Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sostavnoe_glagolnoe_skazuemoe_8_kl.docx36.26 КБ
Файл pril.pptx408.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Дата

#1075;.

Тема

Составное глагольное сказуемое.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель деятельности учителя

создать условия для ознакомления с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма), способами выражения вспомогательного глагола, нахождения составного глагольного сказуемого, определения значения вспомогательного глагола, способов его выражения, правильного использования составных глагольных сказуемых в речи. Содействовать развитию познавательных психических процессов, воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

актуализация знаний о составном глагольном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://akademius. http://festival. 1 10000192

оборудование

Компьютер

Наглядно – демонстративный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Сказуемое, составное глагольное, сказуемое

УМК

Предмет: русский язык. УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Л.А. Тростенцова,

Т.А. Ладыженской.

Составил:

Учитель русского языка Тотрова М.Р.

Организационная структура урока

Этап урока

Время

Содержание

Действия ученика

Действия учителя

Система ожидаемых умений

#1042;ступительное слово учителя.

3 мин

- Запишите число и тему урока «Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое» (слайд 1)

Цель нашего урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений, о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение видеть разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления; развивать логику, внимание; воспитывать речевую культуру, уточнить понятие о сказуемом и научиться находить составное глагольное сказуемое в предложении.(слайд 2)

Фронтальный опрос:

  1. Грамматическая основа предложения – это …. и … .
  2. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .
  3. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .
  4. Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … или … .
  5. Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
  6. Сказуемое – это … член предложения, который обозначает… и отвечает на вопросы … .
  7. Сказуемые бывают…, …, …, …. . (слайд 3)

Пишут, отвечают на вопросы учителя.

Слово учителя.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

2. Актуализации изученного материала (воспроизведение знаний)

5 мин

Проверка домашнего задания.

Повторение теоретического материала о простом глагольном сказуемом.

- Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1. Молодость и природа ускорил., мое выздоровление.

(А. Пушкин.)

  1. Толпа напоминал., темный вал океана. (М. Горький.)
  2. В сакле собралась множество народу. (М. Лермонтов.)
  3. Целый ряд обстоятельств помешал., осуществлению проекта.
  4. Несколько лодок валял..сь на берегу. (В. Арсеньев.)
  5. Большая часть ребят уехал., на экскурсию.(слайд 4)

- Сделайте вывод о связи между подлежащим и сказуемым(Делают вывод о том, что форма сказуемого зависит от подлежащего)

  • Участвуют в опросе.
  • Обобщают и систематизируют знания.

Организует и координирует работу учащихся по актуализации знаний.

Знают основные понятия.

#1040;ктивизация деятельности учащихся.

5 мин

Посмотрите на тему урока. Попытайтесь сформулировать цель урока ( каждый самостоятельно, затем зачитываются цели, обсуждаются, корректируются)

Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого.

От горячих лучей солнца стал плавиться снег.

От горячих лучей солнца будет плавиться снег.

Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

Нарисовать схему ПГС и СГС (обратить внимание на грамматическое и лексическое значения глаголов в составе СГС)

Схема построения составного глагольного сказуемого.(слайд 5, 6)

СОСТАВНОЕ

ГЛАГОЛЬНОЕ

СКАЗУЕМОЕ

=

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАГОЛ

грамматическое значение

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

и дополнительное

лексическое значение

+

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ

ФОРМА ГЛАГОЛА

лексическое значение

  • Анализируют, делают вывод.

Организует проведение устного опроса по материалам

о сказуемом и способах его выражения

Умеют анализировать, формулировать цель, делать выводы

#1059;своение новых знаний.

7 мин

Запись и анализ предложений.

Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

  1. Наташа начинала успокаиваться... (Л. Толстой); (фаза действия (продолжает петь, закончил учиться)
  2. Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин)

Я намерен уехать сегодня же.

(отношение деятеля к действию)

  1. Я рад помочь вам. Любишь ты поспорить!

(эмоциональная оценка действия) (слайд 7)

Дает задание выполнить упр. 104, 103

Анализируют, делают вывод.

Организует и координирует работу учащихся.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют схему для решения учебно-практических задач

#1047;акрепление новых знаний (анализ, синтез)

Развитие речи

20 мин

Следует помнить, что инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если:

1) у действий, названных инфинитивом и глаголом в форме наклонения, разные исполнители; инфинитив в таких предложениях является дополнением;

2) инфинитив зависит от глагола движения (или прекращения движения); такой инфинитив является обстоятельством цели.

Например: 1) Непонятная душевная тревога мешала ему читать и сосредоточиться. (А. Чехов);

2) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов).(слайд 8)

Р.р Творческие задания (по уровню сложности)

1. замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Собрание начнётся точно в назначенный срок. 2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. 3. Сыновья помогают матери в домашних делах. 4. Она водит машину.

5. Сыновья навестили своих родителей. (слайд 9)

Примерные ответы: должно начаться, должен помочь, рады помочь, умеет водить, закончит читать.

#1057;оставьте и запишите предложения, включив в составное глагольное сказуемое следующие слова: научиться, мочь, привыкнуть, надоесть, задумать.(слайд 10)

3. Составить небольшой рассказ, включив в составное глагольное сказуемое синонимичные глаголы ( в случае необходимости можно обращаться к словарю):

А) блестеть, сиять, сверкать, искриться;

В) начать, приступить, приняться, взяться;

С) уговаривать, убеждать, уламывать, увещевать; (слайд11)

Анализируют, рассуждают,

синтезируют, работают в группе, делают вывод.

Организует и координирует работу учащихся.

Умеют рассуждать, работать в группе, сравнивать, формулировать аргументированный ответ.

5. Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

Самоанализ деятельности на уроке.

  1. Какой вид сказуемого вы сегодня изучили?
  2. Что включает в себя составное глагольное сказуемое?
  3. Какие значения может иметь вспомогательный глагол?
  4. Какой компонент выражает лексическое значение

сказуемого?

  1. Какой компонент сказуемого выражает его

грамматическое значение?

Домашнее задание: 1) составить синквейн;

2) кластер.

Рассуждают, анализируют, оценивают,

Выбирают.

Организует и координирует работу учащихся

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составное глагольное сказуемое Составитель: Тотрова Мадина Руслановна, учитель русского языка Филиала МБОУ СОШ с.Суадаг в с.Хаталдон

Слайд 2

Работа со словарём резюме Коммюнике ноу-хау турне ралли

Слайд 3

Диф ( ф ) еренциальный , пр… тяжение , экспер … мент , бе ( з,с ) заботно , ак (к) умулятор . физик

Слайд 4

Предложение. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. – это … и … По строению грамматической основы предложения делятся на … и …. Грамматическая основа простых предложений состоит из ….

Слайд 5

Грамматическая основа сложных предложений состоит из …. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из …. Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….

Слайд 6

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …. Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы …. Сказуемые бывают… и составные.

Слайд 7

Составное глагольное сказуемое Цели урока: - закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления; - развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему. - прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и её учёным на материале биографии Исаака Ньютона .

Слайд 8

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ = ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО + ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение

Слайд 9

Замените простые глагольные сказуемые составными . 1. Исаак читал книги. 2. Ньютон учился в Кембриджском университете. 3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Слайд 10

Способы выражения составного глагольного сказуемого Способ выражения Пример Модальный глагол (хотеть, мочь ) смог получить, помогли привести Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать ) начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строить Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться) любил посвящать Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо) надо было проводить, рада была возвести

Слайд 11

Укажите предложение с грамматической ошибкой 1. В рождественскую ночь 1642 года (согласно современного календаря 4 января 1643 года) в семье фермера Ньютона родился мальчик Исаак 2. Младенец появился на свет таким крошечным, что его можно было бы искупать в большой пивной кружке. 3. Те, кто присутствовал при его рождении, вряд ли предполагали, что этот слабенький ребёнок проживёт восемьдесят пять лет. 4. Хотя в детстве Ньютон не любил физической активности, он всю жизнь отличался отменным здоровьем. му ю

Слайд 12

Ответ: (2) мог выиграть (13) смог внедрить (3) не мог подружиться (16) старался устранить (5) что способен решить (17) не могла покинуть (8) не могли жениться (18) старался соблюдать

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

технологическая карта фрагмента внеурочной деятельности по русскому языку «Употреби меня со словом» для 8 класса.

урок-квест с применением приёмов игровой технологии, интернет-ресурса learning.apps, квест-технологии....

Технологическая карта урока. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым"

Подлежащее и сказуемое - главные члеы предложения. Способы выражения сказуемого....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...