Убранство русской избы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Ламбантова Лада Викторовна

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе и презентация к нему

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ГЛАГОЛЕМ, КОШЕЛЕМ И БРУСОМ ДОМ СТРОИЛИ С РЕЗНЫМ КРЫЛЬЦОМ, С ОБДУМАННЫМ МУЖИЦКИМ ВКУСОМ И КАЖДЫЙ СО СВОИМ ЛИЦОМ

Слайд 4

ФРОНТОН – ТРЕУГОЛЬНАЯ СТОРОНА КРЫШИ Фронтон символизировал движение солнца по небу

Слайд 5

КОНЬ-ОХЛУПЕНЬ – НАХОДИТСЯ В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КРЫШИ ИЗБЫ Конь охранял домашний очаг

Слайд 7

Полотенце – резная доска в центре крыши дома Полотенце символизирует полуденное солнце в зените

Слайд 8

Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените.

Слайд 9

ПРИЧЕЛИНЫ – РЕЗНАЯ ДОСКА СЛЕВА И СПРАВА ДОМА Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце

Слайд 12

Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию

Слайд 17

Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.

Слайд 19

ВАРИАНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЛИЧНИКА



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

Предмет

ИЗО

Класс

5

№ урока

3

Тема

Убранство русской избы  

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - избой, единством её конструкции и  декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь  к традициям родной земли и народной культуре.

Планируемые результаты (ПР)

научатся  понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов

УУД  Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:
умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики; приобретение опыта выполнения условного, декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции.

Коммуникативные УУД:
выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные УУД :
умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Основное содержание темы, понятия, термины

Характерные особенности русских изб, их декоративное украшение.

Клеть, подклет, охлупень, причелины, доска-полотенце, фронтон, наличники

Образовательные ресурсы

Презентация  «Украшение русской избы», иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; изображение избушек, теремов из русских народных сказок, акварель, фломастеры, цветные карандаши, бумага

Ход урока

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

      Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров)  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Читает стихотворение:             За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг? 

- О чем стихотворение, ребята?

- Что нужно людям для жизни?

- Чем дома современные отличаются от домов, которые были в селах 200 лет назад?

- Из чего строили избы? Почему?

Отвечают на вопросы.

Называют  особенности русских изб

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?

- Ребята если я вам сейчас скажу, что вы должны украсить «наличники» избы декоративными элементами, вы сможете сразу приступить к работе?

- Какого знания нам не хватает для выполнения этого задания?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: элементы декоративного убранства русской избы их названия, особенности

Формирование  и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными элементами русского жилища их символическим значением.

Показ презентации к уроку.

-Внимательно рассмотрите избу.

 Какие элементы убранства дома вам знакомы ?

 Крыша- космос, окна -глаза, сруб, стены –земля. У каждой избы свой неповторимый вид, своя судьба. Дома в деревнях раньше никогда не красили. Так чем же привлекают они наш взгляд? Человек украшает свой дом, наполняя  образами не только для  красоты, но и для того чтобы привлечь к дому силу добра и света , а так же защитится от злых сил. Сегодня мы остановимся на украшении  окна. Окна дома украшали разными наличниками. Нижняя часть окна - фартук, верхняя часть-кокошник. У окна есть ставни. Для чего нужны ставни?

Откройте учебник, прочитайте самостоятельно текст к параграфу, рассмотрите фотографии с изображением русских деревянных изб, окон  и элементов их декоративного убранства

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о русских избах и их декоративном убранстве

Знакомятся с материалом учебника, иллюстрациями и изображениями стр.20-28

Физминутка             Упражнение» Зеркальное рисование»  

 Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля

Показывает элементы упражнения

Учащиеся рисуют в воздухе,  одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы

5.Первичное закрепление.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

-Нарисуйте по шаблону

окно. Украшайте окно  элементами с которыми вы познакомились на уроке. Выполняйте работу при помощи линейки. Строго придерживайтесь размеров и симметрии. Соблюдайте последовательность в работе.

Рисуют окно, дополняют  его элементами  убранства. Украшают свою работу.

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения  (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание)

7.  Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование  и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?

- О чем может поведать трехчастная структура крестьянской избы, ее декор?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

- Найти в книгах журналах интернете  традиционные жилища северных народов, народов Азии, Закавказья, чем они сходны и в чем их отличие?

Запись д/з в дневник, стр. 29 (3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Музейный урок "Убранство русской избы"

Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про...

5 класс 6-7 урок "Убранство русской избы"

Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Убранство русской избы" 6-7 урок...

"Убранство русской избы"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

Убранство русской избы

Конспект урока 5 класс по программе Б.М. Неменского...

Внешнее убранство русской избы

Устройство и описание декоративных элиментов убранства русской избы...

5 класс. Убранство русской избы (презентация PowerPoint)

Материал содержит информацию и иллюстративный материал о строительстве, особенностях, украшении традиционного русского деревянного дома....