Технологическая карта урока по теме "Синтаксис.Пунктуация. Культура речи".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гильфиева Алсу Раифовна

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байлянгарская средняя школа» Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

Технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС

«Синтаксис. Пунктуация»

(УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

Выполнила: Гильфиева А.Р.,

учитель русского языка

и литературы

Тема: «Синтаксис. Пунктуация» (урок «открытия нового знания»)
(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Синтаксис. Пунктуация

Цель

Дать понятие о синтаксисе; показать связь синтаксиса и пунктуации; повторить знаки препинания; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Научиться различать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении, понимать связь синтаксиса и пунктуации,  формировать навыки лингвистического анализа

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования предложений со знаками препинания

Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, знаки препинания

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, речь и культура общения, информатика и ИКТ, история.

Работа с карточками (индивидуальная)

Работа с лингвистическим портфолио (раздел «словарь-справочник»).

Работа со схемами.

Работа в парах

-Учебник

- Электронное пособие к учебнику Т.А. Ладыженской (диск)

- Мультимедийный проектор, ноутбук, колонки

- Мультимедийная презентация

-Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданием)

Этапы урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Организационный

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Постановка цели и задач урока

Цель: 

- включение обучающихся в деятельность;

мотивация учебной деятельности обучающихся.

Проводит разминку на развитие чистописания, внимания и быстроту реакции (предлагается переписать прописные буквы с доски. Зачеркивая буквы ОВДЖ, нужно прочитать и записать пословицу «Без языка и грамматики не учатся математике»).

Переписывают буквы, находят пословицу. Выполняют задания в группах (1. объясняют орфограммы в существительных; 2. объясняют орфограммы в глаголах и находят служебные части речи; 3. индивидуальная работа по карточкам)

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3.

-постановка целей учебной деятельности;

- обсуждение затруднений.

Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу записанной пословицы (Что такое грамматика? Почему без языка и грамматики не учатся математике?). Разъясняет понятие «грамматика».  Подводит обучающихся  к формулированию темы, цели, постановки задач урока.

Комментируют пословицу; объясняют значение термин «грамматика»; соблюдают интонацию при чтении предложений стихотворения «Веселая грамматика» (с. 36, упр. 74). Работают с лингвистическим портфолио. Называют тему урока:

 "Синтаксис и пунктуация", записывают ее в тетрадь.

4.

Актуализация знаний по разделу «Синтаксис».

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

Организует работу с учебником и электронным приложением (с. 56), с лингвистическим портфолио, со схемой.

Чтение и прослушивание материалов учебника и электронного приложения. Записывают в лингвистическое портфолио определение «синтаксис». Работают со схемой.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

( Р).

 Обобщение и систематизация знаний по разделу «Синтаксис».

Цель: усвоение обучающимися понятия «синтаксис», основных единиц синтаксиса.

Организует работу по заданию упражнений 119 (комментированное письмо - 2 абзац), упр. 120  (выразительное чтение стихотворения С.Есенина. Переписать 1 и 3 предложение, т.к. в них пропущены запятые).

Фронтальная работа по упр. 119,120. Отвечают на вопросы.

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).

Физминутка

Организует физминутку

Мы сейчас покажем точку: 
Раз, два, три – надули щёчки! 
Дружно прыгнули на строчки – 
Вот и показали точку!

сделать глубокий вдох, задержать 
дыхание на счёт 1-2-3
прыжки на двух ногах 5-6 раз

Спинку все согнули так, 
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт, как старый дед 
Ста пятидесяти лет!

наклоны вперёд 4-5 раз
медленная ходьба, высоко 
поднимая ноги

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

- О каком знаке препинания, который ставится в конце предложения, не говорилось в упражнениях?

Выполняют физминутку.

Актуализация знаний по разделу «Пунктуация».

Цель: подготовка мышления обучающихся и  организация осознания ими внутренней потребности  к построению нового способа действий.

2. Раздел «Пунктуация». Организует работу с учебником (с. 57-58 – чтение диалога учителя и учеников по ролям); работу с электронным приложением; работу с лингвистическим портфолио

Читают по ролям диалог учителя с учениками. Прослушивают запись на электронном приложении, работают с лингвистическим портфолио.  

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

( Р).

4.

 Обобщение и систематизация знаний по разделу «Пунктуация».

Цель: усвоение обучающимися понятия «пунктуация», усвоение правильной постановки знаков препинания.

Организует работу по заданию упр. 122, 126 (прослушивание записи с диска о знаках препинания, обсуждение вопросов), упр. 124 (занимательная лингвистика)

Фронтальная работа по упр. 122,126, 124. Отвечают на вопросы.

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение ( П).

5.

Домашнее задание

( записано на экране).

 Комментирует ДЗ.

Записывают ДЗ  в дневники.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структури-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование ( Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Технологическая карта урока в 5 классе "Прямая речь".

Материал представляет собой технологическую карту урока в 5 классе "Прямая речь"....

Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"

Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....

Технологическая карта урока "Погода летом. Употребление в речи оборота to be going to"… .

Образовательные ресурсы - - учебник Английский язык. 5 кл. Ч.1.О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, М. – Дрофа, 2015г.;- книга для учителя «Английский язык» (5 класс, серия ...