Убранство русской избы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ubranstvo_russkoy_izby_.ppt | 1.78 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_ubranstvo_russkoy_izby_1421499870_94382.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛАГОЛЕМ, КОШЕЛЕМ И БРУСОМ ДОМ СТРОИЛИ С РЕЗНЫМ КРЫЛЬЦОМ, С ОБДУМАННЫМ МУЖИЦКИМ ВКУСОМ И КАЖДЫЙ СО СВОИМ ЛИЦОМ
ФРОНТОН – ТРЕУГОЛЬНАЯ СТОРОНА КРЫШИ Фронтон символизировал движение солнца по небу
КОНЬ-ОХЛУПЕНЬ – НАХОДИТСЯ В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ КРЫШИ ИЗБЫ Конь охранял домашний очаг
Полотенце – резная доска в центре крыши дома Полотенце символизирует полуденное солнце в зените
Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - полотенце – полуденное солнце в зените.
ПРИЧЕЛИНЫ – РЕЗНАЯ ДОСКА СЛЕВА И СПРАВА ДОМА Причелины символизируют утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце
Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского интерьера.
ВАРИАНТ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАЛИЧНИКА
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата | |
Предмет | ИЗО |
Класс | 5 |
№ урока | 3 |
Тема | Убранство русской избы |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | Познакомить учащихся с традиционным русским жилищем - избой, единством её конструкции и декора, с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. |
Планируемые результаты (ПР) | научатся понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Личностные (ЛР) | формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики; приобретение опыта выполнения условного, декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции. Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД : |
Основное содержание темы, понятия, термины | Характерные особенности русских изб, их декоративное украшение. Клеть, подклет, охлупень, причелины, доска-полотенце, фронтон, наличники |
Образовательные ресурсы | Презентация «Украшение русской избы», иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; изображение избушек, теремов из русских народных сказок, акварель, фломастеры, цветные карандаши, бумага |
Ход урока
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Действия педагога | Действия обучающихся | ||||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Читает стихотворение: За далекими морями, бескрайними лесами На своей родной земле Жили люди на селе. А село то не простое: На горе оно стоит, Рядом поле золотое Снизу реченька бежит. За околицей леса, Там живут медведь, лиса. Вдоль реки стоят дома, Смотрят на дорогу. Украшает их сама Матушка-Природа. Подарила для избы Лес из ели и сосны, Дуб, осину: что смогла – Все природа отдала. Оглядись и ты вокруг, Что увидишь, милый друг? - О чем стихотворение, ребята? - Что нужно людям для жизни? - Чем дома современные отличаются от домов, которые были в селах 200 лет назад? - Из чего строили избы? Почему? | Отвечают на вопросы. Называют особенности русских изб | |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Ребята если я вам сейчас скажу, что вы должны украсить «наличники» избы декоративными элементами, вы сможете сразу приступить к работе? - Какого знания нам не хватает для выполнения этого задания? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание: элементы декоративного убранства русской избы их названия, особенности | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Знакомство с основными элементами русского жилища их символическим значением. Показ презентации к уроку. -Внимательно рассмотрите избу. Какие элементы убранства дома вам знакомы ? Крыша- космос, окна -глаза, сруб, стены –земля. У каждой избы свой неповторимый вид, своя судьба. Дома в деревнях раньше никогда не красили. Так чем же привлекают они наш взгляд? Человек украшает свой дом, наполняя образами не только для красоты, но и для того чтобы привлечь к дому силу добра и света , а так же защитится от злых сил. Сегодня мы остановимся на украшении окна. Окна дома украшали разными наличниками. Нижняя часть окна - фартук, верхняя часть-кокошник. У окна есть ставни. Для чего нужны ставни? Откройте учебник, прочитайте самостоятельно текст к параграфу, рассмотрите фотографии с изображением русских деревянных изб, окон и элементов их декоративного убранства | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о русских избах и их декоративном убранстве Знакомятся с материалом учебника, иллюстрациями и изображениями стр.20-28 | |
Физминутка Упражнение» Зеркальное рисование» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля | Показывает элементы упражнения | Учащиеся рисуют в воздухе, одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы | |||
5.Первичное закрепление. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | -Нарисуйте по шаблону окно. Украшайте окно элементами с которыми вы познакомились на уроке. Выполняйте работу при помощи линейки. Строго придерживайтесь размеров и симметрии. Соблюдайте последовательность в работе. | Рисуют окно, дополняют его элементами убранства. Украшают свою работу. | |
6. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием) | Выставка рисунков. (самооценивание) | |
7. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: -Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища? - О чем может поведать трехчастная структура крестьянской избы, ее декор? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | - Найти в книгах журналах интернете традиционные жилища северных народов, народов Азии, Закавказья, чем они сходны и в чем их отличие? | Запись д/з в дневник, стр. 29 (3) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы
Конспект урока ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер, д...
Музейный урок "Убранство русской избы"
Данный музейный урок разработан согласно плану в рамках недели «Музей и дети» проходившей в МБОУ "СОШ №40". Музейный урок «Убранство русской избы» предлагает учащимся школы интересное мероприятие, про...
5 класс 6-7 урок "Убранство русской избы"
Методическая разработка для урока изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Убранство русской избы" 6-7 урок...
"Убранство русской избы"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....
Убранство русской избы
Конспект урока 5 класс по программе Б.М. Неменского...
Внешнее убранство русской избы
Устройство и описание декоративных элиментов убранства русской избы...
5 класс. Убранство русской избы (презентация PowerPoint)
Материал содержит информацию и иллюстративный материал о строительстве, особенностях, украшении традиционного русского деревянного дома....