Творческая самореализация ребенка.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Кулакова Вера Валентиновна

Творческая самореализация ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_samorealizatsiya_rebenka.docx19.37 КБ
Файл vozrastnye_osobennosti_detey.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая самореализация ребенка.

Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я». Это позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды сравнений с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. В творческом направлении, ребенок вправе работать в собственном темпе, отказаться от коллективного обсуждения, открытой вербализации чувств и переживаний.  Например, предоставить детям возможность «выплеснуть» свои эмоции и предложить выразить в рисунке свое настроение. Помогают снимать усталость и такие занятия, на которых творческая работа идет под музыку. Такие занятия интересная и увлекательная страничка в жизни ребенка – где для каждого найдется дело по душе. На занятиях в изостудии возможен и важен дифференцированный подход к заданиям. Каждый ребенок имеет возможность овладевать материалом на разных уровнях, может выбрать тот уровень сложности, который ему доступен, тот материал или технику работы, в применении которой он уверен и чувствует, что именно таким образом он способен выполнить поставленную задачу в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

В искусстве очень важно передать ребенку собственный опыт творческой деятельности, своего эстетического отношения к действительности. Приобрести таковой только упражнениями невозможно – это надо пережить, пронести через себя, затронуть струнки детской души. Развитию эмоциональной чуткости во многом способствует применение метода единства восприятия и созидания, реализуемого через интеграцию знаний. Такие занятия всегда проходят интересно и оставляют яркий след в душе ребенка, и творческие работы учащихся получаются непосредственными, идущими из души, выразительными.

Ребенок на фоне эмоционального восприятия различных произведений искусства создает свои собственные работы, при этом они размышляет, выдвигает свои гипотезы, отстаивает свои версии, догадки, предположения. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство. Важно, дать понятие схожести в приемах изображения. Пространство в музыке создается посредством нарастания или удаления звука, в живописи - усилением интенсивности цвета на первом плане и ослабление на втором, третьем плане. Мелодия как нить, характерная для главного в музыке и выделение цветом, размером, расположением - главного в живописном произведении. Использование литераторами, поэтами цветовых ощущений для передачи замысла, чувств и настроения и то же самое у художников в живописи. Точек соприкосновения много и их надо умело использовать в обучении творчеству. Духовное развитие личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости важнейшая задача, требующая от педагога большого такта и интуиции.

Внеклассные занятия, посвященные изобразительному творчеству - большое «подспорье» в эстетическом воспитании детей. Преимущество и особенности студии в том, что ребята в большей степени раскрываются на занятиях, чем на уроках: здесь не ставят отметок, не дают примелькавшихся заданий, восприятие материала превращается в занятие сотворчества. Обычно лучшим примером для ученика является сам педагог – «от сердца к сердцу» - только так можно достичь желаемого результата в творчестве.

Следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей как «особо ценного типа образования», так как внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью педагогической работы должна быть организация такого творческого процесса, при котором даже не рисующие маленькие дети начинают творить, необходимо создать все условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка. В художественной изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве кроются неограниченные возможности для развития творческой личности.

На занятиях изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества очень важно не только научить мастерству (это именно то, зачем к нам приходят дети), но гораздо важнее,  воспитать творческую духовно-богатую и культурную личность – гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть решена без приобщения к традициям своего народа, без глубокого познания его духовного богатства. Огромное значение в художественно-эстетическом воспитании детей имеет народное искусство. Оно несёт в себе большой духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей, я отмечаю его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Успешно выполненное задание позволяет ребёнку испытать чувство гордости, уверенности в своих силах. У ребёнка формируются интегративные качества и развиваются универсальные способности, дающие ему ключ к успешной самореализации в быстро меняющемся мире. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, ребёнок испытывает чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, проникается уважением к народному мастеру, создавшему их, у него возникает стремление самому научиться создавать прекрасное. Важно, чтобы дети сами стали творцами прекрасного – не только умели видеть и понимать его, но и творить, создавать красоту вокруг себя.В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей.

Проблема возрастные особенности школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Также изучение данной темы показывает, какими особенностями характеризуются поведение и личностное развитие учащихся разных возрастных групп, определяет вопросы, какие должны быть в центре внимания педагогов при изучении возрастных особенностей учащихся.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

7-8 лет

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

9-10 лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

11-12 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.

13-15 лет

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее,  их жизнь, тем более она им нравится.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

16-17 лет – юношеский возраст.

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Источник: 
http://refleader.ru/meryfsotrbew.html

Список использованных источников  Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.  Аверин, В.А. Психология детей и подростков[Текст].: Монография. – Санкт-Петербург, 1994 .-216стр.  Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 330 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

Развитие творческой активности ребенка как фактор, способствующий становлению индивидуальности, его самореализации и успешной социализации в обществе

Сегодня интерес к теме одаренности и одаренных детей не уменьшился, а наоборот усилился. Этому посвящены работы ученых, психологов, педагогов, а так же расширение конкурсного и фестивального движения,...

Презентация к семинару "Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования"

Районный  семинар для учителей истории«Создание условий самореализации ребёнка как цель и результат    деятельности  школьного методического объединения учителей   в...

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)

Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном  обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды  школ...

Доклад на тему: «Создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка на уроках иностранного языка»

Приоритетным направлением  становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, котор...

ОТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

В статье анализируется возможности современных социальных медиа и их использование в образовательных практиках на примере анализа работы медиа направленностей отделения дополнительного образования дет...