Рабочая программа по ИЗО 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по ИЗОдеятельности для учащихся 5 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_i_programma_po_izo_5.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

г. Москва г. Троицк. ,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

Захарова Р.С.

«___»______________2012

Рабочая программа по

изобразительному искусству

на 2012-2013 учебный год

для 5б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

Рассмотрено   и согласовано                                                            « СОГЛАСОВАНО»

                         

на заседании ШМО                                                                    зам.директора по УВР

Протокол №_______от                                                               Глазова Е.Н.

                                                                                                       «____»______________20          

«___» _________20 __ г.

Руководитель ШМО____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 5)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – изобразительное искусство

       Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на  основе  программы Грошенкова И.А. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета изобразительное искусство отводится 1 час в неделю (34 часа в год).  

По  учебному плану школы  в 5 классе   отведено 1 час в неделю (34 часа в год).  

      Содержание учебной программы по изобразительному искусству сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья.        Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010 Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001Наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по искусству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников 

Программа адресована учащимся 5б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений изобразитель ной деятельности, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для пятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Содержание программы отражено  в 4 основных разделах: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к формированию осознанной самостоятельной продуктивной деятельности каждого ученика в области ИЗО деятельности. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически.

 

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

     

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования  у них правильного восприятия формы, строения,  величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка,  навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной деятельности;
  • развитие  у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать  активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • ознакомление  учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие  у  школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. 

Интеграция с другими предметами:

Чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля

Формы контроля: рисунки учащихся

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки ИЗО деятельности активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки иллюстративной деятельности, но с учётом своих потенциальных возможностей. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении рисунков.  Быть социально адаптированными.

Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к их знаниям и умениям совпадают  с аналогичными требованиями авторской программы. 

К концу учебного года учащиеся должны знать и уметь:

  • передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
  •  определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
  • составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;
  • передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
  • ослаблять интенсивность света, прибавляя воду в краску;
  • пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
  • самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
  • рассказать  содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Рисование с натуры

0

11

2

Декоративное рисование

0

9

3

Рисование на темы

0

7

4

Беседы об изобразительном искусстве

0

6

5

Итоги года

0

1

итого

5 тем, 4 раздела

0

34 часа

В связи с тем, что в авторской программе И.А.Грошенкова сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

 Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001

Иллюстративный материал подобранный к содержанию уроков  индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников

                                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...