Технологическая карта урока по ФГОС. 5 класс. ИЗО. "Русский народный костюм".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Дацко Светлана Викторовна

В технологической карте урока "Русский народный костюм" показаны различные этапы урока изо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема

«Русский народный костюм».

Цель урока:

Создать декоративный образ русского народного костюма

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении русского народного костюма.

Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.

  • Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
  • способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
  • Способствовать воспитанию любви к русской культуре.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы русского народного костюма. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Русский народный костюм, рубаха, сарафан, епанечка, душегрея, понева, кокошник , онучи, лапти и т.д. Славянская символика. Вышивка.

Образовательные ресурсы.

Презентация «Русский народный костюм».

 Иллюстрации с изображениями русских народных костюмов, детские рисунки, рисунки учителя. Формы и типы росписей, орнаментов.  Бумага, цветные карандаши, краски, кисти.

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Просмотр слайдов презентации. Показ различных видов русского народного костюма.

- Что общего между этими слайдами?

- Что вы думаете о предназначении народного костюма?( Слайд1)

Объясняют значение костюма.

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русского народного костюма?(Слайд 2)

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

5.Коллективная и групповая работа: составление синквейна на тему: «Народный костюм»

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском костюме. Трёхчастная структура, символика костюма.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными  деталями народного костюма. (Презентация.  Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о костюме: предназначение и украшение.

 - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения  костюмов народов России

  - Определим различие костюмов разных территорий России.

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов.

Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Просмотр элементов мужского костюма. (Слайд 3.)

 Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). (Слайд 4).

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. (Слайд 5).

Праздничная одежда, север России (Слайд 6).

Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний (Слайд 7).

Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии (Слайд 8). У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. (Слайд 9, 10).

Символика костюма.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. (Слайд 11).

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (Слайд 12).

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. (Слайд 13).

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу. (Слайд 14).

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей. (Слайд 15).

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. (Слайд 16).

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

На юге России вместо сарафана носили поневу –

 домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды . Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (Слайд 17).

Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (Слайд 18).

Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины.

Предлагает выполнение практической работы.

Организует обсуждение проделанной работы.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения .  Рассуждают о значении русского народного костюма, его конструкции и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция орнамента, как связывается она с конструкцией костюма, как согласуются цвета.

Высказывают свое предположение.

Ориентируются в своей системе знаний.

Участвуют в диалоге.

Участвуют в диалоге, анализируют.

Выполняют работу, участвуют в диалоге.

6.Физкультминутка

Показ расслабляющих упражнений.

Выполняют упражнения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Предлагает выполнение практической работы.

- При помощи цветных карандашей или красок изобразить русский народный костюм.  Сделайте украшения костюма затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Выполняют работу в парах или индивидуально (по желанию).

Используя шаблон- изображение костюма, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

8. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Лист оценки:

  1. Аккуратность
  2. Правильное изображение формы костюма и компоновка в формате.
  3. Уместный выбор символики росписи, декора,
  4. Правильная компоновка декора
  5. Творческий подход к выполнению задания.

Выставка рисунков. (самооценивание). Просмотр и обсуждение выполненных работ.

9. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- Состав русского народного костюма.

- Для  чего предназначен.

- Символика украшений.

- Мое настроение от урока…

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

10. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов

-Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением русских народных головных уборов.

Запись д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"

Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"

технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак  ФГОС...

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку

Тема урока: Фразеологические средства русского языка (или о «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных выражений). Цели урока:Развив...

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....