Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.
статья по изобразительному искусству (изо, 7, 8, 9 класс) на тему

Гаврилова Елена Владимирова

Статья  может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Религиозная живопись. Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.                                                                       

  Тема библейских сюжетов чрезвычайно важна для понимания учащимися художественных произведений. Я решила разработать цикл уроков по данной теме, так как  в своей педагогической деятельности столкнулась с тем, что современные подростки плохо  осознают смысл живописных произведений, ведь основой многих из них являются библейские сюжеты, а набор знаний о них  минимален.

Методические разработки уроков по темам библейских сюжетов, представленные на моем сайте,  разработаны в ракурсе проблемного подхода к изучаемым вопросам и проиллюстрированы соответствующими темам произведениями искусства.

Смысл проблемного подхода на уроке в том, чтобы учащиеся систематически включались учителем в процесс поиска решения новых для них проблем. Благодаря этому они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать опытом творческой деятельности.

Некоторые уроки предполагают продолжение в виде урока – экскурсии, что очень нравится детям. Они с удовольствием посещают музеи, начинают осмысленно изучать произведения искусства, не ограничиваясь критерием красиво – некрасиво, проблемный подход  и  музейно-педагогическая деятельность побуждает  учащихся  к развитию познавательной деятельности.

Проблемный подход предполагает развитие критического и аналитического мышления, которое развивается методом диалога,  заставляет всматриваться в произведение искусства, замечать детали и символы, которые  помогут дешифровать его.  Учащиеся с гордостью сами отмечают свои успехи, когда правильно могут  узнать сюжет картины.  Подобные уроки устанавливают прочные метапредметные связи с уроками истории и литературы, что повышает интерес к этим  предметам и повышает уровень знаний учащихся.

  1.Первый урок цикла: «Проблема гармонии в произведениях искусства на примере анализа иконы А.Рублева «Троица». Музыкальное сопровождение –Иоганн Себастьян Бах, токката ре минор.

«Троица» - высочайший образец  древнерусской иконописи, эталон гармонии. Композиция иконы – круг, вокруг композиционного центра – чаши на столе, взгляд о т одного ангела к другому  скользит по кругу. Круг – ни начала, ни конца, бог бесконечен. На примере анализа иконы учащиеся выясняют смысл гармонии – гармония показывает нам триединство Бога, гармонию замысла и его безукоризненное воплощение.

Практ. Работа – рисунок: чаша причастия, голубь из новозаветной Троицы.

2. «Истоки символики в изображении обстановки чуда Рождества Христова и проблема восприятия худ. Произведения современным зрителем».

В метод. Разработке урока  прослеживается трансформация изображения сцены рождества начиная с иконописных изображений, через Джотто к Босху и Эль Греко.  Все, что связано с изображением Р. – глубоко символично. Ясли вместо колыбели и хлев вместо дома – свидетельство враждебности мира к пришедшему в него богомладенцу. Бож. Сущность  младенца явлена появлением в небе одного из главных символов рождества – Вифлеемской звезды. ( истоки ее в египетском искусстве) Уход от иконописности во вреске Джотто – мы видим мать и дитя. Эпоха возрождения показывала рождение нового мира из тьмы средневековья ( сцена всегда происходит днем), вновь во тьму  явление возвращает Эль Греко – сообщая тем самым этому событию космический масштаб и символику таинства. Но ближе и человечнее всего образ Богоматери  Жоржа Латура «Новорожденный» - в ней суммируется опыт рождественской тематики всего западно-европейского искусства.

Практическая работа – Вифлеемская звезда как символ пути к новому миру и божественному свету. 

3. «Образ Богоматери в искусстве  Эпохи Возрождения – проблема скорби и предвидения на примере картин Леонардо да Винчи». Музыкальное сопровождение – Шуберт,  «Ave  Maria».

В методической разработке урока рассматривается трансформация образа Мадонны на примере картин Леонардо от Благовещения с его каноничностью  и олицетворенной покорностью до образов  М.Литты, Бенуа, М. с цветком. – очеловечение образа Богоматери.  Анализ технических достижений Леонардо, помогающих выразить идею произведения- предвидение будущего, скорбь и любовь.

Практическая работа -  образ ангела из сюжета о Благовещении.

4. «Проблема самопожертвования на примере картин из евангельского цикла рус. Худ. Ге».

На уроке используется метод диалога, сравнительного анализа картин Ге и Дейнеки. Ге хотел дать зримый образ Христа, реалистичный, чего до него никто не делал.

«Тайная вечеря» -уход Иуды к духовной гибели.

«Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад».

«Что есть истина» - картина – шок для зрителей.

«распятие» - апофеоз самопожертвования. Переосмысление христианства Ге сближает с современностью. «Оборона Сев.» - современный пример самопожертвования. Урок- интерактивная экскурсия в ГТГ и Г РМ.

 

С. – актуальная проблема, которую каждый учащийся может примерить на себя, так как в любой момент в жизни может произойти ситуация, когда придется делать выбор – уйти, как Иуда, или встать на пути зла со связкой гранат. Страсти Христовы  закончились на Голгофе; камень от склепа отвален, а внутри никого нет. И пришла Пасха.

П\Р абстрактный образ Христа – символическое пятно, так,  как почувствовали и прочувствовали образ.

5.»Пасхальная символика и проблема Воскресения И.Х.»

 Рассматривая проблему Воскресения, мы изучаем символику события, его изображения художниками, историю и традиции празднования в других странах.  Выясняем, почему так важно событие Воскресения в традиции христианской культуры? Раньше люди боялись смерти, В древ. Греции – нет выхода, нет надежды. И.Х. воскреснув в теле, дал веру в жизнь за гробом. В. – символ победы над трагическими жизненными обстоятельствами, добра над злом и мраком. Радостный праздник имеет в своей основе трагедию – смерть на кресте.

П/Р яйцо – главный символ Пасхи,  вечная жизнь и возрождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Статья "Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства в школе"

Статья " Приемы обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства" посвящена теме композиции в декоративной графике;  в статье рассказывается об основах графической ...

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе.

Нетрадиционные техники рисования используемые на уроках изобразительного искусства в школе....

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...