Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Малиновская Валентина Степановна

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Однородные члены предложения

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)

УМК: учебный комплекс под редакцией  Ладыженской Т.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Однородные члены предложения

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме)

УМК: учебный комплекс под редакцией  Ладыженской Т.А. Русский язык. 5 класс

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник Русский язык, 5 класс; презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой на урок.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Начнем нашу встречу с притчи.

Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”,- посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.

- Чему учит притча?

Подготовка  класса  к  работе.

Психологический настрой на работу.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

А какова тема нашего урока, вы попробуйте догадаться сами. Перед вами предложение:

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

-Что необычного в этом стихотворении?

-Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении дополнений?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Однородные члены предложения)

Записывают.

Один ученик читает предложение вслух.

Слушают, участвуют в беседе.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

III.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Организует учащихся по исследованию проблемной  ситуации.

  • О каких признаках однородных членов предложения идет речь в данном стихотворении?

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но полномочия на них
Поровну возложены.
И
подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они
 за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке
Конечно однородные.

  1. Относятся к одному члену предложения.
  2. Являются одним членом предложения.
  3. Между однородными членами могут стоять знаки препинания.
  • Обратите внимание на схему предложения, записанного в начале урока.

O, O, O, O, O, O И  O.

  • Обсудите в парах и сформулируйте проблему  урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?
  • Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
  • Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить однородные члены предложения и узнать условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Самостоятельная работа в группах.

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, ставят перед собой цели урока.

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) 

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Поиск решения. Открытие новых знаний.  

Предлагаю  понаблюдать над материалом учебника;  создать алгоритм,   распределив шаги решения. Как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложений?

Алгоритм

шаг – подчеркиваю главные члены предложения.

шаг – подчеркиваю второстепенные члены предложения.

шаг – нахожу слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

шаг – нахожу слово, к которому все эти слова относятся.

шаг – считаю, однородных членов должно быть не менее 2.

шаг – определю, есть ли союзы при них.

шаг – выберу нужный знак препинания.

Составляют план достижения цели.

Отвечают на вопросы учебника.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

- Между однородными членами, связанными союзами а, но ставится запятая.

- Между однородными членами, связанными только с помощью интонации, ставится запятая. Если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится.

Составляют алгоритм

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

V.Первичное закрепление (5 -6

минут) 

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Реализация построенного проекта. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Учитель создаёт рабочие пары, предлагает выполнить ряд заданий.

Задание: запишите предложение с ОЧП

Работа по парам.

1.Вдали послышался слабый, неясный шум.2. Река и роща залиты ярким светом. 3.Озябшие вороны просушились и с голодным карканьем перелетали с места на место. 4.Они говорили о чем-то спокойно, серьезно

Задание: Творческий диктант. Распространите данные предложения однородными членами

На озере ребята купались…..

Солнце осветило луг…

С юга прилетели скворцы…

Солнечный зайчик пробежал по стенам…..

Записывают предложения. Комментируют расстановку ЗП, используя схему в учебнике.

Работают в парах, зачитывают получившиеся предложения, комментируют расстановку ЗП.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П )

VI.Физминутка

(1 минута).

Учитель организует физминутку. 

Видео_зарядка

Дети повторяют движения мультипликационных героев фильма «Утренняя зарядка"

формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельно работают:

1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания (по раздаточному материалу).

1. Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. 2. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. 3. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! 4. Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. 5. Его корм всюду: на земле и в земле. 6. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? 7. В триста раз больше собственного веса!

- Определите тему текста.

- Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

-  Напишите номер вопросительного предложения.

 Взаимопроверка

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение (8 минут)

Предлагает составить предложения к схемам

Учащиеся выполняют задание, зачитывают получившиеся предложения.

Регулятивные: контроль, коррекция.

IX.Рефлексия деятельности (Итог урока, 3 минуты)

 Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», с неверными – «–».

1) Однородные члены – это смысловые отрезки.

2) Между однородными членами всегда ставится запятая.

3) Однородные члены соединены сочинительной связью.

4) Без однородных членов не существует предложения.

– Сравните с образцом на доске: + – + –.

– Кто справился без ошибок?

Цифровой диктант. Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены.

1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт.

2. На пиру я не была, но подарок принесла.

3.Будет то не смерть, а сон.

4.По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.

5.Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Оценивают собственную деятельность

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Домашнее задание.

2 минуты

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (на выбор):

Параграф, упражнение  (письменно по заданию).

Придумать и записать 5-7 предложений на тему «», используя однородные члены предложения.

Запись учащимися задания в дневники.

Дифференцированные задания