Главные вкладки

    Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Шебалина Екатерина Александровна

    Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнить, какие существуют способы передачи чужой речи;

    •повторить знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора;
    •узнать два новых правила расстановки знаков препинания при прямой речи;
    •отрабатывать умение расставлять знаки препинания;
    •развивать речь, мышление;
    •воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc35 КБ
    Office presentation icon pryamaya_rech.ppt1.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме «Прямая речь».

    Тема

    Прямая речь

    Тип урока

    Урок открытия нового знания – постановки и решения учебной задачи

    Цель

    • уточнить, какие существуют способы передачи чужой речи;
    • повторить знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора;
    • узнать два новых правила расстановки знаков препинания при прямой речи;
    • отрабатывать умение расставлять знаки препинания;
    • развивать речь, мышление;
    • воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Овладеть понятием «прямая речь», знать приемы выражения чужой речи.

    Уметь использовать различные приемы выражения чужой речи.

    Межпредметные связи

    Литература

    Ресурсы:

    Методическое пособие, наглядный материал, учебник,  презентация

    Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

    (1 минута).

    Тема урока – прямая речь. Наша задача: уточнить, какими способами можно передавать чужую речь, как в этом может помочь прямая речь, какие знаки препинания для этого нужны.

    Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Например, учитель просит вас сообщить какую-то информацию родителям. Или один ваш друг рассказал вам замечательную новость, а вы желаете срочно ее сообщить кому-то еще. Ясно, что слова надо стараться передать точно, иначе это будет неправда! Рассмотрим, как это можно сделать.

    Приветствие учащихся.

    2. Актуализация

    знаний

    (5 минут)

    Например, Оля сказала: “Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников!” Передайте слова Оли разными способами!

    Слайд №3. Обобщение ответов по таблице. Учитель комментирует.

    Слайд №4. Сценка – рисунок “Космонавт”.

    В тетради кратко перечислите эти способы в столбик. Рядом с каждым составьте свое предложение-пример по сценке на слайде.

    Слайд №5. Для запоминания учитель еще раз перечисляет способы передачи речи вслух, они появляются на экране. Какой способ самый точный из них?

    Слайд №6. Слайд с распределением способов по “местам” с точки зрения точности.

    Уточним, почему прямая речь - действительно наиболее точный способ из перечисленных.

    Слайд №7. Пояснения. Комментирует учитель.

    Слайд №8. Определение прямой речи.

    • Что такое прямая речь? Вспомните, ответьте.
    • Прочтем определение вслух.
    • Перечитаем про себя, запоминая.

    Составляют предложения, самостоятельно приходят к выводу, что прямая речь – наиболее точный способ передачи чужой речи, делают записи в словарики (ведутся для заметок учащимися).

    3. Усвоение новых знаний.

    13 минут

    1. Физ. минутка (пауза релаксации)

    1 минута

    Первичное закрепление знаний.

    10 минут

    Запишите под диктовку высказывание.

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ” - писал Иван Сергеевич Тургенев.

    Докажите, что это предложение с прямой речью.

    Кто правильно поставил знаки препинания?

    Повторим известные нам знаки препинания при прямой речи. В это нам помогут схемы.

    Слайд №9.

    Запишите предложение под диктовку. “Дом будет прочным!” - воскликнул строитель. Подпишите, какая часть предложения - прямая речь, а где слова автора.

    Вспомним, как в схемах мы условно обозначаем их (а, А, п, П).

    Слайд №10.

    Задание. Подпишите первый столбик “Прямая речь до слов автора”, второй столбик - “Прямая речь после слов автора”. Распределите в них известные вам схемы. (Затем проверка по слайду, с примерами.)

    Ученики пишут, затем слушаем ответы двух-трех из них, проверяем по слайду правильность записи.

    Составляют схемы предложений, разграничивая прямую речь и слова автора.

    1. Закрепление изученного материала

    6 минут

    Подведем предварительный итог.

    • Прямая речь всегда заключается в... (кавычки).
    • Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять ...(тире).
    • Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять ... (двоеточие).
    • Напоминаю: какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!”

    (Напомнить также следует о точке и запятой.)

    Слайд №11.

    Задание. Записывая предложения со слайда, поменяйте местами слова автора и прямую речь. Подтвердите правильность расстановки знаков препинания схемами.

    Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий. “Восемь часов”, - ответил я. Старик обрадовался: “Ох, спасибо, значит, я не опоздал”. Я улыбнулся: “Не за что!”

    Затем проверим. На слайде появляется версия записи ответа, учитель спрашивает, верна ли она. Нарочно допущенную ошибку со знаком препинания точка в предложении №2 учитель исправляет по слайду.

    Слайды №12-13.

    Познакомимся с двумя новыми правилами о знаках препинания при прямой речи.

    Объяснения учителя по слайдам. Запись учениками примеров вместе с новыми схемами.

    Слайды №14-15. “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Упражнение на закрепление нового материала. Выбор 1-го из 2-х вариантов написания.

    Слайды №18-19.

    Упражнение (письменно). Расставьте знаки препинания в предложениях (затем самопроверка по слайду).

    Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой.- А вот вчера все было обычно”. “Что это за книжка, - подумала Алиса, - если в ней нет картинок?” “Как же я опаздываю! – бормотал себе под нос Кролик. - Я заставляю долго ждать герцогиню”. “Едят ли кошки, - размышляла Алиса, - летучих мышей?” (По Л. Кэрроллу, “Алиса в стране чудес”)

    Слайды №20-25.

    Озвучивают предварительный итог, выполняют упражнения с слайдов, взаимопроверка получившихся результатов, коллективное обсуждение возникших трудностей.

    1. Рефлексия деятельности.

    2 минуты

    Закроем тетради. Работаем в парах. На экране будет появляться вопрос. Ваш сосед по парте вполголоса должен ответить вам на него, а на следующий – вы ему. Каждый проверяет сам себя.

    На экране остается слайд №26.

    Кто не сделал ни одной ошибки? Только одну?

    Устная работа в парах по вопросам со слайдов, самопроверка ответов

    1. Домашнее задание.

    2 минуты

    Упражнение 437, либо написать сочинение на тему «Прямая речь в нашей жизни»

    Запись учащимися задания в дневники.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Нам часто бывает нужно передать чьи-либо высказывания. Как это можно сделать? Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников! Оля

    Слайд 3

    Способ передачи чужой речи Пример предложения с прямой речью Оля сказала: «Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников!» предложения с косвенной речью Оля рассказала, что сегодня ее команда победила соперников. предложения с вводными словами или предложениями По словам Оли, сегодня ее команда победила соперников. предложения с дополнением, указывающим на содержание чужой речи Оля рассказала о победе своей команды. ? ? ? ?

    Слайд 4

    Конечно, жители наших планет станут друзьями! Передайте высказывание космонавта всеми известными способами!

    Слайд 5

    Чужую речь можно передать с помощью предложений с косвенной речью с вводными словами или предложениями с прямой речью с дополнением, указывающим на содержание чужой речи Какой способ поможет наиболее точно передать чью-то речь?

    Слайд 6

    - предложения с прямой речью - предложения с косвенной речью предложения с вводн. словами - предложения с дополнением (содержание речи) 1 2 3 Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица говорящего. Помогают передать чужую речь точнее !

    Слайд 7

    В предложениях с прямой речью передается не только содержание речи, но и ее форма. ! Девочка сказала: « Да, эта книга мне очень понравилась! » Да, эта книга мне очень понравилась! прямая речь Передано ли содержание высказывания? Да, дословно. Передана ли форма высказывания? Да, например, восклицательная интонация.

    Слайд 8

    « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » - писал Иван Сергеевич Тургенев. Прямая речь - это чужая речь, переданная от лица говорящего. точно воспроизведенная «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - писал Иван Сергеевич Тургенев.

    Слайд 9

    « Дом будет прочным !» - воскликнул строитель . П, п – прямая речь А, а – слова автора прямая речь слова автора « П !»- а . со строчной буквы с заглавной буквы Дом будет прочным!

    Слайд 10

    1) Повторим известные нам схемы расстановки знаков препинания: Прямая речь до слов автора Прямая речь после слов автора «П!» - а. «Дом будет прочным!» - воскликнул строитель. А : «П!» Строитель воскликнул: «Дом будет прочным!» «П?» - а. «Дом будет прочным?» - задумался строитель. А : «П?» Строитель задумался: «Дом будет прочным?» «П», - а. «Дом будет прочным», - сказал строитель. А : «П». Строитель сказал: «Дом будет прочным».

    Слайд 11

    «Ох, спасибо, значит, я не опоздал» , - обрадовался старик. «П»,-а. «Не за что!» - улыбнулся я. «П!» - а. «Ох, спасибо, значит, я не опоздал». - обрадовался старик. «П»,-а. Я ответил:«Восемь часов». А: «П». Ко мне обратился прохожий:«Скажите, пожалуйста, который час?» А: «П?» Задание. Поменяйте местами слова и прямую речь. Составьте схемы получившихся предложений. «П».-а. Старик обрадовался: «Ох, спасибо, значит, я не опоздал». «Восемь часов», - ответил я. «Скажите, пожалуйста, который час?» - обратился ко мне прохожий. Я улыбнулся: «Не за что!» Ошибка!

    Слайд 12

    2) Рассмотрим и запомним новые для нас схемы расстановки знаков препинания: Слова автора разрывают предложение прямой речи Пример «Сегодня, - сказала учительница , - будет лекция». «П, - а, - п.» Сегодня будет лекция. сказала учительница слова автора прямая речь

    Слайд 13

    Слова автора стоят между предложениями прямой речи «П? - а. - П!» Ты рада встрече? Мы давно не виделись! спросил друг слова автора прямая речь Пример «Ты рада встрече? - спросил друг. - Мы давно не виделись!»

    Слайд 14

    Внимание! П р о в е р и м с е б я !

    Слайд 15

    Где знаки препинания расставлены верно? Нажми на верный ответ!

    Слайд 16

    Неверно. Пожалуйста, внимательнее. назад

    Слайд 17

    Правильно! «П, - а, - п!» дальше

    Слайд 18

    Упражнение.

    Слайд 19

    Задание. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. « Как странно все сегодня ! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой . - А вот вчера все было обычно ». « Что это за книжка , - подумала Алиса , - если в ней нет картинок ?» « Как же я опаздываю ! – воскликнул Кролик . - Я заставляю долго ждать герцогиню ». « Едят ли кошки , - размышляла Алиса , - летучих мышей ?» (По Л. Кэрроллу, «Алиса в стране чудес») « Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой .- А вот вчера всё было обычно. . « Что это за книжка , - подумала Алиса , - если в ней нет картинок? » « Как же я опаздываю! ! – бормотал себе под нос Кролик . - Я заставляю долго ждать герцогиню. « Едят ли кошки , - размышляла Алиса , - летучих мышей? »

    Слайд 20

    Внимание! В о п р о с !

    Слайд 21

    Ответ. Чужую речь можно передать с помощью предложений с косвенной речью с вводными словами или предложениями с прямой речью с дополнением, указывающим на содержание чужой речи Вопрос №1. Какими способами можно передать чужую речь?

    Слайд 22

    Вопрос №2. Какой способ передачи чужой речи самый точный и почему? Ответ. Прямая речь. В предложениях с прямой речью передается не только содержание речи, но и ее форма.

    Слайд 23

    Вопрос №3. Что такое прямая речь? Ответ. Прямая речь - это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица говорящего.

    Слайд 24

    Вопрос №4. Правильно ли расставлены знаки препинания в предложении? «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».-писал М.Горький. Ответ. Нет. «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше» , -писал М.Горький. «П» , -а.

    Слайд 25

    Вопрос №5. Как нужно расставить знаки препинания в этом предложении? Хорошую речь гласит русская пословица хорошо и слушать. Ответ. « Хорошую речь ,- гласит русская пословица ,- хорошо и слушать ».

    Слайд 26

    Старайтесь передавать чужую речь точно и грамотно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

    Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

    УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

    Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

    Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

    Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка. Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский)

    Комбинированный урок. "Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка". Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский) ФГОС....

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение».

    Тип урока: урок обретения новых знаний УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию представления о...

    Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи"

    Технологическая карта урока "В магазине". Формирование навыков диалогической речи" составлена на основе УМК "Starlight 5"...

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....