Технологическая карта урока ИЗО «Сказочные узоры Полхов-Майдана»_5 кл._ФГОС
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бардина Любовь Алексеевна

На уроке формируются предметные умения, универсальные учебные действия через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Сказочные узоры Полхов-Майдана»

Учитель

Бардина Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства БОУ г. Омска «Гимназия № 75»

Класс

5

Предмет

Изобразительное искусство

Тема урока

Сказочные узоры Полхов-Майдана

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель:

развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем.

Задачи:

  •  актуализировать знания, связанные с традициями народных художественных промыслов;
  •  организовать деятельность по анализу и определению стилистических особенностей полхов-майданской росписи;
  •  отработать навыки выполнения приемов цветочной росписи;
  •  создать композиционное решение с использованием особенностей полхов-майданской  росписи.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности;
  • познавательный интерес к традициям народных художественных промыслов и удовлетворение от результатов собственной художественно – творческой деятельности;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение анализировать и определять стилистические особенности росписи; формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения; умение работать в группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

  • умение определять стилистические особенности росписи;
  • умение выполнять различные приемы росписи и создавать цветочные композиции для украшения предметов.
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, линию, цвет для выполнения собственного художественно-творческого замысла.

Оборудование

  •  интерактивная доска, проектор, компьютер; толковые словари Ожегова, Даля;
  • изделия народных промыслов, иллюстрации с фрагментами росписи, бумага, краски, кисти.

Ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Самоопределение к деятельности

(организацион-ный момент) 

Готовность к уроку

Организует работу  обучающихся с положительным эмоциональным настроем. Мотивирует на успешность.

Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются ко взаимодействию и сотрудничеству.

Включение в работу на личностно – значимом уровне

Актуализация знаний

5 минут

Актуализация знаний о традициях народных художественных промыслов.

Организация деятельности по подведению итогов повторения

1.Создает ситуацию по определению росписи.

- Сегодня урок декоративного рисования.

Чтобы продолжить знакомство с народными художественными промыслами посмотрим видеосюжет, содержание:

Парасич Паша, ученик 4 «В» класса приехал в торговый центр «Омский» купить сувенир для подарка маме. Хотел, чтобы изделие было расписано мастерами народных художественных промыслов, но выбрать подарок не смог, так как мало знаком с народными росписями.

- Что скажете Паше?

- Тогда внимание на слайд.

Ваши творческие мастерские получают 1 задание для проверки знаний.

Слайд № 1.

Узнайте и подпишите названия народных промыслов по фрагментам росписей.

Слайд № 2. Оцените правильность каждого ответа (по 1 баллу)

  1. Хохломская  роспись
  2. Гжельская  роспись
  3. Дымковская роспись

 - Оценим работу в группах.

- Встаньте, чья команда получила 4 балла.

Как вам удалось справиться?

- У каких команд 3 или 2 балла? Какие были затруднения?

- Молодцы, вы успешно справились с повторением.

Ученики рассаживаются по группам-мастерским, выбирают главного мастера.

Просмотр видеосюжета

- Мы знаем некоторые народные промыслы, можем помочь Паше.

Работают в группах (творческие мастерские). Каждая группа (мастерская) за работу на уроке получает 9 баллов.

На первом этапе

организуют обсуждение и выполняют задание.

Дети оценивают свою работу по критериям «правильность, сотрудничество», сверяя с образцом на слайде.

Проводят самоанализ и анализируют деятельность группы.

РУУД: планирование и обсуждение учебного задания, - оценивание деятельности своей группы по критериям – правильность выполнения, умение сотрудничать; работа с оценочным листом.

Проблемная ситуация и целеполагание

5 минут

Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач

Организует постановку учебных задач

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

1.Создает ситуацию по определению стилистических особенностей  новой росписи (название росписи не озвучивает)

- Сегодня мы с вами  познакомимся с Мастерами – сказочниками, которые на своих изделиях рисуют удивительные узоры.

На учительском столе представлены изделия народных мастеров.

- Назовите народный художественный промысел.

2. Организует наблюдение детей; предлагает сравнить внешний вид изделий по таблице «признаки промысла».

- Где мы можем найти информацию о промысле, который вы увидели впервые?

Каждой группе раздаются книги с информацией о народных художественных промыслах.

- Как называется рисунок на этих изделиях? (изделия Полхов - Майдана)

Узор

опорное слово

- Эти узоры такие яркие и красочные. Какие произведения устного народного творчества напоминают? (Загадки? Потешки? Сказки?)

Сказка

опорное слово

Выстраиваем слова в колонку

Слайд № 3.

Сказка

Узор

Полхов - Майдан

- Определите тему урока.

Слайд № 4.

 Тема урока

 Сказочные узоры Полхов - Майдана

- Как сформулируем цель урока?

- Чему вы должны научиться?

Слайд № 5. Цель: научиться выстраивать композицию узора по мотивам Полхов – Майданской росписи.

- Как сформулируем задачи урока?

- Что мы должны изучить и выполнить?

Слайд № 6. Задачи:

- изучить приемы цветочной росписи;

- выполнить роспись в традициях Полхов – Майдана

- Замечательно справились с определением темы, цели и задачами урока.

- Теперь определим критерии работы творческих мастерских на 2 и 3 этапе работы.

Слайд № 7.

  • 2 этап – изучить новый материал: полный ответ, интересный рассказ, работа группы;
  • 3 этап - создание творческой композиции: композиционное и цветовое решение, творческий подход.

Предполагают, что это за промысел.

Вывод сделать не смогли, возникло затруднение – неизвестный промысел.

- Спросить у учителя.

- Посмотреть в Интернете.

- Прочитать в книге.

Учащиеся ведут поиск информации о том, как может называться промысел. Знакомятся с текстом, изображениями и путем сравнения определяют название промысла.

- Полхов –Майданская роспись.

- Узор, роспись.

- Сказки

Высказывают свои предложения, приходят к выводу, что тема урока «Сказочные узоры Полхов - Майдана»

Примерные ответы детей:

- Научиться рисовать узоры.

- Научиться выполнять узоры Полхов – Майдана.

Научиться выполнять композицию узора.

Примерные ответы детей:

- Как работают мастера.

- Приемы росписи.

- Выполнить роспись в традициях этих мастеров.

Личностные:

- развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру;

- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

ПУУД:

- умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.

РУУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- принимать роль в учебном сотрудничестве.

Открытие новых знаний

5 минут

Организация деятельности в группах (работа с текстом)

Презентация работы групп: сообщение новых знаний. 2 минуты

Организация деятельности по контролю и самооценке работы в группе

Знакомство учащихся деятельностью сувенирного цеха в селе Подгородка Омской области.

Учитель предлагает приступить ко 2 этапу и раздаёт группам (мастерским) тексты:

1. Мастерская. Полхов – Майданская роспись.

Полхов – Майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской  области. Почти в каждой семье занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов – майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов.

2. Мастерская. Основные мотивы Полхов – Майданской росписи.

Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, шиповник («пятилистник»), яблочко, листики, ягоды. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой и домиками. Ассортимент игрушек – тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички – свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы – копилки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, шкатулки, цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов. Самое известное изделие Полховского Майдана – матрешки.

3. Мастерская. Порядок работы мастеров Полхов – Майдана для украшения изделий.

1. Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке.

2. Грунтовка – изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.

3. Нанесение контура – тонкой кисточкой или карандашом наносится контур узора по всей поверхности изделия.

4. Роспись – заполнение контура узора цветом.

5. После того, как работа выполнена в цвете, узор обводят черной краской тонкой кисточкой.

4. Мастерская. Цвет в Полхов – Майданской росписи.

Художники  стараются не просто перенести увиденное в природе на свою работу, а добавить что-то новое, никогда невиданное, сказочное. Мастера используют стилизацию природных элементов, а также ритм в композиции. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет (способ лессировки). Любимые цвета мастеров: желтый, красный, малиновый, фиолетовый, зеленый. Такие цвета придают узору радостное настроение.

Дайте определения словам «стилизация» и «ритм», используя толковые словари  Ожегова, Даля.

- Итак, группы готовы. Какими новыми знаниями вам захотелось поделиться?

Слайд № 8. Виды изделий, фрагменты росписи.

- Оцените своё выступление по критериям в листе самооценки.

- Ребята, что вы узнали о росписи?

Слайд № 9. (основные выводы)

- Ребята, как вы думаете, эту роспись используют только мастера Полхов-Майдана?

Отправимся на экскурсию в село Подгородка Омской области, в сувенирный цех.

Слайд № 10. Карта Омской области

Слайд 11. На станке вытачивают изделия. Используют древесину берёзы и липы.

Слайд 12. Мастерицы расписывают изделия кистью.

Слайд 13. Обводка готовых изделий чёрной краской тоненькой кисточкой.

- Что скажете о росписи на изделиях мастеров нашего края?

Каждая группа (мастерская) получает текст и план работы.

План работы группы с текстом

1. Прочитать текст

2. Подготовить сообщение

3. Распределить ответы в группе

Знакомятся с информацией, выделяют главное, распределяют ответы в группе, готовят сообщения.

Организуют поиск определения слов «стилизация», «ритм» в толковых словарях Ожегова, Даля

Каждая группа делает сообщение,

оценивает по критериям в листе самооценки:

- полный ответ - 1 балл;

- представление

информации - 1 балл;

- работа всей группы – 1 балл

Всего: 3 балла

Высказывают предположения

Просмотр презентации

Приходят к выводу, что наши мастера тоже используют мотивы Полхов-Майданской росписи.

ПУУД:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод.

КУУД:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- высказывать свою точку зрения;

- умение работать в группе.

ПУУД:

- умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.

РУУД:

контролировать и оценивать свои действия и деятельность товарищей.

Первичное закрепление

Организация практической деятельности с использованием новых знаний (работа в группах – творческие мастерские)

- Как вы думаете, каким должен быть Мастер, который выполняет такие удивительные узоры?

- Мы сегодня как мастера Полхов Майдана и Подгородки выполним узор по мотивам данной росписи. Приступаем к 3 этапу нашей работы.

Слайд № 15. Алгоритм выполнения элементов Полхов-Майданской росписи.

1. Простым карандашом нарисовать композицию узора.

2. Залить контур желтым цветом.

3. Залить контур красным или малиновым цветом.

4. Обвести весь контур узора черной краской.

Заранее учителем заготовлены силуэты посуды (вырезаны из бумаги)

Организует ситуацию подтверждения своего открытия. Предлагает отработать простейшие приемы Полхов – Майданской росписи.

Дети высказывают свои предложения и приходят к выводу, что Мастер украшения должен быть: наблюдательным, учиться у природы, уметь фантазировать, придумывать необычные формы. Мы можем гордиться нашими мастерами.

Главный мастер получает для своей мастерской один из силуэтов посуды (шаблон), и его группа выполняет роспись.

Выполняют простейшие приемы росписи

Предметные:

- умении определить стилистические особенности росписи;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла.

Обобщение и систематизация знаний

15 минут

Закрепление полученных знаний.

Организует работу обучающихся по закреплению знаний. Предлагает выполнить самостоятельно цветочную композицию, используя стилистические особенности полхов – майданской росписи

Выполняют задания, опираясь на новые знания (работа в творческих мастерских по группам)

Рефлексия

5 минут

Домашнее задание

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке

- Мастера сувенирного цеха села Подгородка помещают свои изделия в корзины. И мы сделаем так же.

- Оцените композиционное и цветовое решение, творческий подход в оценочном листе.

Слайд № 16. Подведение итогов

1. Достигли  мы поставленной цели?

2. Что ценного узнали, чему научились?

3. Где в жизни могут пригодиться эти знания?

- Оцените работу других мастерских (1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 3).

- Мне бы хотелось отметить отличную деятельность каждой мастерской. Они получают отметку «отлично» в журнал по результатам оценочных листов.

- Посмотрите, ребята, дома - какие изделия народных художественных промыслов у вас есть и принесите на следующий урок.

Главные мастера получают изображения ярмарочных корзин, участники-мастера наклеивают свои рисунки на корзины.

Выставка творческих работ.

Ученики-мастера демонстрируют готовые рисунки в корзинах.

Защита творческих композиций по критериям.

Оценочный лист по защите творческих заданий.

Критерии:

1. Композиционное решение – 1 балл

2. Цветовое решение – 1 балл

3. Творческий подход – 1 балл

Всего: 3 балла.

Оценивают работы друг друга по группам (взаимооценка). Высказывают свои суждения. Оценивают с помощью оценочного листа.

Личностные:

- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности,

осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке.

КУУД;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

Технологическая карта урока крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОС по теме "Словосочетания"

Конспект технологической карты урока крымскотатарского языка в 5 классе соответствии с ФГОС  по теме "Словосочетания" на крымскотатарском языке...

Технологическая карта урока английского языка во 2 классе по новым ФГОС

Урок разработан на основе УМК Вербицкой М.В. “Forward” для 2 класса согласно требованиям ФГОС.Формирование умения учиться – одна из главных целей современного образования. Развивать способность учащих...