Главные вкладки

    Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

    Ардабьева Марина Викторовна

    Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцветный мир".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации городского округа город Выкса

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «ДЮЦ «ТЕМП»»

    Методическая разработка занятия  на тему:

    «Пейзаж. Ранняя весна»

    Возраст учащихся: 9 -11 лет

     Дополнительная образовательная программа  «Мой разноцветный мир»

    Подготовил:

    педагог дополнительного образования

    высшей квалификационной категории

    Марина  Викторовна Ардабьева

    г.Выкса

    2017г.

    Пояснительная записка

    Дополнительное образование детей включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

    Все дети – художники, поэты. Они активно и непосредственно выражают своё восприятие мира. Важным этапом развития ребёнка является развитие его сенсорной культуры, что достигается через занятия художественной деятельностью.

    Программа дополнительного образования детей «Мой разноцветный мир» имеет художественную направленность и объединяет несколько видов деятельности: изобразительное искусство, тестопластика и декоративно-прикладное искусство. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение.  На протяжении   курса обучения дети знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

    Методическая разработка   занятия на тему «Пейзаж. Ранняя весна» является одним из вариантов учебного занятия для детей третьего года обучения. Тема пейзажа часто используется в обучающей программе по изобразительному искусству. Это и морской пейзаж, и городской, и пейзаж на тему времён года. Работая в этом жанре, учащиеся используют различные приёмы рисования, знания по изображению ближнего и дальнего планов, совершенствуют свои умения и навыки в изображении различных объектов. Занятие проводится с использованием презентации по теме. При использовании презентации занятие становится интересным  и наполняется   значимым содержанием.

    Данную презентацию и материал можно использовать при обучении изобразительному искусству, как в дополнительном, так и в общем школьном образовании с  учащимися 3-5 классов.

    Актуальность разработки состоит в использовании  интерактивных методов обучения на занятиях  изобразительным  искусством.

    Методические рекомендации на момент подготовки к проведению занятия

    Необходимо спланировать занятие, чётко определить и сформулировать для себя его тему. Подготовить презентацию.

    Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели занятия, которые должны быть конкретными, реалистичными и диагностируемыми.

    Необходимо продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности учащихся. Главное – найти такую форму организации занятия, которая будет способствовать активности детей, а не пассивному восприятию нового.

    Все материалы, которые планируется использовать на занятии, должны иметь эстетический вид, быть в достаточном количестве и находиться под рукой.

    Необходимая аппаратура устанавливается с соблюдением правил безопасности, в исправном состоянии, без помех при использовании. Необходимо проверить расстановку парт, столов и оборудования (педагог не должен стоять спиной к присутствующим), проветрить кабинет, подготовить доску.  

    Так же нужно учитывать необходимость предварительной подготовки учащихся: знание основ цветоведения, знание и практическое применение законов перспективы,   владение навыками рисования  по образцу, умение работать гуашью, опыт изображения деревьев по памяти и представлению.

    С целью предупреждения у ребят переутомления, снятия мышечной усталости на 20-25-й минуте урока нужно провести физкульминутку.

    Методические рекомендации на период проведения занятия

    Занятие направлено не только на обучение, но и на воспитание учащихся, а стимулировать мотивацию каждого ребёнка к обучению можно путём создания эмоционально положительной воспитывающей среды. Поэтому очень важен контакт с детьми, готовность педагога слышать их высказывания и строить диалог, импровизировать. Украшением занятия может стать интегративность содержания – опора на знания, полученные на занятиях ранее.

    В ходе занятия педагогу целесообразно использовать в первую очередь те педагогические приёмы, которые позволяют ему не только продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества, но и сделать доступным предлагаемый материал. Выбранная педагогическая технология должна быть адекватна содержанию занятия. Так использование информационных технологий должно быть оправданным.

    Методические рекомендации на момент подведения итогов занятия 

    При составлении плана отводите на подведение итогов занятия не менее 5-7 минут.

    Четко и ясно объявляйте детям, что сейчас вы будете подводить итоги занятия. Дождитесь, пока  не будет абсолютной тишины, добейтесь концентрации внимания учащихся на ваших словах и действиях.

    После того как все дети будут с сосредоточенным вниманием слушать вас, сообщите, довольны ли вы работой группы в целом. Поставьте учащихся в известность о том, справились ли они с задачами, поставленными в начале занятия, достигнута ли основная цель.

    Затем дайте качественную характеристику работы отдельных учащихся — тех, которые хорошо проявили себя на занятии. Обратите внимание на тех, кто недостаточно хорошо отвечал, выскажите свои пожелания относительно этих детей.

    Старайтесь давать краткие и ёмкие формулировки. Не пускайтесь в долгие рассуждения и разбирательства относительно отдельных учащихся. Помните, что на данный этап занятия отводится совсем немного времени и нужно успеть проанализировать работу всей группы.

    Выделите из общего образовательного блока те правила и понятия, которые усвоены наиболее хорошо, затем переведите акцент на те, над которыми еще нужно поработать на последующих занятиях. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

    При подведении итогов следует провести сравнение и анализ выполненных работ, отметить степень достижения целей занятия, а также фамилии учащихся, активно работающих в процессе занятия.

    Рефлексия может проходить в форме мини-выставки, общей беседы, сравнительного анализа. Удачным для проведения рефлексии будет применение приёма – постановка мыслительно-речевых задач.

    При обсуждении работ, педагог может предложить детям высказаться одним предложением выбирая начало одной из фраз:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    Тема занятия: выполнение живописной работы «Пейзаж. Ранняя весна»

    Цель:   расширение представлений о жанре  пейзаж,  посредством анализа произведений искусства и выполнения  практической    работы.

    Задачи:

    • учить  создавать весенний пейзаж  по образцу без предварительного рисунка карандашом;
    • закреплять умение самостоятельно дополнять пейзаж   необходимыми объектами  композиции;
    • закрепить  знания по цветоведению;
    • развивать навыки описания произведений живописи,    развивать  речь;
    • воспитывать любовь к природе, к родной земле;

    Возраст детей:    9 – 11 лет.

    Материально-техническое оснащение:

    Для педагога:  мультимедийная установка, ноутбук,  образцы работ, доска.

    Для детей: акварельная бумага, карандаш, гуашь, палитра, кисти, баночка для воды, салфетка для кистей.

    Методы обучения:  информационно–рецептивный метод, включающий  следующие приемы: рассматривание, наблюдение, умение сравнивать и выделять главное, обобщать, рассуждать; эвристический –   проявление самостоятельности на различных этапах работы на занятии; практическая работа с  применением приёмов: словесного (художественное слово, беседа), наглядного (образец педагога, образцы рисунков, презентация, просмотр итоговой выставки работ), наглядно-действенного (показ педагогом способов изображения).

    Наглядные пособия:  презентация занятия с последовательностью выполнения пейзажа;  порядок  выполнения   пейзажа, образцы изображения  деревьев, образец  пейзажа по теме занятия, законы выполнения пейзажа.

    Хронометраж занятия

    Организационный момент:                         2 мин.

    Постановка цели и задач:                            5 мин.        

    Практическая работа:                                   35 мин.

    Заключительная часть:                                 3 мин

    План занятия

    Вводная часть: организационный момент, приветствие, тема занятия.  

    Основная часть: постановка целей   и задач. Практическая  работа.                          

             Заключительная часть: подведение итогов занятия.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Педагог:  Здравствуйте,  ребята! Все вы знаете, что существует несколько жанров в изобразительном искусстве. Вы можете их назвать? Какие это жанры?

    Дети: Портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, бытовой, батальный, марина, исторический.

    Педагог: Молодцы. А скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?

    Дети:    Пейзаж – это изображение природы.

    Педагог:  Правильно! Спасибо! Каждый художник по-своему видит мир и по-своему изображает его на холсте. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Пейзаж. Ранняя весна». В своих произведениях изображали весну поэты, художники и музыканты. Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников. Мы ответим на вопросы: Какой предстаёт весна на картинах пейзажистов? Как художникам удаётся передать весеннее настроение?

    Основная часть

    Педагог: 

    Гонимы  вешними ручьями,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года…

    Так А. С. Пушкин открывает одну из глав своего романа “Евгений Онегин”.

     

    Педагог: 

    Весна – удивительное время года,  когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит  какое-то бодрое настроение,  как утром после хорошего ночного отдыха…

    Послушайте, пожалуйста, как описывает весну Константин Паустовский:

    “ ...Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

    Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи...”

                                                                                      К. Паустовский, «Стальное колечко»

    Педагог: 

    Не правда ли удивительные строки, хочется еще и еще раз перечитать их. Удивительное время года, не оставляющее никого равнодушным.  

    – Какие первые признаки весны описывает автор?

    Дети: Журчат ручьи, блестят ветки деревьев, снег становится мокрым и тёмным. Появляются проталины и первые цветы.

    Беседа  «Весна  в работах знаменитых художников»

    Педагог:  А сейчас   посмотрим на репродукции картин. Внимание на экран!

    • Станислав Юлианович Жуковский «Весна»
    • Константин Яковлевич Крыжицкий «Ранняя весна»
    • Константин Яковлевич Крыжицкий «Повеяло весной»
    • Исаак Ильич Левитан «Март»
    • Исаак Ильич Левитан «Ранняя весна»
    • Алексей Кондратьевич Саврасов «Весенний вечер»
    • Алексей Кондратьевич Саврасов «Ранняя весна»
    • Геннадий Владимирович Шаройкин «Март»

    Педагог:  Не правда ли великолепные работы! Как вы уже поняли - это пейзажи знаменитых русских художников. Все эти работы хранятся в музеях и являются шедеврами русского искусства, уникальным, высшим достижением мастерства.

    Педагог:  Скажите, по каким признакам мы можем определить, что на картинах именно весна?

    Дети:  Еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины. Природа оживает, и появляются весенние розовые оттенки в небе, в ветках деревьев.

    Педагог:   Одинаковы ли по цветовой гамме между собой все  репродукции картин? Почему?

    Дети:   Весна она разная и каждый художник увидел её по-своему. У каждого своя техника исполнения. Один художник рисовал пасмурный день, а другой солнечный. От этого цветовая гамма разная.

    Педагог:   Молодцы! Вы всё верно подметили. А теперь давайте сравним два пейзажа по цветовой гамме и весенним признакам.

    Итак. На экране картина «Начало весны» В. М. Сидорова  и  «Весна идёт» С. А. Виноградова.

    – Посмотрите внимательно, и скажите, какого цвета весна у Сидорова? Каких цветов в картине присутствует больше?

    Дети:   Цвета чистые и нежные. Солнечный цвет везде – на снегу, на крышах домов, на стволах молодых берёзок.

    Педагог:   – Правильно, ребята. Художник показал как природа с радостью и улыбкой встречает весну. А теперь попробуйте описать весну у Виноградова?

    Дети:  Работа Виноградова другая. Цвета более яркие и насыщенные.

    Педагог:   – Да, верно. Здесь художник изобразил яркую, звонкую весну. Как вы думаете, что хотят показать художники на своих полотнах?

    Дети:   Простоту и красоту русского пейзажа.

    Педагог:    Молодцы! Ребята, а что объединяет эти две картины?

    Дети:   Изображение весны, изменение природы весной. Они создают радостное настроение.

    Педагог:    –  Давайте подведём итог анализа картин. Изображая в своих работах весну, художники используют разную цветовую гамму. Рисуя, художник передаёт цветом свои эмоции, своё мировосприятие.

    А сейчас давайте немножко отдохнём. Встаньте все из-за столов и представьте себя проснувшимся весенним цветком.

    Физкультминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище влево, вправо.)

    Больше спать не захотел.  (Туловище вперед, назад.)

    Шевельнулся, потянулся, 

    Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

    Практическая работа «Рисуем  весенний  пейзаж»

    Педагог:   Всем спасибо. А  теперь  мы  вместе попробуем написать пейзаж ранней весны. Перед началом работы давайте вспомним порядок выполнения пейзажа. Внимание на доску!

     Дети обращаются к «Законам  выполнения  пейзажа» на информационной доске.( см. приложение 1.)

    Педагог:   Соблюдая данные правила у вас всё получится. Основной фон мы будем писать все вместе, а затем каждый из вас дополнит свою работу, самостоятельно разместив на ней деревья. Таким образом, у каждого получится свой неповторимый пейзаж.

    Педагог:   Задание понятно? Предлагаю перейти к презентации. Внимание на экран!

    Показ на слайдах последовательности работы над пейзажем.

    (см. приложение 2. мультимедийная презентация.)

    Этапы выполнения практической работы: 

    1-ый этап: наметить карандашом основные линии композиции.

    2-ой этап: большой кистью изображаем небо,  используя разбелённые краски.

    3-ий этап: рисуем изгиб реки и часть озера.

    4-ый этап: рисуем дальний план на линии горизонта и передний план вдоль реки.

    5-ый этап: рисуем дальний план.

    6-ой этап: Тонкой кистью рисуем дерево (деревья), кустарник.
    Уточняем свет, тень, контуры.

     Самостоятельная работа. Педагог помогает и подсказывает индивидуально.

    Итог занятия

    Педагог:    Вы все замечательно справились с заданием. Молодцы! В ваших работах чувствуется радость пробуждения, трепетное  чувство ожидания солнца, тепла, весны, легкая печаль по уходящей зиме. Давайте подведём итог нашего занятия.

    • В каком жанре мы выполнили работу? Ответы детей
    • Картины,  какого художника вы запомнили? Ответы детей
    • Как называется место, где хранятся шедевры искусства? Ответы детей
    • Какие знаменитые музеи мира вы знаете? Ответы детей

    Выставка работ. Оценка. Анализ работ:

    • Назовите средства передачи весеннего настроения в своей работе?
    • Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?
    • Какие наиболее удачные моменты в своей работе можете отметить?
    • Что было наиболее трудным?
    • Что получилось лучше всего? 

    Ответы детей

    Педагог:   Я благодарю всех за участие. Сегодня вы были большие молодцы и замечательно справились с заданием. Не останавливайтесь на достигнутом. Рисуйте! Творите! Пробуйте! У вас обязательно получится. Всем спасибо!

    Педагог:     Теперь убираем за собой рабочее место и собираемся домой.

    Дети убирают со столов материалы и инструменты.

    До свидания!

    Приложение 1

    Законы выполнения пейзажа

    Как рисовать пейзаж

    Расположите лист соответственно вашему замыслу.

    Разделите лист на две части – это линия горизонта.

    Линия горизонта бывает высокой и низкой. Она не обязательно должна быть прямой.

    План -  это  взаимное расположение предметов.

    Первый закон:  На картине бывает передний (крупные предметы), средний (помельче) и задний план (маленькие)

    Второй закон:  Чем дальше предмет, тем он  более размытый. Вдалеке мы видим общий контур предметов.

    Третий закон:  Расстояние изменяет цвет предмета. Удаляющиеся  - более холодные. Приближающиеся – более теплые цвета.

    Цвет от расстояния теряет яркость.  Средний и задний план выглядит выцветшим и белесым.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    ПЕЙЗАЖ – это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах Востока в VII – X веках. В Европейской живописи пейзаж появился в XVII веке, сначала в Италии, а затем в Голландии. В русском искусстве расцвет пейзажа приходится на конец XIX века. Каждый художник по-своему видит мир и по-своему показывает его на холсте

    Слайд 3

    Пейзаж. Ранняя весна

    Слайд 4

    Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

    Слайд 5

    Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною…

    Слайд 6

    С. Ю. Жуковский «Весна»

    Слайд 7

    К. Я. Крыжицкий«Ранняя весна»

    Слайд 8

    К. Я. Крыжицкий «Повеяло весной»

    Слайд 9

    И. И. Левитан «Март»

    Слайд 10

    И. И. Левитан«Ранняя весна»

    Слайд 11

    А. К. Саврасов «Весенний вечер»

    Слайд 12

    А. К. Саврасов «Ранняя весна»

    Слайд 13

    Г.В. Шаройкин «Март»

    Слайд 14

    Уже весна, то тут, то там её заметны проявленья… В. М. Сидоров «Начало весны» С. А. Виноградов «Весна идёт»

    Слайд 15

    Весна шла по полям как молодая хозяйка Физкультминутка

    Слайд 16

    1-ый этап: наметить карандашом основные линии композиции

    Слайд 17

    2-ой этап: Большой кистью изображаем небо используя разбелённые краски (синий+белила, рубиновый+белила, лимонно жёлтый

    Слайд 18

    3-ий этап: рисуем изгиб реки и часть озера (ультрамарин, белила, немного чёрного )

    Слайд 19

    4-ый этап: рисуем дальний план на линии горизонта и передний план вдоль реки (приглушённые краски с добавлением белил)

    Слайд 20

    5-ый этап: рисуем дальний план добавляя белилами снег на реке и на земле

    Слайд 21

    6-ой этап: Тонкой кистью рисуем дерево (деревья), кустарник. Уточняем свет, тень, контуры

    Слайд 22

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »

    Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...

    Методическая разработка «Развитие ловкости, координации и быстроты движений при занятиях волейболом»

    Я не только учитель физкультуры но и работаю тренером по воллейболу в ДЮСШ. Для этой игры необходима быстрота, ловкость, координация. Мною была разработтана система упражнений способствующая развитию ...

    Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

    Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

    Презентация "Нестандартные занятия в студии раннего развития"

    Презентация "Нестандартные занятия в студии раннего развития" будет интересна воспитателям детских садов и педагогам дополнительного образования. Презентация содержит характеристику нестандартных заня...

    Презентация "Нестандартные занятия " в студии раннего развития

    Презентация "Нестандартные занятия " в студии раннего развития по программе "Математическое воображение"...