Программа дополнительного образования "Югорские узоры"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Васильева Наталья Владимировна

Программа дополнительного образования"Югорские узоры". Программа  составлена на основе авторской программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство», авторского интегрированного  краеведческого курса Т. Г. Орловой, Л.Г. Демус  «Мы - дети природы». Программа расчитана на 1 год. Возраст детей 5-15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Югорские узоры» 

2017

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Федоровский дом детского творчества»

РЕКОМЕНДОВАНА

методическим советом

МБУДОД «ФДДТ»

25 апреля 2017 года

Протокол № 4

УТВЕРЖДЕНА

приказом

от 25 апреля 2017 года № 116

Директор

  Е. Н. Мансурова

           

        

Дополнительная общеобразовательная модульная программа

«Югорские узоры»

Направленность:  туристско- краеведческая

Возраст учащихся: 5-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составители:

Васильева Наталья Владимировна,

Приводнюк Людмила Васильевна,

педагоги дополнительного образования

Сургутский район,

г.п. Федоровский

2017 год

2. Пояснительная записка.

Программа  составлена на основе авторской программы В.С.Кузина «Изобразительное искусство», авторского интегрированного  краеведческого курса Т. Г. Орловой, Л.Г. Демус  «Мы - дети природы», ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 г.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);

- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- образовательная программа МБУДО "ФДДТ";

- учебный план МБУДО "ФДДТ";

- локальный акт МБУДО "ФДДТ" "Положение о дополнительной общеобразовательной программе".

Направленность  дополнительной общеобразовательной программы «Югорские узоры» по содержанию является – туристско-краеведческой,  по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — групповой; по времени реализации — одногодичной.

Новизна программы.  Реализация программы предполагает получение знаний о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, правильное миропонимание и высоконравственное отношение к истории родного края, своего народа через изобразительную деятельность.

Актуальность. Программа «Югорские узоры» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Педагогическая целесообразность программы в доступном и удобном живописном материале, позволяющем без лишних затрат реализовать творческий выплеск и освоить практические азы изобразительного искусства, одновременно углубляя познания детей об окружающем мире, расширяя их кругозор. Набор детей в объединение осуществляется по принципу добровольности, без подбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Однако главным условием приема детей остается их собственное желание изучать природу и заниматься изобразительной деятельностью. При комплектовании групп учитывается возраст детей, сменность занятий в школах. В группу могут попасть дети разного возраста и имеющие разный познавательный уровень и уровень изобразительных навыков.

Цель: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся  и формирование у них целостного представления об окружающем мире, о родном крае через изобразительную деятельность.

Задачи:

образовательные:

  • формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края через художественное восприятие мира;
  • формировать образное представление  о прошлом и настоящем Югорского края;

            развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к природе родного края, желание активно изучать природный мир;
  • развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию, трудовые навыки;

            воспитательные:

  • воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное  отношение к местным  культурным ценностям; бережное  отношение к природе,  умение видеть и понимать красоту родной природы.

         Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих образовательных программ:

  • преобладающая форма занятий – игровая, с применением литературного художественного материала (сказки, стихотворения);
  • используется более доступная терминология для данного возраста;
  • возможность присутствия на занятиях родителей учащихся для помощи в выполнении задания;
  • индивидуальный подход к каждому учащемуся: учитываются способности, характер, склонности ребенка;
  • процесс познания природы становится более увлекательным и интересным;
  • при разработке программы учитывались возрастные особенности детей: любовь детей к смене впечатлений, простота и яркость исполнения, выполнение работ, несущий практический характер.

Программа состоит из  трёх модулей: «Мир природы», Мир животных», «Мир человека».


I модуль  

«Мир природы»

Пояснительная записка

     Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования под руководством людей, обладающих экологической культурой, оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Природа и красота – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники посвящали природе свои восторженные произведения. На занятиях дети учатся наблюдать за природой, видеть ее красоту и передавать ее в своих работах. Дети изображают природу  разными художественными материалами.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека через мотивацию детей к  изображению природы югорского края разными художественными материалами.

Задачи: 

  • изучение природы югорского края;
  • формирование   понятия о взаимосвязях в природе;
  • познакомить с деятельностью художника,  художественных материалах и инструментах;    
  • сформировать представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • расширять  представления детей об основах  цветоведения; обогащать цветовую палитру в практической  работе, формировать умения смешивать цвета и ровно покрывать поверхность красками;
  • научить изображать конструкции предметов в более точной передаче их пропорций, цвета, объема;
  • сформировать представления о передаче пространства на плоскости,  применяя знания  правил линейной  и воздушной  перспективы;
  • развить творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь к родной природе, уметь восхищаться ее красотой.

II модуль

«Мир животных»

Пояснительная записка

     Главной задачей нашего времени стало  изучение и сохранение природы родного края. Художник в своих произведениях передает то, что видит вокруг, и то, что ему интересно: природу, животных, птиц, которые внесены в Красную книгу Югры. Художник изображает животных, птиц на бумаге, камне и дереве. В одном рисунке художник создает суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный. Дети, как художники, учатся передавать в работах характер животных и птиц и настроение.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека через обучение детей навыкам изображения животных, птиц.

Задачи:

  • формирование у учащихся разнообразных сведений о природе, освоения доступных для понимания учащимися терминов и понятий;
  • научить изображать наброски животных, птиц с натуры,  по памяти  и по представлению;
  • развивать творческие способности и пространственное мышление;
  • развивать  мелкую моторику руки;
  • воспитывать бережное отношение к животным.

III модуль

«Мир человека»

Пояснительная записка

     Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день. Человек своей земли – главная тема в искусстве. Когда художник изображает человека, он  старается не только нарисовать его похожим, но и  раскрыть его характер. Настоящая красота человека в его поступках, в его душе. Дети учатся передавать в работах характер людей и выражать отношение к ним.

Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека через обучение детей навыкам изображения человека.

Задачи:

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • научить изображать портрет и фигуру человека;
  • развивать творческие способности и пространственное мышление;
  • воспитывать уважительное отношение к коренным народам Севера.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 5-15 лет. В одной группе – 10 учащихся.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы занятий

В основе обучения лежат групповые занятия. Основной формой организации учебной работы является аудиторное занятие, где учащиеся получают знания, практические навыки и умения. Для реализации программы используются несколько форм занятий:

«Вводное занятие» – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой обучения на текущий учебный год.

«Ознакомительное занятие» – педагог знакомит учащихся с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания).

«Рисование с натуры» – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

«Рисование по памяти» – проводится после усвоения учащимися полученных знаний в работе с натуры; оно дает учащемуся возможность тренировать свою зрительную память.

«Тематическое занятие» – учащимся предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям, по заданной (конкурсной) теме. Занятие содействует развитию творческого воображения учащегося.

«Занятие-импровизация» – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.

«Занятие проверочное» – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить учащихся, которым нужна помощь педагога.

«Комбинированное занятие»– проводится для решения нескольких учебных задач.

«Итоговое занятие» – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам, презентаций проектов.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия по 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

I модуль

«Мир природы»

Ожидаемые результаты

Способы определения результативности

Личностные

Предметные

Метапредметные

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, людям, Родине);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • отзывчивость к красоте природы в произведениях живописи;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к родной природе;

Учащийся должен знать:

  • основные знания о взаимосвязи в  живой и неживой природе;
  • понятия:  живопись, графика, ДПИ, скульптура, архитектура, пейзаж, натюрморт;
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода.
  • знание различных художественных техник: пальцеграфия, монотипия, коллаж, граттаж.
  •  признаки сезонных изменений, характерных для климатических условий Сибири;
  • типичных представителей растительного и животного мира природных сообществ, находящихся на территории Югорского края;
  •  крупные заповедники области и их значения.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять несложные эксперименты;
  • проводить наблюдения;
  • смешивать цвета, получать оттенки  и ровно покрывать поверхность   красками;
  •  уметь работать в различных техниках, применять знания о композиции и цветоведении в творческих работах;
  • рисовать с натуры, по памяти несложные натюрморты, пейзажи,  передавая законы перспективы, светотени;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий,
  • понимание учебной задачи;
  • обобщение на основе собственных представлений
  • учет мнения одногруппников;
  • ведение диалога;
  • оценивание личностных достижений;
  • отбор средств для реализации художественного замысла;
  • усвоение сути понятий «живопись», «жанр пейзажа», «композиция».

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов и выставок
  • викторина

II модуль

«Мир животных»

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • мотивация учебной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях и с педагогом;
  • положительное и бережное отношение к животным;

Учащийся должен знать:

  • об удивительных способностях живых существ;
  • выдающихся художников-анималистов XX века,
  • понятия: «набросок», «зарисовка»;
  • художественно- выразительные средства: линия, штрих, тон;
  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства.

Учащийся должен уметь:

  • рисовать с натуры, по памяти, по представлению несложные зарисовки животных, птиц, рыб;
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов, в действительности и в изображении, уметь передавать в своих работах конструктивное строение, форму, цвет, объем простых предметов;
  •  различать представителей  растительного и животного мира по внешнему виду или по описанию;

  • понимание учебной задачи;
  • обобщение на основе собственных представлений;
  • учет мнения одногруппников;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов и выставок
  • викторина

III модуль «Мир человека»

  • отзывчивость к красоте природы в произведениях живописи;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к родной природе;
  • способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, ДПИ);

Учащийся должен знать:

- коренные народы, населяющие Югру;

- традиции и быт народов Севера;

- историю образования посёлка и  округа;

  • основные знания о родном крае, культуре и искусстве своего и других народов;
  • основные правила  при  проведении  наблюдений;
  • пропорции головы человека при изображении портрета;
  • конструктивное построение  фигуры человека;

Учащийся должен уметь:

  • работать самостоятельно выполнять аппликации, поделки, рисунки;
  • приводить в порядок свое рабочее место;
  • применять полученные знания при выполнении   несложных  практических работ;
  • уметь компоновать на листе портрет и фигуру человека;
  • уметь выполнять наброски с натуры людей;
  •  рассказать о традициях и быте коренного населения.
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
  • оценивание личностных достижений;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

  • индивидуальный опрос
  • тесты
  • результаты конкурсов и выставок
  • викторина

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставки, фестивали, учебно-исследовательские конференции. В процессе обучения по данной программе отслеживаются три вида результатов:         текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся); промежуточные (проверяется уровень освоения учащимися программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь курс обучения).


3. Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

модуль

«Мир природы»

1

Деревья.

16

8

8

2

Растения.

18

9

9

Всего:

34

17

17

II

модуль

«Мир животных»

1

Дикие животные

16

8

8

2

Домашние  животные

18

9

9

Всего:

34

17

17

III

модуль

Мир человека»

1

Портрет человека

30

15

15

2

Фигура человека

50

25

25

Всего:

80

40

40

ИТОГО:

148

74

74

4. Содержание изучаемого курса.

п/п

Тема занятия

I

модуль

«Мир природы»

1

Деревья.

Теория: виды и жанры изобразительного искусства; законы цветоведения и композиции.

Практика: изображение натюрморта и пейзажа; изображение деревьев, листьев, фруктов, овощей.

2

Растения.

Теория: знакомство с художниками:  И. Левитан,  А. Саврасов, И. Грабарь, И. Машков, И. И.Хруцкий.

Практика: изображение листьев, ягод грибов, цветов, фруктов, овощей,  кустарников.

II

модуль

«Мир животных»

1

Дикие животные

Теория: знакомство с конструктивным строением  и пропорциями фигур диких животных; основы композиции. Художники-анималисты  В. Ватагин.  М.Кукунов.

Практика: изображение  диких животных.

2

Домашние  животные

Теория: знакомство с конструктивным строением  и пропорциями фигур домашних животных.

Практика: изображение  домашних животных; работа в разных техниках.

III

модуль

«Мир человека»

1

Портрет человека

Теория: изучение конструктивного построения головы человека, пропорции; знакомство с художниками бытового жанра

Практика: изображение портрета коренного жителя Югры, жилища народов ХМАО –чум; искусное мастерство северян – домашняя утварь.

2

Фигура человека

Теория: пропорции фигуры человека  в статике и динамике.

Практика: изображение человека с использованием правил композиции,  перспективы.

5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.)

1. Участие и проведение творческих мероприятий:

-тематических выставок учащихся объединения на базе Дома детского творчества, поселковых и районных площадок;

-конкурсов различных уровней;

-интернет-фестивалей;

-мастер-классов;

-олимпиад по предметам изобразительного искусства;

-творческих вечеров с участием представителей искусства;

-презентации выставок (учащихся и педагогов).

2. Посещение учащимися учреждений культуры и организаций:

-выставочных залов, музеев г.п. Фёдоровский, г. Сургута и Сургутского района.

3.Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями и творческими людьми поселка:

-организация выездных выставок;  

- посещение дня открытых дверей, отчетных выставок учащихся;

-организация совместной деятельности по обмену и обогащению опыта с местными художниками, в том числе хантыйскими, экскурсии.

4.Использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования, экологического воспитания:

-работа с Интернет-ресурсами (видео-уроки преподавания с использованием новых технологий в разных видах деятельности, изучение методических пособий, разработок занятий, организация творческих мастерских в области изобразительного искусства и экологии);

-использование презентаций и творческих проектов на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.

1.1. Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и практической подготовки.

1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия, как видов учебных занятий, учащиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством педагогая в соответствии с календарно-тематическим планом и программой.

1.3. Выполнение учащимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработку при решении поставленных задач таких значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

1.4. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Аудио-видеозаписи, иллюстрированные альбомы, мультимедийные презентации, лекционный и раздаточный материал. 

Средства обучения:

-материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски;

-демонстрационные: гербарии, муляжи, чучела птиц и животных, гипсовый фонд, гербарии, демонстрационные модели;

-электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

6. Список литературы.

Список литературы для учащихся:

  1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
  2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
  3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
  4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
  5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  6. Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель», 2000г
  7. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
  8. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
  9. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
  10. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
  11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. Шабаев М. 11. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Список литературы для педагога:

  1. Лободина Н. В. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2006.
  2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  5. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.
  6. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
  8. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. – Архангельск, 1995.
  9. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
  10. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  11. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
  12.  Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 1993. – 16 с
  13. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
  14. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
  15. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
  16. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
  17. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
  18. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
  19.  Экологическое краеведение. Экология. // Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля. Научно-методический сборник (Под ред. Д.В. Моргуна). – М., 2005.

 

Приложение

Необходимые материалы для реализации программы:

  1. Гуашь 12 шт.
  2. Акварель 12 шт.
  3. Кисти (пони) 12 шт.
  4. Маркер толстый (черный) 12 шт.
  5. Маркер тонкий (черный) 12 шт.
  6. Бумага А3акварельная 3 шт.
  7. Цветная бумага 3 шт.
  8. Бархатная бумага 5 шт.
  9. Белый глянцевый картон 5 шт.
  10. Восковые мелки 12 шт.
  11. Рамки для оформления работ 7 шт.
  12. Набор для батика 2 шт
  13. Цветная шерсть 24 шт..
  14. Гипсовые розетки 3 шт.
  15. Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы, ягоды рябины, высушенные листья и цветы, шишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Русские узоры"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Программа кружка «Затейливые узоры»

-  Работа с детьми на кружке имеет большое значение в воспитании творческой активности, развитие художественных способностей. Кружковцев необходимо научить приемам вязания крючком, вязать по...

Рабочая программа кружка "Волшебные узоры"

Дерево – один из самых распространенных строительных и поделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих лет. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, ...

Программа кружка "Волшебные узоры"

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприят...