Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Михайлова Ольга Евгеньевна

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Оранжерейнинская СОШ»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе
«Виды предложений  по наличию и отсутствию

второстепенных членов»

(ФГОС)

                                                                                           подготовила

учитель русского языка и литературы

                                                                                                               Михайлова Ольга Евгеньевна

с. Оранжереи

 2013

Тема  урока:  «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов»

 Класс: 5 класс А

Тип урока:   открытие  новых знаний

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

 Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Реализуемая программа:  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.

УМК:    Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией А.Д. Шмелёва, М.: Вентана-Граф, 2012.

Цель урока:  закрепить понятие о способах выражения подлежащего и сказуемого; дать понятие о распространённых предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании в предложении; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространённые предложения от нераспространённых; конструировать распространённые предложения; объяснять языковые явления.

 Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;  
  • мультимедийная презентация к уроку.     

                                                                                                                                                                   


п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Вид и форма контроля

1.

Организационный момент -1 мин.

Приветствует уч-ся

- Доброе утро!

Приветствуют учителя

2.

Мотивация-3 мин.

 1. Проверка готовности к уроку.


2. Скажите: Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

- Что изучает синтаксис?


- Для чего нам нужно изучать словосочетание и предложение?


- Какую единицу языка мы сейчас изучаем?

3. Продолжите предложение: Я буду изучать тему «Предложение», чтобы…

Проверка готовности к уроку.


…синтаксис


…словосочетание и предложение


…, чтобы уметь правильно их строить  и грамотно писать и говорить


…предложение


Высказывание развёрнутых ответов.

Фронтальная проверка














Словесная оценка одноклассников

3.

Актуализация

   знаний – 2мин.

  - Что вы знаете о предложении?

Предложения бывают:

1) по цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные;

2) по интонации – восклицательные, невосклицательные;

3) по наличию главных членов – односоставные и двусоставные.

Фронтальный опрос

4.

Выявление места и причины затруднения – 3 мин.

Посмотрите на экран.

Появились тучи.

Из-за горизонта появились тяжёлые тучи.

- Что вы видите?


- Почему?



Дайте характеристику этим примерам.


- Что вы заметили?





-Предложения.


- Каждое предложение содержит законченную мысль.

- повествовательные, невосклицательные, двусоставные.

- По характеристике они одинаковые, но это не так: в одном только основа, а в другом есть второстепенные члены предложения.








Индивидуальный опрос.

5.

 Постановка учебной цели урока – 2 мин.



Почему у нас возникли затруднения?



Что мы должны сегодня узнать?

- не знаем, как можно охарактеризовать эти предложения.

- как называются такие предложения.

6.








Открытие нового знания – 5 мин.

1. Запишите предложения, подчеркните члены предложения.


2. Как бы вы назвали такие предложения?

- посмотрите в учебнике


- Какие предложения называются распространёнными?

- … нераспространёнными?

Подчеркнуть члены предложения


….


- распространённые и нераспространённые;


- ( работа с учебником)



взаимопроверка

7.

Первичное закрепление – 5 мин.

Работа по учебнику. Упр. 171 (1)

Прочитайте задание.

- Как построите свою работу?



Запись с объяснением.

Списывают 4 предложения, подчёркивают основу, характеризуют (распространённые, нераспространённые).

Индивидуальная работа по вариантам.



Фронтальная проверка

8.


Физкультминутка – 1 мин.( под муз.)

Физкультминутка для глаз

Упражнение 1.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2.

15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

     Физкультминутка для рук


На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

Ритмичные соединения пальцев рук в замок. Пальцы сплетены в замок – руки тянутся в разные стороны. Движения сплетенными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются – ладони в сторону.

Физкультминутка для глаз

Упражнение 1.

Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2.

15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Физкультминутка для рук


На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.

Ритмичные соединения пальцев рук в замок. Пальцы сплетены в замок – руки тянутся в разные стороны. Движения сплетенными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются – ладони в сторону.

9.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 6 мин.

На экране вы видите 10 предложений, укажите № распространённых и № нераспространённых предложений.

1. Гости приезжают?

2. К нам приезжают  гости.

3. Наступила осень.

4. Дом построили.

5. Я проснулся и позавтракал.

6. Вижу землю!

7. Дождливая осень.

8. Облака легки и воздушны.

9. Он мой товарищ.

10. Журнал принёс брат.

Проверяем!

Распространённые: 2,4, 6, 7, 9, 10.

- Какие предложения вызвали затруднения?

Учащиеся записывают № предложений, распределяя в 2 группы, проверяют по эталону.












Предложения, в которых возникли затруднения записывают, объясняют.


Самопроверка

10.

Включение нового знания в систему знаний и повторение – 4 мин.

1. Какое предложение вы видите на экране? Почему?

Осень украсила.

Распространите это предложение.

Что вы должны сделать?



2. Записать лучшее предложение, подчеркнуть основу, написать характеристику предложения.

Щедрая осень украсила яркими листьями лесные поляны.

- Нераспространённое, так как в нём только главные члены предложения.


- Вставить второстепенные члены предложения (работа в парах).

- сделать синтаксический разбор предложения.


Словесная оценка

11.

Закрепление – 4 мин.

Задания на выбор:


1. Выполнить упражнение  №172.

или

2. Работа по карточкам.

Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе, предлагает соседям по парте обменяться выполненными работами.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка (в парах)

12.

Рефлексия – 2 мин.



1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового?

- какие предложения вам больше всего нравятся? Почему?



2. Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+  - не уверен в своих знаниях

! – необходимо повторить.


3. Передаете своё настроение на уроке одним предложением

- какое предложение у вас получилось?

Какие предложения называются распространёнными?

Какие нераспространёнными?



Ставят значки на полях.





Записывают предложения, читают по желанию.


Самооценка

13.

Домашнее задание – 1 мин.

(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з.  Задание на экране.)

Повторить материал, где есть затруднения, параграф 24 – 35 (см. значки на полях). Упражнение 171 (2,3), упр. 173  - выполняются по выбору.




Запись в дневниках

14.

Подведение итогов. – 1 мин.

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.

Список используемых источников

1. Программа  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.

 2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией А.Д. Шмелёва, М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику  С.И.Львовой,  В.В.Львова и  «Русский язык. 5 класс».  - М.:  «Экзамен», 2013

4.  Васильевых И. П. Уроки русского языка.5 класс: пособие для учителя к учеб. С.И. Львовой и В.В. Львова "Рус.яз. 5 кл.", 2010

5. Генике,  Е. А., Трифонова,  Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифоова . – М.: БОНФИ, 2002

6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

7. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.

8. http://www.velib.com/shcool_ru_1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Однородные члены предложенияКласс: 5Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)УМК: учебный комплекс под редакцией...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" (в рамках проведения технологии "День единого текста")...