник (УМК): Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. ФГОС. Неменский Б.М

Материалы: художественные материалы: карандаши, бумага,  маркер,  черная ручка. 

Наглядные пособия: презентация. 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Задачи:

1. Когнитивные: познакомить кадет с  основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, цветового контраста, насыщенности цвета.

2. Операциональные: научить показывать вариативные возможности цвета ограниченной палитрой; научить находить гармоничные цветовые сочетания;

 3. Аксиологические:, передавать красоту окружающего мира через рисунок.

Методы:  наглядные методы обучения.

Форма урока: урок-практикум.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения  результатов обучения

Предметные

Сформировать понятия цветовой круг, основные составные цвета, ахроматические и  хроматические цвета, контрастные цвета, тёплые и  холодные цвета; научить  кадет ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета

1 уровень — узнавание

Регулятивные

 Ставить цель и определять пути достижения, творчески подходить к

решению поставленной самостоятельно задачи, осуществлять поиск информации, оформлять и доносить до слушателей.

2 уровень — самостоятельное выполнение  действий с опорой на известный алгоритм

Познавательные

Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

2 уровень — умение выражать структуру задачи разными средствами

Коммуникативные

  Умение формулировать собственную позицию относительно предмета изучения

1 уровень — уметь формулировать и задавать вопросы, владеть вербальными и невербальными способами общения

Личностные

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал воспитанников;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей кадет;

- продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

2 уровень — чувство необходимости учения, осознание необходимости самосовершенствования

Конспект урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент 2 мин.

Организовать самоопределение кадет к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует воспитанников.

Проверяет готовность к уроку.

Начинает урок со стихотворения:
Цвета природы – не случайны
И каждый цвет – носитель мысли.
Цвет голубой – само молчанье.
Цвет синий – хлад бездонной выси.
Зелёный цвет… , - и что ж он прячет
В своих бесчисленных оттенках?
Оттенок тёмный – мудрость значит,
А светлый… светлый это – дети.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные: уметь организовать место занятий; правильность выбора учебных принадлежностей

Актулиза-ция знаний

Целеполагание и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у кадет знания

Беседа по уточнению и конкретиза-ции меющихся у кадет знаний

Фронтальная и групповая

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня

будем говорить? (О цвете)

- Почему вы так решили?

- Какую роль играет в нашей жизни цвет, как

он влияет на наше восприятие окружающего мира?

- Что вы можете рассказать о цвете?

- Почему же автор

стихотворения рассказывает  о цвете, как наделенном различными характеристиками?

(Именно  через цвет человек  чувствует все краски жизни, находит самые обыденные вещи красивыми, понимает их красоту).

- Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы красные, другие зеленые, а третьи синие? Кто может дать ответ?

Подводит к правильному формулированию темы и

цели урока через наводящие вопросы:

- На какой вопрос мы не можем ответить сегодня

по данной теме?

Проблема: какова природа цвета, основные свойства цвета.

Самостоятельно формулируют тему, цели урока выбор материалов план пути достижения цели.

Организация поискового решения выдвинутых познавательных задач. Слушают, отвечают на поставленный вопрос, осмысливают цель урока.

Проблема: какова природа цвета, основные свойства цвета?

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

 умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Осознание необходимости получения новых знаний.

Познавательные: целеполагание,

Умение анализировать, выделять и формулировать учебную  задачу; Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание.

Изучение новых знаний

Подготовка  кадет к  получению новых знаний

Рассказ учителя о различных видах народных промыслов, показ учителя способов изображения эскиза по мотивам народной росписи

фронтальная

1.Рассказ преподавателя на тему: «природа цвета с точки зрения физики».

Цвет – это один из признаков видимых нами

предметов, осознанное зрительное ощущение.

- Что же такое цвет? Какова его природа? Почему разные предметы имеют разный цвет?

Оказывается, цветность предметов мы воспринимаем только благодаря солнечным лучам, ведь в темноте мы этого не видим.

Все зрительные ощущения цвета разделяют на две

группы:

1. Ахроматические цвета: черный, белый и все

серые. Это нейтральные цвета.

2. Хроматические цвета: цвета спектра, которые располагаются всегда в одной и той же последовательности, это основа восприятия цвета через органы зрения.

Сегодня мы поговорим о цветоведении.

Цветоведение - наука о цвете, которая изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

Свойства цвета.

Цвета подразделяют на ахроматические (белые, черные и все серые) и хроматические, т. е. цветные.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон в 1666 г. В своих опытах он наблюдал дисперсию света, разложив видимое излучение (солнечный свет, белый свет) с помощью призмы.

В качестве основных спектральных цветов Ньютоном определены семь (цвета радуги).

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.

Крайние цвета цветового спектра — красный и фиолетовый — более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Посмотрите, как это красиво! В учебных целях очень удобно пользоваться таким цветовым кругом, мы с вами еще убедимся в этом много раз. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные.

Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают.

Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета в которых имеется хотя бы частичка этих цветов.

Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды.

Холодные цвета: Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами.

К цветам, кажущимся ближе фактического расположения — выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического положения на плоскости,— холодные цвета.

Художники используют это явление и создают впечатление глубин плоскости с помощью цвета.

Как вы помните, что основные цвета - это цвета, которые нельзя получить путём смешивания каких либо красок. Какие же это основные три цвета? Это: Красный, жёлтый, синий. Они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.

Составные цвета. Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге.

Дополнительными (контрастными) цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга. Например, напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет, у красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого — фиолетовый. И наоборот, конечно же. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. Если помнить об этих цветах и при рисовании пользоваться этими сочетаниями, то картины получатся более живыми и гармоничными.

Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному. Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов.

Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

Физкультминутка (динамическая пауза).

Воспринимают на слух информацию. Кадеты рассматривают презентацию, записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, делают зарисовки, задают вопросы.

Познавательные: самостоятельное 

 выделение и формулирование познавательной цели;

Рефлексивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Практическая работа

Здоровье сберегающие технологии знания

Практически закрепить полученные кадетами знания

индивидуальная

Преподаватель раздает карточки с индивидуальными заданиями.

Преподаватель наглядно показывает технику выполнения цветовой композиции, предупреждает ошибки.

Кадеты самостоятельно выполняют  черно-белые зарисовки;  работают  над овладением приемами  работы в графике ее художественными средствами выразительности .

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям учебный материал, сравнивают по заданным критериям, делают выводы.

Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Закрепление материала

Рефлексия

Устный опрос кадет. Проверка систематизации учебного материала кадетами в рабочих тетрадях

фронтальная

Учитель задает вопросы:

Что нового вы сегодня  узнали?

- Кто из ученых открыл разложение цвета на спектр?

- Кто придумал цветовой круг?

- Зачем художнику столько разных оттенков цвета?

- Для чего он их использует?

Что было интересно?

Что теперь помимо учебного задания вы можете изобразить?

Какие  новые  графические приемы вы приобрели?

Какие практические знания для жизни дал вам урок ?

Кадеты отвечают на вопросы учителя и товарищей:

 Я сегодня я узнал…

было трудно…

я понял, что…

 теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось … 

я смог…

я попробую…

мне захотелось…

Коммуникативные:

умение аргументированно защитить свою точку зрения;

Подведение итогов урока

Технология критического мышления

фронтальная

Анализ ошибок кадет и подведение итогов урока. Выставление оценок.

Заканчивает урок стихотворением:

Фрида Дроздова

Какое в белом цвете множество оттенков,

Весь спектр цветов содержит он в себе,

Вот бело-голубой, холодный, самый светлый,

Как снег, мороз и лёд в моей судьбе.

Вся жизнь – как белый цвет, пропущенный сквозь призму

Условий, обстоятельств, сердца и ума.

Какого ж цвета будет основной мой признак,

За то я отвечаю лишь сама.

Кадеты осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют  цель  и результаты, степень их соответствия. Сравнивают, что сделали за отведенное время, оцениваем по следующим критериям: целостность композиции; выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; декоративность композиции; аккуратность. исполнения

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

Регелятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Умение соотносить результаты собственной деятельности

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость; приобретение ценностно-смысловых ориентиров

Домашнее задание

Учебно- познавательная компетенция.

фронтальная

Прочесть в учебнике стр. 30-33. Ответить на вопросы в учебнике. Спасибо за работу.

Запись домашнего задания

уборка рабочих мест, художественных инструментов

Кадеты выстраивают самостоятельно траекторию самостоятельной учебной деятельности.

                                                             

 Преподаватель:                                                                                                              Малахова В.М.

Руководитель ОД  (Искусство, МХК и технология)                                                 Катаева В.М.

Как основа камуфляжа,

Он в военном деле важен,

И его на свой манер

Носят танк и БТР.

(Цвет хаки)

Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке.

(Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести.

(Зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет.

(Красный цвет)

Каждый апельсин им полон,

Веселей с ним даже клоун,

Он повсюду на лисе

И на белке в колесе.

(Рыжий цвет)

Снегом он лежит на крыше,

Чертят по нему и пишут,

Он в коровьем молоке

И в сметане, и в муке.

(Белый цвет)

Хоть таится в дымоходе,

У пантер он вечно в моде,

Да и негр его любой

Носит каждый день с собой.

(Черный цвет)

Он на небе в день погожий

И на незабудках тоже,

А на крыльях мотылька,

Может он взлететь с цветка.

(Голубой цвет)

Он в асфальте и бетоне,

В теплом пухе на вороне,

В волке и его хвосте

И у кошек в темноте.

(Серый цвет)

Есть он в кофе, в чечевице,

В медвежонке и корице,

В шоколаде тоже есть –

Без него его не съесть.

(Коричневый цвет)

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом.

(Синий цвет)

Увидав его под глазом,

Драчуна жалеют сразу,

А вот баклажан и слива

С ним довольны и счастливы.

(Фиолетовый цвет)

Скажет каждый мальчик зрячий

Про него, что он девчачий,

Если ж аиста макнем,

Станет, как фламинго, в нем.

(Розовый цвет)

Признак рыбы говорящей,

Он пиратом спрятан в ящик,

Есть в короне и в кольце,

И на сказочном крыльце.

(Золотой цвет)

Есть в малине. Без сомненья,

Есть в малиновом варенье,

А в банты и провода

Попадает иногда.

(Малиновый цвет)

Как основа камуфляжа,

Он в военном деле важен,

И его на свой манер

Носят танк и БТР.

(Цвет хаки)

Хоть безмерный и безвесный,

Говорят, что он телесный,

Но порою тело то –

Сумка, шарф или пальто.

(Бежевый цвет)

Светлана Городецкая

Гордость - белая королева,

Стены замка её высоки.

Гордость - белая королева,

Никому не подаст руки.

Честь сверкает мечом на троне -

Белоснежный король её.

Честь, сверкая мечом на троне

Королевство хранит своё.

Принцев четверо возле трона.

Свой у каждого цвет плаща.

Принцев четверо возле трона,

Служат слуги им, трепеща.

Верность - сын в голубом камзоле

И в плаще голубых шелков.

Верный сын родительской воле,

Самый старший из всех сынов.

Принц Отвага в костюме алом,

Плащь горит, как в мае заря.

Принц Отвага - бесстрашный малый,

Два меча у него не зря.

В тёмно-синем стоит Правосудье.

Плащь расшит алмазами звёзд.

Неподкупный принц - Правосудье,

Не спасуться плут и прохвост.

И чернее осенней ночи,

Ликом строг, как дурная весть,

Прячет в маске горящие очи

Сын четвёртый - Чёрная Месть.

Трон владыки, замка ступени,

Стены крепости, речка, плёс...

Королевские бродят олени

У источника Вечных Грёз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс

"Реальность и фантазия в творчестве  художника"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 6 класс 1 четверть

На первом уроке изобразительного искусства учащиеся познакомятся со значением искусства в жизни человека, видами искусства, получат представления о пластических видах искусства  и их деление на г...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 7 класс (учебник Кашекова) "Гончарной промысел"

На данном уроке обучающиеся познакомятся  с гончарным промыслом, с историей развития гончарного искусства, мотивами и элементами росписи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое

Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица

В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...