Рабочая программа по ИЗО 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по изобразительному искусству
8 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя искусства 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
8 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: Изобразительное искусство 5-9 классы:
-Авторская программа ««Изобразительное искусство» 5-9 классы Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014.»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Изобразительное искусство» предназначена для реализации в МОУ-СОШ с. Калининское. Ориентирована на учащихся 8 класса. Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Метапредметным результатом изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Использовать мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
-линейные графические рисунки известных художников.
-называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
-основные правила объемного изображения предмета ( свет, тень, рефлекс и падающая тень).
-историю развития жанра натюрморта.
-имена русских живописцев и узнавать известные картины Венецианова, Саврасов.
-особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна , тенденции современного конструктивного искусства
уметь:
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Создавать образы , используя все выразительные возможности цвета..
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
Проанализировать свою творческую работу;
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
-конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты ( в графике и объеме);
-моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
-конструировать основные объемно-пространственные объекты ,реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно - пространственную композицию;
-использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
-использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
-использовать разнообразные материалы ( бумага белая, тонированная, картон, цветные пленки, краски графический материал, пластилин, пенопласт, и др).
III. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
8 класс (35 ч)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11ч)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8 ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» .
8 класс, 35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Искусство в жизни современного человека | 2 | Проверочная работа № 1 |
2 | Искусство открывает новые грани мира | 7 | |
3 | Искусство как универсальный способ общения | 7 | Проверочная работа № 2 |
4 | Красота в искусстве и жизни | 11 | |
5 | Прекрасное пробуждает доброе | 8 | Итоговая контрольная работа |
ИТОГО | 35 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | ||||
План | Факт | ||||||||
Искусство в жизни современного человека ( 2 часа) | |||||||||
1 | 1 | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. | Подобрать иллюстрации к разным видам искусства | ||||||
2 | 2 | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. | Создать композицию бытового жанра | ||||||
Искусство открывает новые грани мира ( 7 часов) | |||||||||
3 | 1 | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. | Выполнение эскизов вертикальный, горизонтальный. | ||||||
4 | 2 | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. | Сделать набросок схематично разместить в нем фигуры и предметы. | ||||||
5 | 3 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. | Выполнение эскизов квадратный, овальный рисунок. | ||||||
6 | 4 | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. | Выполнить пейзаж лесная поляна, берег реки или озера. | ||||||
7 | 5 | Особенности познания мира в современном искусстве | Познакомиться с коллекциями. Художественные альбомы | ||||||
8 | 6 | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. | Выполнить пейзаж «Ночь» | ||||||
9 | 7 | Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции | Выполнить творческую работу на тему «Молитва». | ||||||
Искусство как универсальный способ общения (7 часов) | Раздел 3. Исторический жанр в изобразительном искусстве 24 ч. | ||||||||
10 | 1 | Искусство как проводник духовной энергии. | Сделать набросок исторического жанра. | ||||||
11 | 2 | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. | Сделать набросок композиции выбранного сюжета. | ||||||
12 | 3 | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. | Подготовить рисунки Знаки и симыолы | ||||||
13 | 4 | Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, | Выполнить коллективную работу | ||||||
14 | 5 | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. | Выполнить композицию исторического жанра. | ||||||
15 | 6 | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. | Подготовить рисунки и этюды, сравнить их с законченной картиной. | ||||||
16 | 7 | Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и п отомкам. | Сделать наброски композиции, найти выразительные жесты персонажей. | ||||||
Красота в искусстве и жизни ( 11 часов) | |||||||||
17 | 1 | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания | Выполнить зарисовки с низкой, средней и высокой линией горизонта | ||||||
18 | 2 | Символы красоты | Создать композицию Символы красоты | ||||||
19 | 3 | Различие реакций человека. | Познакомиться с коллекциями. | ||||||
20 | 4 | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков). | Создать композицию исторического жанра | ||||||
21 | 5 | Различие реакций человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | Создать композицию Человек и природа | ||||||
22 | 6 | Соединение в художественном произведении двух реальностей | Нарисовать портрет друга | ||||||
23 | 7 | Соединение двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | Сделать зарисовки на выбор | ||||||
24 | 8 | Красота в понимании разных народов. | Изобразить линии, различные по характеру | ||||||
25 | 9 | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | Выполнить эскиз праздника разных народов | ||||||
26 | 10 | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства | Выучит материал: Чёткость шрифта, явность шрифта. | ||||||
27 | 11 | Поэтизация обыденности. Красота и польза | Выполнить эскиз декоративной композиции | ||||||
Прекрасное пробуждает доброе ( 8 часов) | |||||||||
28 | 1 | Преобразующая сила искусства. | Подобрать иллюстрации к разным видам искусства | ||||||
29 | 2 | Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер) | Подобрать иллюстрации праздничных костюмов | ||||||
30 | 3 | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных народов России | ||||||
31 | 4 | Искусство как модель для подражания | Выполнение эскиза ювелирного украшения | ||||||
32 | 5 | Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня | ||||||
33 | 6 | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля | Приготовить сообщение о художниках-портретистах. | ||||||
34 | 7 | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. | Посетить музей изобразительного искусства или художественную галерею. | ||||||
35 | 8 | Идеал человека в искусстве. Воспитание души | Посетить музей изобразительного искусства или художественную галерею. |
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 8класс».под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012
8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.3.)
9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие.8 классы по редакцией Б.М.Неменского. .-М.:Просвещение,2012
10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.
Дополнительная литература
1.Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2007.
2.Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2010.
3.Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2010.
4.Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская, - Волгоград: Учитель,2010.
5.Изобразительное искусство. 5-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская),- М.: Росмэн,2010.
7.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
http://www.hermitagemuseum.org/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://impressionnisme.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...