КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Жданова Татьяна Владимировна

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства.  Пейзаж, передающий, характер родной природы является важным  средством воспитания чувства любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Жданова Татьяна Владимировна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 471

Выборгский район Санкт-Петербурга

КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства.  Пейзаж, передающий, характер родной природы является важным средством воспитания чувства любви к Родине.

        

        Художники в своих произведениях запечатляют красоту окружающего человека мира.

        «Пейзаж» (от фр.- местность, страна, родина) -  жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет морской пейзаж – марина. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведений других жанров.

        Художник, изображая природу, не только стремится воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и  выражает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ.        Природа щедра разнообразием форм. Каждому из нас она доставляет величайшую радость.

        Для многих учащихся пейзаж может стать излюбленным жанром в их творческой деятельности.

        Задача педагога – помочь увидеть учащимся красоту природы в произведениях живописи, графики, поэзии, музыке, а также при наблюдениях в окружающем мире. Экскурсии помогают учителю на основе зрительных восприятий детей образовать у них конкретные представления о закономерностях природы, наглядно познакомить с явлениями перспективы, характерными особенностями форм окружающих предметов. Экскурсии развивают образное мышление и зрительную память учащихся.

        Особенно важно, что под впечатлением непосредственных наблюдений учащиеся стремятся рисовать самостоятельно, внося в свой рисунок много интересного.

                Приступая к рисунку пейзажа, необходимо прежде всего выбрать сюжет и композицию. Ученик должен сосредоточить свое внимание на самых характерных особенностях местности. Главное – это правильное решение композиции, выбор наилучшей точки зрения.

        Построение пейзажа следует начинать с небольших подготовительных набросков. В них нужно выделить основную идею композиции, не прорисовывая пока отдельных деталей.

        Так же очень важен выбор линии горизонта. Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Высокий горизонт позволяет дать более широкую панораму.

        Чтобы правильно передать перспективные явления, можно разбить рисунок на два-три плана (передний, средний и задний).

        Для убедительного изображения пейзажа необходимо применять закон воздушной перспективы: по мере удаления предмета от зрителя  яркость его цвета ослабевает. Леонардо да Винчи писал: «За пределами известного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они в конце концов обладают светлотой воздуха на горизонте. Это происходит от воздуха, который располагается между этими деревьями и глазом».

        В процессе живописи пейзажа необходимо помнить, что утром преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером – желто-оранжевые, а в пасмурный день – нейтрально-серебристые.

                На уроках изобразительного искусства ознакомление с пейзажем лучше проводить с применением межпредметных связей. На основе произведений художников, поэтов, музыкантов учащиеся воспринимают эту тему объемно, многогранно.

                Для увеличения интереса учащихся к теме пейзажа, можно использовать  в работе различные художественные техники (живопись, графика, монотипия, мозаика…) и материалы (гуашь, акварель, тушь, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки…) .

                Благодаря систематической работе в жанре пейзажа, учащиеся год за годом, переходя из класса в класс, любуются красотой родного края, совершенствуют свои навыки. Многие воодушевленные успехами в

изобразительной деятельности, чувствуют себя уверенней в детском

коллективе, продолжают обучение в детской художественной школе, изостудии, кружке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"

Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Рисование пейзажа «Закат».

    Разбудить художника в душе, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок позволяет методика правополушарного рисования.         ...

Урок изобразительного искусства «Пейзаж настроение на мотив моря» 6 класс, по программе Б.М. Неменского.

   Целью урока является приобщение детей к миру искусств через их собственное творчество. Даётся представление о взаимодействии различных видов искусств. Формируются ...

Статья "Зимний пейзаж в творчестве художников на уроках изобразительного искусства"

В статье говорится о красоте зимнего пейзажа в творчестве художников. Дана методическая зарзработка данной темы с 1 по 7 класс по програме Б. М. Неменского....

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

урок изобразительного искусства "Пейзаж родной земли", 6 класс

Урок-знакомство  с творчеством северного художника Тыко Вылко, а также закрепление знаний, умений, навыков в работе над пейзажем...