Актуализация знаний
5 минут | Актуализация знаний о традициях народных художественных промыслов.
Организация деятельности по подведению итогов повторения | 1.Создает ситуацию по определению росписи. - Сегодня урок декоративного рисования. Чтобы продолжить знакомство с народными художественными промыслами посмотрим видеосюжет, содержание: Парасич Паша, ученик 4 «В» класса приехал в торговый центр «Омский» купить сувенир для подарка маме. Хотел, чтобы изделие было расписано мастерами народных художественных промыслов, но выбрать подарок не смог, так как мало знаком с народными росписями. - Что скажете Паше?
- Тогда внимание на слайд. Ваши творческие мастерские получают 1 задание для проверки знаний. Слайд № 1. Узнайте и подпишите названия народных промыслов по фрагментам росписей.
Слайд № 2. Оцените правильность каждого ответа (по 1 баллу) - Хохломская роспись
- Гжельская роспись
- Дымковская роспись
|
- Оценим работу в группах. - Встаньте, чья команда получила 4 балла. Как вам удалось справиться? - У каких команд 3 или 2 балла? Какие были затруднения? - Молодцы, вы успешно справились с повторением. | Ученики рассаживаются по группам-мастерским, выбирают главного мастера.
Просмотр видеосюжета
- Мы знаем некоторые народные промыслы, можем помочь Паше.
Работают в группах (творческие мастерские). Каждая группа (мастерская) за работу на уроке получает 9 баллов. На первом этапе организуют обсуждение и выполняют задание.
Дети оценивают свою работу по критериям «правильность, сотрудничество», сверяя с образцом на слайде.
Проводят самоанализ и анализируют деятельность группы. |
РУУД: планирование и обсуждение учебного задания, - оценивание деятельности своей группы по критериям – правильность выполнения, умение сотрудничать; работа с оценочным листом.
|
Проблемная ситуация и целеполагание
5 минут
| Организация работы по представлению темы и цели урока, учебных задач
Организует постановку учебных задач | Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. 1.Создает ситуацию по определению стилистических особенностей новой росписи (название росписи не озвучивает) - Сегодня мы с вами познакомимся с Мастерами – сказочниками, которые на своих изделиях рисуют удивительные узоры. На учительском столе представлены изделия народных мастеров. - Назовите народный художественный промысел. 2. Организует наблюдение детей; предлагает сравнить внешний вид изделий по таблице «признаки промысла». - Где мы можем найти информацию о промысле, который вы увидели впервые?
Каждой группе раздаются книги с информацией о народных художественных промыслах.
- Как называется рисунок на этих изделиях? (изделия Полхов - Майдана) опорное слово
- Эти узоры такие яркие и красочные. Какие произведения устного народного творчества напоминают? (Загадки? Потешки? Сказки?) опорное слово Выстраиваем слова в колонку Слайд № 3. Сказка | Узор | Полхов - Майдан |
- Определите тему урока.
Слайд № 4. Тема урока Сказочные узоры Полхов - Майдана |
- Как сформулируем цель урока? - Чему вы должны научиться?
Слайд № 5. Цель: научиться выстраивать композицию узора по мотивам Полхов – Майданской росписи. |
- Как сформулируем задачи урока? - Что мы должны изучить и выполнить?
Слайд № 6. Задачи: - изучить приемы цветочной росписи; - выполнить роспись в традициях Полхов – Майдана |
- Замечательно справились с определением темы, цели и задачами урока. - Теперь определим критерии работы творческих мастерских на 2 и 3 этапе работы. Слайд № 7. - 2 этап – изучить новый материал: полный ответ, интересный рассказ, работа группы;
- 3 этап - создание творческой композиции: композиционное и цветовое решение, творческий подход.
|
Предполагают, что это за промысел. Вывод сделать не смогли, возникло затруднение – неизвестный промысел. - Спросить у учителя. - Посмотреть в Интернете. - Прочитать в книге. Учащиеся ведут поиск информации о том, как может называться промысел. Знакомятся с текстом, изображениями и путем сравнения определяют название промысла. - Полхов –Майданская роспись. - Узор, роспись.
- Сказки
Высказывают свои предложения, приходят к выводу, что тема урока «Сказочные узоры Полхов - Майдана»
Примерные ответы детей: - Научиться рисовать узоры. - Научиться выполнять узоры Полхов – Майдана. Научиться выполнять композицию узора.
Примерные ответы детей: - Как работают мастера. - Приемы росписи. - Выполнить роспись в традициях этих мастеров. |
Личностные: - развитие учебно-познавательного интереса к окружающему миру; - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.
РУУД: - умение принимать и сохранять учебную задачу; - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; - принимать роль в учебном сотрудничестве. |
Открытие новых знаний 5 минут | Организация деятельности в группах (работа с текстом)
Презентация работы групп: сообщение новых знаний. 2 минуты Организация деятельности по контролю и самооценке работы в группе
Знакомство учащихся деятельностью сувенирного цеха в селе Подгородка Омской области. | Учитель предлагает приступить ко 2 этапу и раздаёт группам (мастерским) тексты: 1. Мастерская. Полхов – Майданская роспись. Полхов – Майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов – майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. 2. Мастерская. Основные мотивы Полхов – Майданской росписи. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, шиповник («пятилистник»), яблочко, листики, ягоды. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой и домиками. Ассортимент игрушек – тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички – свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы – копилки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, шкатулки, цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов. Самое известное изделие Полховского Майдана – матрешки. 3. Мастерская. Порядок работы мастеров Полхов – Майдана для украшения изделий. 1. Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы), выточенная на токарном станке. 2. Грунтовка – изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым. 3. Нанесение контура – тонкой кисточкой или карандашом наносится контур узора по всей поверхности изделия. 4. Роспись – заполнение контура узора цветом. 5. После того, как работа выполнена в цвете, узор обводят черной краской тонкой кисточкой. 4. Мастерская. Цвет в Полхов – Майданской росписи. Художники стараются не просто перенести увиденное в природе на свою работу, а добавить что-то новое, никогда невиданное, сказочное. Мастера используют стилизацию природных элементов, а также ритм в композиции. Работа выполняется с использованием наложения цвета на цвет (способ лессировки). Любимые цвета мастеров: желтый, красный, малиновый, фиолетовый, зеленый. Такие цвета придают узору радостное настроение.
Дайте определения словам «стилизация» и «ритм», используя толковые словари Ожегова, Даля.
- Итак, группы готовы. Какими новыми знаниями вам захотелось поделиться? Слайд № 8. Виды изделий, фрагменты росписи. - Оцените своё выступление по критериям в листе самооценки.
- Ребята, что вы узнали о росписи? Слайд № 9. (основные выводы)
- Ребята, как вы думаете, эту роспись используют только мастера Полхов-Майдана? Отправимся на экскурсию в село Подгородка Омской области, в сувенирный цех. Слайд № 10. Карта Омской области Слайд 11. На станке вытачивают изделия. Используют древесину берёзы и липы. Слайд 12. Мастерицы расписывают изделия кистью. Слайд 13. Обводка готовых изделий чёрной краской тоненькой кисточкой. - Что скажете о росписи на изделиях мастеров нашего края?
| Каждая группа (мастерская) получает текст и план работы. План работы группы с текстом 1. Прочитать текст 2. Подготовить сообщение 3. Распределить ответы в группе |
Знакомятся с информацией, выделяют главное, распределяют ответы в группе, готовят сообщения.
Организуют поиск определения слов «стилизация», «ритм» в толковых словарях Ожегова, Даля
Каждая группа делает сообщение,
оценивает по критериям в листе самооценки: - полный ответ - 1 балл; - представление информации - 1 балл; - работа всей группы – 1 балл Всего: 3 балла Высказывают предположения
Просмотр презентации
Приходят к выводу, что наши мастера тоже используют мотивы Полхов-Майданской росписи. | ПУУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - формулировать несложные выводы, находить аргументы, подтверждающие вывод.
КУУД: - умение слушать собеседника и вести диалог; - высказывать свою точку зрения; - умение работать в группе.
ПУУД: - умение искать информацию, необходимую для решения учебной задачи.
РУУД: контролировать и оценивать свои действия и деятельность товарищей. |
Первичное закрепление | Организация практической деятельности с использованием новых знаний (работа в группах – творческие мастерские) | - Как вы думаете, каким должен быть Мастер, который выполняет такие удивительные узоры?
- Мы сегодня как мастера Полхов Майдана и Подгородки выполним узор по мотивам данной росписи. Приступаем к 3 этапу нашей работы. Слайд № 15. Алгоритм выполнения элементов Полхов-Майданской росписи. 1. Простым карандашом нарисовать композицию узора. 2. Залить контур желтым цветом. 3. Залить контур красным или малиновым цветом. 4. Обвести весь контур узора черной краской. |
Заранее учителем заготовлены силуэты посуды (вырезаны из бумаги)
Организует ситуацию подтверждения своего открытия. Предлагает отработать простейшие приемы Полхов – Майданской росписи. | Дети высказывают свои предложения и приходят к выводу, что Мастер украшения должен быть: наблюдательным, учиться у природы, уметь фантазировать, придумывать необычные формы. Мы можем гордиться нашими мастерами.
Главный мастер получает для своей мастерской один из силуэтов посуды (шаблон), и его группа выполняет роспись.
Выполняют простейшие приемы росписи |
Предметные: - умении определить стилистические особенности росписи; - использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, ритм, стилизацию для выполнения собственного художественно-творческого замысла. |
Рефлексия 5 минут
Домашнее задание | Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке | - Мастера сувенирного цеха села Подгородка помещают свои изделия в корзины. И мы сделаем так же.
- Оцените композиционное и цветовое решение, творческий подход в оценочном листе. Слайд № 16. Подведение итогов 1. Достигли мы поставленной цели? 2. Что ценного узнали, чему научились? 3. Где в жизни могут пригодиться эти знания? |
- Оцените работу других мастерских (1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 3).
- Мне бы хотелось отметить отличную деятельность каждой мастерской. Они получают отметку «отлично» в журнал по результатам оценочных листов.
- Посмотрите, ребята, дома - какие изделия народных художественных промыслов у вас есть и принесите на следующий урок. | Главные мастера получают изображения ярмарочных корзин, участники-мастера наклеивают свои рисунки на корзины.
Выставка творческих работ. Ученики-мастера демонстрируют готовые рисунки в корзинах. Защита творческих композиций по критериям. Оценочный лист по защите творческих заданий. Критерии: 1. Композиционное решение – 1 балл 2. Цветовое решение – 1 балл 3. Творческий подход – 1 балл Всего: 3 балла.
Оценивают работы друг друга по группам (взаимооценка). Высказывают свои суждения. Оценивают с помощью оценочного листа. | Личностные: - формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке. КУУД; - умение провести рефлексию своих действий на уроке |