Золотая Хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лысенкова Любовь Владимировна

Конспект урока ИЗО в 5 классе, построенный в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx104.42 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Тема:

«Хохломская роспись»

Тип урока: ОНЗ

Наименование и авторы учебника: 1.Ломов С.П., С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. Искусство. Изобразительное искусство.5 класс.  Учебник . В 2 ч

4. Ломов С.П., С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. Искусство. Изобразительное искусство.5 класс.  Рабочая тетрадь

Автор: Лысенкова Любовь Владимировна, учитель МОУ  СОШ №13 ,      

г. Павловский Посад, Московская область        

Образовательные цели:

1) продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с хохломской росписью, основными приёмами хохломской росписи;

2) формировать умение осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров;

3) осваивать основные приёмы хохломской росписи; создавать фрагмент хохломской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Оборудование: иллюстрации с изображением хохломской  росписи; презентация

Материалы: бумага; кисти; гуашь.

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Здравствуйте! - Ребята, давайте возьмем, друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Садитесь.

 Проверка готовности класса к уроку

- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:    лист бумаги, краски, кисти, воду.

Вот мы снова вместе, и значит, продолжим открывать тайны народных промыслов. Как вы понимаете, что значит народные промыслы? (Прикрепить на доску эталон с определением народных промыслов)

Вспомните, какие этапы надо пройти  , чтобы узнать что-то новое.

Названия шагов лучше прикрепить на доске, чтобы дети могли на них опираться

Шаги учеников на уроке:

  1. Надо вспомнить те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.
  2. Выполнить пробное действие.
  3. Зафиксировать своё затруднение.
  4. Определить причину затруднения.
  5. Сформулировать свою цель на уроке.
  6. Составить план открытия нового знания.
  7. Открыть новое знание и зафиксировать в эталоне.
  8. Применяем новое знание.
  9. Подводим итоги

Если вы будете самостоятельно работать, то что я буду выполнять на уроке? – Учитель будет помогать и организовывать работу учеников.

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.

Далее учитель обращает внимания на первый шаг:

Какие виды народных промыслов вы знаете? Группой по 4 человек подпишите названия промыслов на карточке по фото, проверьте себя по эталону (слайд )

 НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

                                                       

__________                  ____________                            __________

 

А, что вы знаете о художественной  росписи?

Прикрепить карточку на доске с определением художественной росписи.

- Художественная роспись относится к декоративно-прикладному искусству. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – создание предметов быта человеком и их украшение орнаментом.

 – Вспомните, что такое, орнамент? Прикрепить карточки с определением.

- На Руси издревле, говорили вместо слова «орнамент» - «УЗОР»

- Обобщите, что повторили?

Мы вспомнили, что такое народные промыслы, виды народных промыслов, художественная роспись, орнамент и узор.

Отгадайте загадку, и вы узнаете название росписи, о которой  вы сегодня узнаете  новое.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

 Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

 Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

(если ученики не смогли дать ответ учитель говорит сам.)

Карточку со словами «хохломская роспись» прикрепить на доске.

Чтобы понять , какова будет цель на уроке, какое задание вы должны выполнить? ( пробное действие)

У каждого ученика карточка: (См. приложенный файл)

В карточке названия  основных элементов и цвета из разных народных промыслов.

Определите,  и подчеркни  основные элементы хохломской росписи.

  • ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ – это
  1. роспись по дереву,
  2.  роспись по металлу.
  • Это:
  1. растительный узор,
  2. геометрический узор.
  • Элементы хохломской росписи –
  1. травки,
  2. ягодки,
  3. купавки,
  4. розаны,
  5. усики.
  • Используемые цвета в хохломской росписи:
  1.  синий,
  2. красный,
  3. черный,
  4. фиолетовый,
  5. зеленый,
  6. золотой (желтый)

- Поднимите руки, у кого нет   ответа? В чем ваше затруднение?  ( Я пока не могу определить  особенности хохломской росписи)

-У кого есть ответ, вы можете его обосновать свой ответ? (  Я пока не могу обосновать, что я верно отметил особенности хохломской росписи.)

− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения

 _ Что делать дальше?( надо выяснить почему возникло затруднение)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Ребята, какое задание вы должны были выполнить? ( мы должны были назвать особенности хохломской росписи)

Почему вы не смогли назвать особенности хохломской росписи? ( мы не знаем особенностей хохломской росписи)

4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

- Поставьте цель. (Узнать особенности хохломской росписи).

Сформулируйте тему урока ( Хохломская роспись)

Какими средствами вы можете воспользоваться для достижения цели?

( изучить литературу, узнать в интернете, спросить у учителя)

Я приготовила для каждой группы изделия, расписанные хохломским узором, а также фото хохломских изделий  на  доске .Давайте составим план  вашей работы по самостоятельному открытию новых знаний.

План

  1. Рассмотреть  изделие.
  2. Проанализировать увиденное , опираясь на шаги пробного действия.
  3. Сделать вывод и составить эталон.

(Выдать на каждую группу, См. приложение)

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ – это роспись по ______________________________

с _________________________ узором.

Элементы хохломской росписи:

________________________________

Используемые цвета в хохломской росписи:_________________________

________________________________

5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Определите кто в Вашей группе будет ответственным  и по плану работайте в группах 3 минуты Затем учащиеся представляют  свой вариант на доске.

6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

- Назовите особенности хохломской росписи. (по эталону)

После ответов учеников учитель зачитывает стихотворение

В деревне  Семёново-

В русском краю,

Стояли избушки

Там в бытность свою...

И пели там птицы,

Кормила земля.

И жёлтая ржица

Ласкала поля.

Леса там родили

Рябину, цветы.

И люди там жили,

Лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Узор для потех.

Писали узоры

Их руки и  души.

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Рябиновых лоз.

Царили Соборы,

Леса и покос.

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписанный плод.

Там сказка вплеталась

В ковши и дома.

Вот так зарождалась

У нас хохлома.

.

Да, сегодня на уроке вы познакомились  еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства.

Это Хохломская роспись.

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

-Теперь зная особенности хохломской росписи, примените эти знания , выполняя узор на шаблонах – посуды .

И далее ученики работают , как обычно на уроках изо.

Работы учеников вывешиваются

8.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

-Где в дальнейшем вы сможете применять открытые вами знания и умения- ? Где эти знания и умения могут быть использованы в жизни?

9. РЕФЛЕКСИЯ

           - Какова была тема урока? (Хохломская роспись)

- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)

- Какова была цель вашей деятельности?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что вы использовали при достижении цели?

- Оцените свою: деятельность на уроке:

- Если поняли основные особенности хохломской росписи, смогли в своей работе отобразить основные элементы хохломской росписи, то поставьте себя на лесенке успеха выше первой ступени, а на сколько выше, решите сами.

Ученики оценивает себя по лесенке успеха

_ Кто хочет озвучить свою оценку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Золотая хохлома

Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....

Наш вернисаж. Золотая хохлома

Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....