"мотивация на уроках ИЗО"
статья по изобразительному искусству (изо)

Гладышева Ирина Валериевна

Я счастлива, что работаю учителем изобразительного искусства и МХК. Верю в то, что  искусство в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Эстетическое воспитание - воспитание чувств, на котоҏыҳ основано сознание, а, следовательно, интеллект. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются противоположности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мотивация на уроках ИЗО23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.

Изобразительное искусство развивает пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию, чувство гармонии, чувство прекрасного, чувство цвета и композиции, чувство ритма. На примерах произведений изобразительного искусства изучается мировая культура и история.    

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”

Очевидно, что в последнее время снизилась мотивация учащихся к обучению и необходимо выработать новые методики, способные мотивировать студентов к освоению новых знаний и освоению получаемой профессии.

Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители: они сами не были приобщены к искусству и многие из них охотно заменили бы его на что-нибудь «более нужное» для «конкурентноспособности на рынке». Такова, к несчастью, и нескрываемая направленность государственной образовательной политики: на постепенное сокращение художественного цикла, включая уже и литературу; на вытеснение его из федерального компонента в региональный, из основного образования в дополнительное и т.д. Отсутствие аттестации по предметам искусства подтверждает их необязательность и «второсортность» (какой должна быть форма оценивания достижений и аттестации, адекватная сфере искусства – вопрос, требующий специального обсуждения). Отсюда и отсутствие интереса у учащихся к предметам искусства.

  Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».

Процесс формирования положительного отношения к учению считаем для себя значимым и основополагающим.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

       Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока может иметь его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

А.А. Мелик-Пашаев в своей работе «Опыт приобщения подростков к художественной культуре на уроках изобразительного искусства» [1], решает проблему введения ребенка в художественную культуру, не подавляя его индивидуальное творчество, помогая понять творческую деятельность через собственный опыт духовно - практической работы. Он выделяет главную цель художественного развития школьников, - это развитие способности понимать искусство и приобретать собственный творческий опыт.

Автор также подчеркивает необходимость художественного творчества в массовой школе, хотя на ервый взгляд она не так очевидна: ведь большинство детей не станут художниками. Однако это столь же необходимый асᴨект художественного развития, потому что собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению творчества других. Чтобы действительно понимать замыслы авторов художественных произведений, ребенку необходимо самому побыть автором [1].

Разница в преподавании изобразительного искусства в художественной школе и школе общеобразовательной должна быть лишь в том, что во втором случае не стоит и не должен стоять вопрос о приобретении в будущем ребенком специальности художника. Специфика предмета, как творческой дисциплины эстетического цикла должна быть сохранена, ученик должен соприкоснуться с явлением содержательной художественной формы.

Психологию способностей к изобразительной деятельности исследовал и В.И. Киреенко. В частности, он изучал основные, как ему казалось, способности к рисованию: способность правильно оценивать и воспроизводить светлотность, горизонтальные и вертикальные направления в плоскостях, образующих форму предметов при их изображении в рисунке, определять пропорции и ᴨерсᴨективные сокращения и т.п. [2].

Зачем нужно общее художественное образование?

Художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут.

Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т.д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка.

Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности.

Историк - искусствовед Н.Н. Пунин указывал на возможную предопределяющую роль детского творчества в развитии изобразительного искусства в целом: «…В отношении детей будьте, если возможно, осторожны ибо никто, даже из лучших художников, лучших техников, гениальных мастеров не знает, где лежит путь будущего искусства и в какой стеᴨени творчество ребенка ни есть вещее пророчество. Очень часто случается, что именно дети, в самом раннем ериоде своего развития находили те художественные формы, которые спустя 5 - 10 лет становились действительным этапом нашей художественной жизни... Кто из Вас видел ранние детские рисунки, тот отлично знает, какое своеобразное, какое, может быть, дикое и неожиданное вᴨȇчатление они производят. Но именно это своеобразие, эта дикость, эта неожиданность - то лучшее, что создают новые художественные школы, что двигает искусство»[2].

В условиях светского общего образования искусство – единственная область, в которой может закономерно совершаться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям своего народа и человечества. А если этого не происходит, если человек растет бездушным, если общечеловеческие ценности ему чужды, то чем успешнее он будет во всех остальных отношениях, тем хуже.

Ведь задача преподавателя  изобразительного искусства не только дать обучающимся навыки рисования, а открыть красоту окружающего нас мира. Основная цель художественного образования и воспитания в начальных классах предмета ИЗО звучит как:

  • приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира.

Важно, чтобы покинув стены школы, учащиеся вели нравственный, духовный образ жизни, передавая свое видение будущим поколениям.

Литература:

  1. Мелик-Пашаев А.А. Опыт приобщения подростков к художественной культуре на уроках изобразительного искусства С.6-23.// Эстетическое воспитание школьников на уроках эстетического цикла: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Г.В. Арзямова. - М.: Изд. АПН СССР, 1989.- 140с.
  2. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
  3. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005, 207 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...

Как создать учебную мотивацию на уроке физики?

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является низкая учебная мотивация учащихся. Как привлечь внимание школьников к теме урока? Как пробудить интерес к изучению нового м...

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения мотивации к уроку у девушек, учащихся в старших классах

Проблемы, которые мешают девушкам активно заниматься спортом:Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков ...