Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Корсакова Галина Алексеевна
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение (АООП НОО ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_2_klass.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к  рабочей  программе  учебного предмета «Изобразительное искусство»  (ФГОС НОО)

для обучающихся, имеющих слабовидение (АООП НОО)

 УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся, имеющих слабовидение, составлена по требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе  примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание предмета направлено на формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка

            Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;  
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;  
  • овладение элементарной художественной грамотой;
  • формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.  

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;  
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами;
  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка;
  • овладение элементарной художественной грамотой.

На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, в 1 классе - 33 часа (33 учебные недели), во 2 – 4-х классах – 34 часа (34 учебные недели).

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Срок реализации программы 4 года.

            Рабочая программа содержит обязательные разделы:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.Содержание учебного предмета, курса.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение к концу 2 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:

   Обучающиеся должны знать/понимать:

•        три сферы художественной деятельности и их единство;

•        роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

•        роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

•        многообразие природных форм, их рациональность и красота;

•        основные и составные цвета;

•        цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;

•        имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

      Обучающиеся должны:

•        уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;

•        иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;

•        иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

•        иметь навыки построения композиции на всем листе;

•        уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;

•        учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

•        развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

•        совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,

•        свободно заполнять лист цветовым пятном;

•        уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

•        уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;

•        уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;

•        творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена по требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   на основе  примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Одной из главных целей преподавания искусства во 2 классе является задача введения детей в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий, развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжает опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-        изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-        декоративная и конструктивная работа;

-        восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-        обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-        изучение художественного наследия;

-        подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-        прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального  государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год - 34.

Количество часов в неделю - 1.

Количество часов в I четверти - 8.

Количество часов во II четверти -8

Количество часов в III четверти - 9

Количество часов в IV четверти - 9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

2 КЛАСС (34 ЧАСА)

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Чем и как работают художники

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Пять красок – все богатство цвета и тона

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

Выразительные возможности аппликации

Выразительные возможности графических материалов

Выразительность материалов для работы в объеме

Выразительные возможности бумаги

Для художника любой материал может стать выразительным

(обобщение темы раздела)

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 8 часов

2

Реальность и фантазия

Изображение и реальность

Изображение и фантазия

Украшение и реальность

Украшение и фантазия

Постройка и реальность

Постройка и фантазия

Конструируем природные формы

«Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе» (обобщение темы раздела)

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 8 часов

3

О чем говорит искусство

Изображение природы в различных состояниях

Художник изображает настроение

Выражение характера изображаемых животных

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

Выражение характера человека в изображении: женский образ

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Выражение характера человека через украшение

Выражение намерений человека через украшение

В изображении, украшении, постройке человек выражает отношение к миру (обобщение тем раздела)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 9 часов

4

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий

Линия как средство выражения: характер линий

Силуэт

Ритм пятен как средство выражения

Пропорции выражают характер

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

Викторина «В музее  у веселого художника»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего: 9 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту

Чем и как работают художники

1.

Три основные краски, строящие многоцветие мира

1

Урок открытия новых знаний

2.

Пять красок – все богатство цвета и тона

1

Урок открытия новых знаний

3.

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

1

Урок открытия новых знаний

4.

Выразительные возможности аппликации

1

Урок открытия новых знаний

5.

Выразительные возможности графических материалов

1

Урок открытия новых знаний

6.

Выразительность материалов для работы в объеме

1

Урок открытия новых знаний

7.

Выразительные возможности бумаги

1

Урок открытия новых знаний

8.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы раздела)

1

Урок рефлексии

Реальность и фантазия

9.

Изображение и реальность

1

Урок открытия новых знаний

10.

Изображение и фантазия

1

Урок открытия новых знаний

11.

Украшение и реальность

1

Урок открытия новых знаний

12.

Украшение и фантазия

1

Урок открытия новых знаний

13.

Постройка и реальность

1

Урок открытия новых знаний

14.

Постройка и фантазия

1

Урок открытия новых знаний

15.

Конструируем природные формы

1

Урок открытия новых знаний

16.

«Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе» (обобщение темы раздела)

1.

Урок рефлексии

О чем говорит искусство

17.

Изображение природы в различных состояниях

1.

Урок открытия новых знаний

18.

Художник изображает настроение

1

Урок открытия новых знаний

19.

Выражение характера изображаемых животных

1

Урок открытия новых знаний

20.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ

1

Урок открытия новых знаний

21.

Выражение характера человека в изображении: женский образ

1

Урок открытия новых знаний

22.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

1

Урок открытия новых знаний

23.

Выражение характера человека через украшение

1

Урок открытия новых знаний

24.

Выражение намерений человека через украшение

1

Урок открытия новых знаний

25.

В изображении, украшении, постройке человек выражает отношение к миру (обобщение тем раздела)

1

Урок рефлексии

Как говорит искусство

26.

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

1

Урок открытия новых знаний

27.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

1

Урок открытия новых знаний

28.

Линия как средство выражения: ритм линий

1

Урок открытия новых знаний

29.

Линия как средство выражения: характер линий

1

Урок открытия новых знаний

30.

Силуэт

1

Урок открытия новых знаний

31.

Ритм пятен как средство выражения

1

Урок открытия новых знаний

32.

Пропорции выражают характер

1

Урок открытия новых знаний

33.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

1

Урок открытия новых знаний

34.

Викторина «В музее  у веселого художника»

1

Урок рефлексии

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

   Дополнительные пособия для учителя:

  1. Кондаков А.М. , Л.П. Кедина. Примерные программы по учебным предметам начальной школы. – М. «Просвещение», 2011. 4-е издание переработанное.
  2. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приёмам художественно – творческой деятельности/ авт.-сост. О. В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009
  3. Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского/авт.-сост.Л. В. Шампарова – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты /авт. –сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009

   Спарвочники:

                  Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004

   Интернет –ресурсы:

Средства обучения

Наглядные пособия

Произведения изобразительного искусства:

Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.

Ван Гог В.. Море в Сен - Мари.

Васильев Ф. Перед дождем.

Васнецов В. Автопортрет; Аленушка; Иван – царевич на сером волке; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.

Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.

Венецианов А. На жатве. Лето; Захарка.

Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.

Грабарь И. Неприбранный стол.

Дайнека А. После дождя; Тракторист; Раздолье; Вечер.

Дерен А. Гавань.

Дюрер А. Кролик.

Захаров Г. Улица Чехова. Москва.

Коровин К. Мост; Розы.

Костанди К. Гуси.

Крамской И. Автопортрет; Портрет Ивана Ивановича Шишкина.

Крымов Н. Желтый сарай.

Куинджи А. Березовая роща.

Кукунов М. Рисунки животных.

Левитан И. После дождя. Плес; Золотая осень; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март; Луг на опушке леса.

Лентулов А. Овощи. Натюрморт.

Маковский К. Дети, бегущие от грозы.

Матисс А. Женский портрет.

Машков И. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт; Снедь московская: хлебы.

Пластов А. Жатва; Ужин тракториста; Пейзаж. Прислониха.

Поленов В.  Бабочки.

Репин И. Автопортрет; Портрет Е. Баташевой; Портрет В. А. Серова; Портрет Л. Н. Толстого; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада.

Романдин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.

Серов В. Портрет балерины Тамары Карсавиной; Октябрь. Домотканово; рисунки животных и иллюстрации; Портрет Исаака Ильича Левитана.

Сидоров В. Тихая моя Родина.

Судейкин С. Натюрморт.

Суриков В. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка; Посещение царевной женского монастыря.

Ткачёв С. В зимний праздник. Деревня.

Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком…; Дубы; Уголок заброшенного сада.

Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

Печатные пособия (таблицы, наглядные средства)

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных
  • Хохлома
  • Гжель
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
  • Таблицы последовательного рисования по темам.
  • Тела геометрические (1 набор)

Информационно – коммуникационные средства обучения

  • Коллекция «Музеи России»
  • Коллекция «Виды и жанры изобразительного искусства»
  • Коллекция «Декоративно-прикладное искусство»

Модели и натурный фонд

  • Муляжи для рисования
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Изделия ДПИ и народных промыслов

Технические средства обучения:

  • Мультимедиапроектор
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Рабочая доска
  • Художественные принадлежности

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...