технологическая карта и презентация к уроку по ИЗО «Связь времён в народном искусстве.Искусство Гжели»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Рыжова Наталия Александровна

технологическая карта и презентация к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роспись фигурок Деда Мороза и Снегурочки. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по внеурочной деятельности по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Рыжова Наталия Александровна

Слайд 2

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете? образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета? Где мы сталкиваемся с синей птицей? Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.

Слайд 3

Чашка эта голубая О зиме напомнит вдруг: На снегу холодном тает Не расстает синий луг. Рассветают на морозе Хризантемы и ромашки. Колокольчики и розы. Украшают чашки, вазы Сколько блеска, сколько глянца В сине-белом том фасьянсе! Неужели, неужели В Вашем доме нету Гжели?

Слайд 4

Действительно, Гжель у нас ассоциируется с зимой, Рождеством, Новым годом. Сюжеты росписи изделий поражают чистотой свежего морозного воздуха, зимними мотивами, заснеженными пейзажами…

Слайд 5

Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий. При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками. Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

Слайд 6

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Слайд 7

Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика . Её делают и сейчас. Гжельская майолика

Слайд 8

Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую , зелёную , коричневую и синюю краски.

Слайд 9

В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс» . Гжельский полуфаянс

Слайд 10

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.

Слайд 11

Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок ( кобальт ) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Слайд 13

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты посуды или мелкой керамики, сувениров.

Слайд 14

Новый год – праздник, объединяющий людей, не зависимо от их вероисповедания, национальности, статуса или возраста.Не секрет, что предновогодние хлопоты, хотя и очень приятны, все же отнимают много сил и времени – особенно это касается подарков и сувениров: в Новый год хочется сделать приятный сюрприз своим близким и друзьям, подарив каждому из них что-то оригинальное – идеальным выбором для этого является Гжель. Особого внимания заслуживают главный персонаж наступающего 2017 нового года Петух Гжель , согласно Восточному гороскопу

Слайд 15

Мы будем росписывать фигурки Деда Мороза и Снегурочки гжельской росписью. Когда на улице скрипит мороз, в доме царит атмосфера праздника и присущая ему суета, а душа желает чего-то особенного… Выполненные с особой любовью к главному празднику года и трепетным отношением к его персонажам – Деду Морозу, Снегурочке– фарфоровые статуэтки гжель олицетворяют собой настоящее торжество и словно освещают своими зимними красками всё пространство. Росписывать будем выполненные по шаблону фигурки новогодних персонажей, после завершения можно наклеить на картон и подарить в качестве сувенира близким или украсить интерьр.

Слайд 16

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Слайд 17

«Капелька» Бордюры

Слайд 18

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.

Слайд 19

Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному. « Растяжка» «Мазок-пятно» . Этот прём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.

Слайд 20

Практическая работа Роспись фигурок Деда Мороза и Снегурочки



Предварительный просмотр:

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели: 1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения  основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

           2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

           3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.

 План урока:

  1. Орг. Момент.- 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала)- 7 мин.
  3. Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2- 3 мин
  4. Изучение нового материала (сообщение уч-ся, дополнение учителем, фиксирование уч-ся новых знаний в таблице, проверка таблицы) - 15 мин.
  5. Практическая часть.- 25 мин.

А) Показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов  мазка - всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями - поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки.

Б) выбор шаблона и его роспись.

6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.

7. Итог урока (рефлексия)

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые  принадлежности для работы и дежурные постарались. Молодцы.

Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.

2. Проверка ранее изученного.

Ребята, а давайте с вами вспомним,  что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.                            

    1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.

- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)

- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)

- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).

2) Из предложенных вариантов ответов выберите  2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:

   А) для забавы

   Б) в качестве оберегов

   В) для продажи

   Г)  для проведения обрядов

   Д) для украшения интерьера дома.

3) А сейчас посмотрите на экран и определите по игрушкам название каждого промысла.

 Кто может определить промысел №1. Почему ты так считаешь? №2…………№3…………..

4) Посмотрите и скажите как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?)

-- Хорошо ребята, молодцы,  знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста,  ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.                                          

     И  сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.

3. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на экран. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

 -  как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).

 - Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

 А раз у нас  урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (слайд), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.

Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

Ребята, вы откройте свои таблицы (слайд), внимательно слушайте и заполняйте их.    (Сообщение - выступление ученицы)

Проверка гипотезы

Учитель:  Ой Россия, ты Россия

                 Славы не убавилось

                 Гжелью ты, Гжелью  на весь мир прославилась!

                 Велика Россия наша и талантлив наш народ

                 О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.                

--  Ребята, а сейчас давайте откроем  страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

  -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.

(показ слайда)

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).

-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы  росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

4. Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

Дети выбирают шаблон по желанию)

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.

  1. Выставка работ.

Дети выносят работы, крепят на магнитную доску.

Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да,  мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).

Оценивание работ. Анализ работ.

Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Чему вы научились? (доказывать, исследовать)

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.

Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим  результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация к уроку "Набросок фигуры человека"

Технологическая карта и презентация  на тему  "Набросок фигуры человека" разработана в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и могут быть использованы на уроке ИЗО в 7 клас...

"Координатная плоскость" Математика 6 класс (технологическая карта и презентация к уроку)

Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к  уроку по теме: "Координатная плоскость" 6 класс....

Технологическая карта и презентация к уроку английского языка по теме "Школа будущего" (7 класс).

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Школа будущего", входящий в раздел "Что несет нам будущее" УМК "Английский в фокусе" для 7 класса.Используемые технологии: развитие критич...

Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Кислород"

Данный материал отражает проведение урока химии в 9 классе по теме "Кислород" по УМК О.С. Габриеляна...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...