Роль учителя в становлении эмоциональной сферы ребёнка
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

 Ануфриева Ольга Ивановна

 В презентации показано, как можно поддержать интерес к изобразительной деятельности ученика.Роль учителя  изобразительного искусства в становлении эмоциональной сферы ребёнка и сохранении интереса к предмету на различных этапах школьного образования в контексте ФГОС. ( Презентация № 1)

        Развитие духовной сферы - это длительный и сложный процесс, где формируется познавательный интерес, психология восприятия ребёнком произведений искусства. Развитие творчества ребёнка строится по тем же законам, что и творчество взрослого человека. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию  личности ребёнка, формированию его  мировоззрения, культуры. Обучаясь на уроке, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус, развивает стремление к совершенствованию своих умений. Главными задачами, на мой взгляд, являются: учить детей видеть красоту в окружающей действительности и вносить в свою жизнь, поощрять активность и свободу выбора, помогать развиться воле ребёнка. Интерес к изобразительной деятельности подростков – это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, овладение новыми знаниями, приёмами работы  и их совершенствование. Художественно-творческая деятельность рассматривается как важнейшее условие мышления, определяющее  его созидательную сущность. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п. Дети учатся познавать мир, видеть его глазами художников, применять умения и навыки, полученные на занятиях.  Обычно учащиеся отдают предпочтение практической работе. Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач. Становление эмоциональной сферы ребёнка предполагает владение сложным механизмом общения с ним. Счастье человеческого общения, взаимопонимание, сопереживание-это качества, которые формируются на уроках культурологических дисциплин. Искусство обладает огромной силой воздействия на душу р. Если не развита душа, то и остальное не может развиваться. За время общения с учителем школьники овладевают образным языком, накапливая художественные знания, умения и навыки. Художественная деятельность ребёнка находит различные способы  выражения: плоскостное и объёмное; рисование по памяти и представлению, по воображению. Некоторые виды работ выполняются коллективно после обсуждения индивидуальных эскизов. Этот вид деятельности приемлем при выполнении работ прикладной направленности. Проектов. Кроме того возможно проведение несложных тестовых работ, подбор литературных отрывков к художественным произведениям и наоборот, написание мини сочинений, стихов, составление синквейнов, а не только выполнение рисунков. Работая по общегосударственной программе, являясь сторонником  развития навыков рисования через классический рисунок, через изучение истории искусства и культуры в её классическом варианте, стараюсь составить учебные блоки, перерабатывая программу для учеников обычной средней школы. Дети проходят процесс погружения в графику, живопись, иллюстрирование книг и т.д.  Обучаясь предмету, они пробуют себя в различных видах художественной деятельности. Наблюдая за учениками разного возраста, пришла к выводу, что чем младше ребёнок, тем более он раскован в своём творчестве. Старшие уже не так непосредственны и эмоциональны в возможности самовыражения в рисунке. Школьники становятся зависимыми в выразительных средствах, резко критикуют свои работы и болезненно воспринимают любое замечание. Многие совсем перестают рисовать, ссылаясь на неумение. Ведь очень часто настроение ребёнка и образность его мысли, воплощённой в работе, не совпадает с качеством результата, который, безусловно, равен способностям. Они у детей различны.   Вот здесь и важна роль учителя, который строит учебный процесс на учёте положительных качеств, помогает ребёнку в решении мелких проблем или предлагает участие в коллективной работе. Любой творческий процесс сопряжён с находками и потерями, но самое главное-это положительный настрой. Любое творческое задание должно нести положительный импульс. На этом и строится деятельность учителя - научить не столько рисовать, а сколько чувствовать. Ребёнок, опираясь на предложенные учителем способы изображения, выбирает тот, что ближе и понятней ему, по своим способностям. Это происходит после выполнения системы упражнений, усложняющихся от урока к уроку. Дети не копируют учителя, а выбирают пригодный для себя вариант. Это приводит к тому, что, зная различные приёмы работы, школьники не боятся применять их, даже не спрашивая разрешения учителя. Безусловно, для учителя сложно отрабатывать на уроке несколько вариантов техники рисования, но всё это со временем превращается в творческую мастерскую, где есть желание на несколько минут превратиться в художника со своим видением, мироощущением и без боязни быть непонятым. Дети с удовольствием обмениваются мнениями. Могут критически высказаться, дать совет. Такие просмотры, как в художественной школе, делают урок изобразительного искусства приятной возможностью познать мир прекрасного и поучаствовать в создании своих произведений искусства. Основы обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим потенциалом, способностями личности концепциями одаренности. Полноценное   художественное образование невозможно без теоретических знаний, которые  помогают ребёнку  познавать мир через художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать изученные виды пластических искусств; воспринимать и анализировать смысл художественного образа произведений искусств; описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий. Постепенно происходит освоение и принятие картины современного мира; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. При этом осуществляются различные умственные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, классификация. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём использования  средств изобразительного языка. Занятия  изобразительной деятельностью играют большую роль в становлении личности ученика.  Они  способствуют развитию ребёнка, обеспечивая «осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся». В основной школе происходит формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров. Предметы области «Искусство» обладают мощным арттерапевтическим эффектом и способствуют гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования.  Каждый учащийся может почувствовать себя успешным в образовательном процессе, что  способствует повышению мотивации познавательной деятельности в целом

                                                                                                                   Ануфриева О.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из собственных наблюдений918.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(из наблюдений и опыта работы учителя изобразительного искусства ГБОУ средней школы №421 Ануфриевой Ольги Ивановны) Роль учителя изобразительного искусства в становлении эмоциональной сферы ребёнка и сохранении интереса к предмету на различных этапах школьного образования в контексте ФГОС

Слайд 2

Виды творческой деятельности, используемой на уроках : Рисунок, коллаж, аппликация Макет Проект Письменная работа Компьютерная работа Устное сообщение

Слайд 3

Формы деятельности: Индивидуальная - эскизы, наброски, записи, творческие поиски, выполнение и представление Коллективная(проект) – планирование, обсуждение, распределение обязанностей, творческие поиски, выполнение, защита или представление

Слайд 4

Самооценка и самовыражение Младшие школьники(5 класс) - всё хочу, могу, очень хорошо, нравится Средний возраст(6 класс) - хочу, но не всё ; могу, но не всё; почти ничего не получилось, не очень хорошо, почти плохо … Старшие(7 класс)- хочу только то, что интересно; Много идей Не могу выполнить желаемое. Ничего не получается. Всё плохо. Желание к самовыражению через творческую работу растёт, а самооценка снижается.

Слайд 5

Долгосрочные задачи для учителя : 5класс- ознакомление с художественными прёмами и теорией искусства, обучение приёмам работы через предварительную серию уроков( фронтальная работа) 6класс - закрепление навыков,, ознакомление с новыми приёмами, изменение уровня понимания и отношения к художественной деятельности, развитие чувств, использование в работе полученных знаний и навыков. 7 класс- развитие желания узнать больше, уметь больше, понимать, выбирать, найти новое и применить. Развитие критического мышления Последовательное обучение классическому рисунку, знакомство с искусством и включение творческих заданий во все виды деятельности ребёнка по предметам культурологических дисциплин и внеурочную деятельность, достижение положительного результата.

Слайд 6

К чему может стремиться ученик: 1.Рисунок понравился самому художнику 2. Будет выставлен в классе на стене 3.Попадёт в галерею школы 4. Будет участвовать в конкурсе 5.Войдёт в фонд Результат в любом случае только положительный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в становлении личности ученика

В работе рассказывается о деятельности учителя, о влиянии личности преподавателя на формирование личности ребенка. Эссе написано на личном опыте автора....

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой

В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарны...

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

Рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Дополнительная рабочая программа "Арт-терапия как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

Размышляя о роли учителя в становлении личности учащегося

     Школа – один из важных этапов жизни человека. Именно в эти годы формируются основные нравственные качества, начинается сознательная социализация, осваиваются компетенц...