РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фомина Ксения Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по изобразительному искусству

       

 

 Классы    5 А, Б, В, Г

Учитель:      Фомина Ксения Дмитриевна

Количество часов

                               всего  - 35 часов

                               в неделю  - 1 час

 

 

Учебная программа:

Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –

М.: Вентана- Граф, 2014.

        

Учебно-методический комплекс:  

Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская,  Е.С. Медкова,  Л.Г. Савенкова., ( под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2015.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo_5_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от __________ 2017г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТАО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа  2017г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.В. Афанасьева

приказ № 275 от «30» августа 2017г.

.

                                                                                                                                      

                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

       

 Классы    5 А, Б, В, Г

Учитель:      Фомина Ксения Дмитриевна

Количество часов

                               всего  - 35 часов

                               в неделю  - 1 час

Учебная программа:

Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –

М.: Вентана- Граф, 2014.

       

Учебно-методический комплекс:  

Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская,  Е.С. Медкова,  Л.Г. Савенкова., ( под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2015.

        

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • пользоваться правилами работы на пленэре;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • культуре зрительского восприятия;
  • характеризовать временные и пространственные искусства;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. В.А. Фаворский;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
  • понимать сочетание различных объемов в здании;
  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

ученик получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией.

  1. Содержание учебного предмета

5 класс (35 ч)

Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 ч). Природа и художник. Природа и человек. Человек — природа — культура. Пространство и время. Многомерность мира.

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч). Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Перспектива в открытом пространстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Штрих в изобразительном искусстве.

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 ч). Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч). Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (10 ч). Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка.  Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку».  Ткачество как вид народного искусства.  Вышивка.  Лоскутное шитьё.

 Глава 6. Проекты и исследования (1 ч). Великие имена в искусстве.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

По плану

Фактически

Тема урока

Примечание

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое

1

5а-7.09

5б-7.09

5в-6.09

5г-6.09

Природа и человек

2

5а-14.09

5б-14.09

5в-13.09

5г-13.09


Природа и художник

3

5а-21.09

5б-21.09

5в-20.09

5г-20.09

Человек — природа — культура

4

5а-28.09

5б-28.09

5в-27.09

5г-27.09

Пространство и время. Многомерность мира

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

5

5а-5.10

5б-5.10

5в-4.10

5г-4.10

Зодчество

6

5а-12.10

5б-12.10

5в-11.10

5г-11.10

Образы старинной архитектуры

7

5а-19.10

5б-19.10

5в-18.10

 5г-18.10

Конструктивные особенности архитектуры

8

5а-26.10

5б-26.10

5в-25.10

 5г-25.10

 Объёмные формы в изобразительном искусстве

9

5а-2.11

5б-2.11

5в-1.11

  5г-1.11

Штрих в изобразительном искусстве

10

5а-9.11

5б-9.11

5в-8.11

5г-8.11

Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

11

5а-16.11

5б-16.11

5в-15.11

 5г-15.11

Перспектива в открытом пространстве

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

12

5а-23.11

5б-23.11

5в-22.11

5г-22.11

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

13

5а-30.11

5б-30.11

5в-29.11

5г-29.11

Мифы Древней Греции

14

5а-7.12

5б-7.12

5в-6.12

5г-6.12

Скульптура Древней Греции

15

5а-14.12

5б-14.12

5в-13.12

5г-13.12

Рисуем человека по древнегреческим канонам

16

5а-21.12

5б-21.12

5в-20.12

 5г-20.12

Чернофигурные вазы Древней Греции

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

17

5а-28.12

5б-28.12

5в-27.12

5г-27.12

Славянские мифы о сотворении мира

18

5а-

5б-

5в-

5г-

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

19

5а-

5б-

5в-

5г-

Былинный образ
Русской земли

20

5а-

5б-

5в-

5г-

Илья Муромец и Соловей-разбойник

21

5а-

5б-

5в-

5г-

Народный костюм.
Головной убор

22

5а-

5б-

5в-

5г-

Народный костюм. Одежда.
Традиционная одежда коренных народов Севера

Р.К.

23

5а-

5б-

5в-

5г-

Народные праздники. Святки.

Фольклорный праздник народа ханты «Ворна-Хатл»

Р.К.

24

5а-

5б-

5в-

5г-

Масленица

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

25

5а-

5б-

5в-

5г-

Этнографический музей

26

5а-

5б-

5в-

5г-

Печные изразцы

27

5а-

5б-

5в-

5г-

Расписывание изразцов

28

5а-

5б-

5в-

5г-

Прядение — вид народного ремесла

29

5а-

5б-

5в-

5г-

Прялка

30

5а-

5б-

5в-

5г-

Кукла как часть народной культуры.
Хантыйская кукла «Акань»

Р.К.

31

5а-

5б-

5в-

5г-

Делаем куклу-«закрутку».

Хантыйская кукла «Акань»

Р.К.

32

5а-

5б-

5в-

5г-

Ткачество как вид народного искусства

33

5а-

5б-

5в-

5г-

Вышивка

34

5а-

5б-

5в-

     5г-

Лоскутное шитьё

Глава 6. Проекты и исследования

35

5а-

5б-

5в-

5г-

Великие имена в искусстве.

Художники народов севера

Р.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...