Рабочая программа по ИЗО 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по изобразительной деятельности для учащихся 6 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6_progr.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                               

                                                                                          «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

изобразительному искусству

на 2013-2014 учебный год

для 6 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 6)

(VIII вид)

       Образовательная область, предмет – изобразительное искусство

       Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на  основе  программы Грошенкова И.А. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета изобразительное искусство отводится 1 час в неделю (34 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе   отведено 1 час в неделю (34 часа в год).  

      Содержание учебной программы по изобразительному искусству сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались графические возможности детей, потенциальные возможности обучающихся к проведению аналитико-синтетической деятельности, умения применять знания, полученные на предыдущих годах обучения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010, занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по искусству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников, конструктор, набор лекал и готовых форм, предметы декоративно-прикладного искусства

Программа адресована учащимся 6б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений изобразитель ной деятельности, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы. Данный  учебный предмет важен для шестиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Содержание программы заключено в 4 основных разделах: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к формированию осознанной самостоятельной продуктивной деятельности каждого ученика в области ИЗО деятельности. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования  у них правильного восприятия формы, строения,  величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка,  навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной деятельности;
  • развитие  у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать  активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • ознакомление  учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие  у  школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Интеграция с другими предметами: чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля

Формы контроля: рисунки учащихся, беседы об изобразительном искусстве,  обсуждении картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, посещение (по возможности) выставок работ местных авторов, небольшие тестовые задания по пройденному материалу.

Планируемые результаты:  коррекционная направленность обучения особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки ИЗО деятельности активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, комбинаторные способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы – все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки иллюстративной деятельности, но с учётом своих потенциальных возможностей. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении рисунков.  Быть социально адаптированными.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания по теме,  несколько отличные от предлагаемых остальным учащимся.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
  • подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
  • уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
  • передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
  • делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
  • найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»  (народные игрушки – глина, дерево)

0

1

2

Составление сетчатого  узора для детской ткани:  декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).  

0

1

3

Составление сетчатого  узора для детской ткани:  декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).  

0

1

4

Составление сетчатого  узора для детской ткани:  декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация).  

0

1

5

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша)

0

1

6

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец)

0

1

7

Декоративное рисование – составление симметричного узора

0

1

8

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся)

0

1

9

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень»

0

1

10

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников)

0

1

11

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

0

1

12

Рисование на тему «Что мы видели на с тройке»(сод=е рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т.д.)

0

1

13

Рисование на тему «Что мы видели на с тройке»( 2 час)

0

1

14

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе. «Медный всадник»; Ф.Фивейский «Сильнее смерти»; Е.Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине)

0

1

15

Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т.п.)

0

1

16

Рисование новогодних карнавальных масок

0

1

17

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка)

0

1

18

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»(А.Бубнов. «Утро на Куликовом поле»;В.Васнецов. «Богатыри»; В.Суриков «Переход Сувор»)

0

1

19

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник)

0

1

20

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин)

0

1

21

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин)

0

1

22

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой)

0

1

23

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой)

0

1

24

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова)

0

1

25

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (А.С.Пушкин «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», «Белка песенки поёт, да орешки всё..»)

0

1

26

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (А.С.Пушкин «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», «Белка песенки поёт, да орешки всё..»)

0

1

27

Рисование по памяти и представлению

0

1

28

Рисование с натуры птиц (натура-чучело скворца, грача, вороны, галки-по выбору)

0

1

29

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись; «Птицы – наши друзья»)

0

1

30

Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (2 час)

0

1

31

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус)

0

1

32

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В.Корецкий. «Вои н Красной Армии, спаси!»; Д.Шмаринов. «Не забудем, не простим»и т.п.)

0

1

33

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору

0

1

34

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка)

0

1

итого

5 тем, 4 раздела

0

34 часа

В связи с тем, что в авторской программе И.А.Грошенкова сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

 Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001

Иллюстративный материал подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников

                                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...