Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Мир творчества и красоты"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Надежда Николаевна Сергеева

Данная программа содержит учебно-тематический план, поурочное планирование, азбука искусства, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_tvorchestva_i_krasoty.docx181.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Киселевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Программа

внеурочной деятельности по общекультурному направлению

                                                                            Автор – составитель:                     DSCF0088

                                                                             Сергеева Надежда Николаевна,

                                                                    учитель изобразительного искусства

                                                              МБОУ «СОШ № 28»

                                                                         Киселевского городского округа

DSCF0066

2013

Содержание

Пояснительная  записка ......................................................................................................3

Цель программы и задачи программы................................................................................5

Главные принципы программы...........................................................................................5

Учебно – тематический план…………………………………………………………........5

Организация образовательного процесса...........................................................................6

Поурочное планирование …………………………………..………………….…………7

Методические пояснения …………………………………………...................................11

Ожидаемые результаты ......................................................................................................11

Изобразительное искусство................................................................................................12

Восприятие искусства и виды художественной деятельности ......................................13

Азбука искусства. Как говорит искусство?......................................................................14

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?....................................................14

Работа с родителями............................................................................................................14

Материалы, инструменты, приспособления для учащихся…………………………….14

Материально-техническое обеспечение…………………………………………………15

Список литературы .............................................................................................................15

Пояснительная записка

Большую роль в становлении личности ученика играет  предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего,  они способствуют  личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в  духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

А.А. Леонтьев писал, что под воспитанием надо понимать «управляемую систему процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающую, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности,  с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества».

«Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);  «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на её  самоопределение – жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного;  социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника».

При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

   Творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

В программе «Мир творчества и красоты» используется метод проектной деятельности. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях. Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  • ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
  • в определённой степени неповторимость и уникальность.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

  • определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
  • работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
  • понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В подходе к работе над проектами в начальной школе, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, необходимо проводить сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

  • предполагать, какая информация нужна,
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта  способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом.),
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами.

          Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка художественного творчества «Мир творчества и красоты» рассчитана на 3 года  обучения детей в возрасте 11-13 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Цель программы

 Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,  приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

  • Приобщить учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
  • Формировать художественно-образное мышление и эмоционально -
    чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, к  искусству, как основе развития творческой личности; формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни.
  • Развивать творческие способности и навыки работы с различными материалами, формировать практические навыки работы с различными инструментами, расширять диапазон чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
  • Формировать “культуру творческой личности”, развивать в ребенке природные задатки, творческий потенциал,  способности, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
  • Воспитывать интерес  к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления окружающей действительности.

Главные принципы программы

  • Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Связь с жизнью.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего, проблемного обучения.
  • Использование проектной технологии.
  • Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного  развития.

Учебно-тематический план

1 год обучения

План

часы

всего

теория

практика

контроль

1

Введение.  Вводное занятие  в учебный курс

3

-

3

2

Бумагопластика

4

7

1

12

3

Материал - бумага

4

Конструирование

2

3

1

6

5

Оригами

3

4

1

8

6

Квиллинг

7

Торцевание

8

Цикл творческих работ

9

Праздники и подготовка к ним

1

4

5

                      Итого:

13

18

3

34

                                                                 

2 год обучения

План

часы

всего

теория

практика

контроль

1

Введение.  Вводное занятие  в учебный курс

2

-

2

2

Бумагопластика

2

11

1

14

3

Материал - бумага

1

1

2

4

Конструирование

5

Оригами

6

Квиллинг

2

5

1

8

7

Торцевание

8

Цикл творческих работ

2

2

4

9

Праздники и подготовка к ним

-

4

4

                      Итого:

9

23

2

34

3 год обучения

План

часы

всего

теория

практика

контроль

1

Введение.  Вводное занятие  в учебный курс

2

-

2

2

Бумагопластика

3

Материал - бумага

4

Конструирование

5

Оригами

6

Квиллинг

2

3

1

6

7

Торцевание

1

17

1

19

8

Цикл творческих работ

-

4

4

9

Праздники и подготовка к ним

-

3

3

Итого:

5

27

2

34

Организация образовательного процесса

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Таким образом, количество учебных часов составляет:

1 год обучения-34ч,

2 год обучения-34ч,

3 год обучения-34ч,

 Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей среднего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.

Первый год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.

Второй  год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.

Третий  год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции  и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

Формами подведения итогов реализации программы  являются:

  • выставки: тематические, праздничные,  
  • творческие конкурсы: школьного, городского, областного,  федерального масштаба.

Заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках.

Поурочное планирование.

1 год обучения

п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1. Вводный блок.

1

Правила техники безопасности. (Беседы, викторины, игра «Мы встретились»). Инструменты и материалы. Цели и задачи кружка.

2

-

2

2

Экскурсия в  школу искусств.

1

-

1

3

-

3

2. Бумагопластика.

1

Гофрировка (гармошка, фонарик).

1

1

2

2

Бумагопластика простых фигур (витая спираль, петля, звезда, пластичная полоска).

1

2

3

3

Вырезанки (снежинки, предметное вырезание).

1

2

3

4

Коллективная работа по теме «Аппликация». Преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают «ведущего».

1

2

3

5

Защита проекта

1

4

8

11

3. Конструирование.

1

Конструирование из геометрических фигур.

1

1

2

2

Коллективная работа. Педагог дает детям задания, по выполнению заданий составляется коллективная работа.

1

2

4

3

Защита проекта

1

2

4

6

4. Оригами.

1

Знакомство с искусством оригами. Базовые формы («треугольник», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «конверт»).

1

1

2

2

Оригами простое и из цветной бумаги.

1

1

2

3

Оригами с элементами аппликации.

1

1

2

4

Коллективная работа по оригами.

-

1

2

5

Защита проекта

1

3

5

8

Праздники и подготовка к ним.

1

Изготовление сувениров к празднику.

-

2

2

2

Тематические праздники. Оформление выставок.

-

2

2

3

Посещение выставок прикладного творчества.

1

-

1

1

4

5

Всего

13

21

        34

2 год обучения

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1. Вводный блок.

1

Инструменты и материалы. Цели и задачи работы кружка.

1

-

1

2

Правила техники безопасности. (Беседы, викторины, игра «Мы снова встретились»).

1

-

1

2

-

2

2. Материал - бумага.

1

Экскурс в историю рождения бумаги. Свойства бумаги (выполнение практической работы по наблюдению за физическими и механическими свойствами бумаги).

1

1

2

1

1

2

3. Бумагопластика.

1

Основные элементы бумагопластики. Работа по шаблонам («Цветные козы», «Коровушки»).

1

1

2

2

Изготовление изделий из полосок («Животные», «Цветы»).

-

1

2

3

Изготовление изделий из цилиндра. Работа с циркулем. «Лягушка. Художественное оформление работ.

1

1

2

4

Коллективная работа по бумагопластике.

-

2

2

5

Азбука бумагопластики. Обработка мягкого картона. Способы сгибов (гармошка, лучики, зигзаг, волна, косичка, спиральки и т. д.).

-

1

1

6

Полуплоскостные изделия (разновидность объёмной аппликации). «Морские глубины» (коллективная работа).

-

2

2

7

Объемные изделия из полосок, поставленных на ребро.

-

1

1

8

Коллективная работа по бумагопластике.

-

2

2

9

Защита проекта

1

2

12

14

4. Квиллинг.

1

История возникновения техники квиллинга. Разнообразие бумаги, ее виды.

1

-

1

2

Вырезание полосок для квиллинга, правила работы разметка.

-

1

1

3

Основные формы: «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «завитки», «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

1

1

2

4

Коллективная работа. Композиция из основных форм. (Составление композиции из форм. ) Способы и правила ее составления. Использование техники квиллинга в композиции).

-

1

2

5

Изготовление бахромчатых цветов. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего».

-

2

2

6

Защита проекта

1

2

6

8

5. Цикл творческих работ.

1

Коллективная работа с использованием всех техник.

-

2

2

2

Викторины, конкурсы.

2

-

2

2

2

4

6. Праздники и подготовка к ним.

1

Изготовление сувениров к празднику.

-

2

2

2

Тематические праздники. Оформление выставок.

-

2

2

-

4

4

Всего

9

25

34

3 год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1.Вводный блок.

1

Инструменты и материалы. Цели и задачи работы кружка.

1

-

1

2

Правила техники безопасности. (Беседы, викторины, игра «Мы снова встретились»).

1

-

1

2

-

2

2. Торцевание.

1

Торцевание как вид объемной аппликации. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Приемы работы с гофрированной бумагой.

1

1

2

2

Коллективная работа. Изготовление панно («Морские обитатели», «Сказочный замок», «Весенняя сказка »).

-

2

3

3

«Корзинка с цветами»

-

2

2

4

«Яблонька»

-

2

2

5

«Цветущий кактус»

-

2

2

6

«Люпины в цветочном горшке»

-

2

2

7

«Снеговик»

-

2

2

8

Изготовление кашпо для цветка с помощью гофротрубочек.

-

2

2

9

Поздравительная открытка «Пион». Многослойное торцевание.

-

2

2

Защита проекта

1

1

18

19

3. Квиллинг

1

Повторение базовых форм квиллинга. Отличительные свойства гофрированного картона.

1

1

2

2

Создание фигур животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

1

2

4

3

Защита проекта

1

2

4

6

4. Цикл творческих работ.

1

 Коллективные работы с использованием всех техник. Дети сами делятся на группы, выбирают «ведущего» и самостоятельно выполняют творческое  задание («Зоопарк», «Зимняя сказка», Павлин»).

-

4

4

-

4

4

5. Праздники и подготовка к ним.

1

Изготовление сувениров к празднику.

-

2

2

2

 Оформление отчетной выставки.

-

1

1

-

3

3

Всего

5

29

        34

Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.

 Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.

Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным  расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.

Эффективным средством обучения и воспитания, а также формирования    и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества.

  Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.

   В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.

  Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.

  Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В  план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.

Методические пояснения

 Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические  и художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.

              На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.

              В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.

Ожидаемые результаты

В результате работы по данной программе у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

  • внутренняя позиция обучающегося;
  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют:

  • всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения практических задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут:

  • умения учитывать позицию собеседника (партнёра);
  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Изобразительное искусство.

В  результате освоения приемами декоративного искусства  у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве,  любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся овладеют:

  • практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
  • получат навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и видов художественной деятельности

Ученик  научится:

  • различать основные виды художественной деятельности(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Учащиеся научатся:

  • создавать  композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Учащиеся научатся:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

 Привлечение их к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Мир творчества и красоты ”, помощь в организации экскурсий.

 Организация  тематических творческих  выставок поделок на родительских собраниях  и внеклассных мероприятиях.

Материалы, инструменты, приспособления для учащихся

  • Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
  • Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
  • Картон: цветной, тонкий, упаковочный.
  • Открытки, салфетки, фантики.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.

Материально-техническое обеспечение

На сегодняшний день в  кабинете 3 компьютера, объединенные локальной сетью и с выходом в интернет,  есть необходимое оборудование для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Всего оборудования:

  • интерактивных досок – 1
  • проекционных экранов – 1
  • принтеров – 1
  • сканеров – 1
  • Web-камер – 1
  • цифровой фотоаппарат –1
  •  цифровая видеокамера – 1
  • магнитофон -2
  • СD- диски с обучающими фильмами и презентациями -10
  • обучающие плакаты – 8

Список литературы

  1. Зайцева, А.А.Объемный квиллинг [Текст] / А.А. Зайцева – Москва: Эксмо - Пресс, 2012.
  2. Кагакова, И.И. Аппликация [Текст] / И.И. Кагакова -  Москва: Лада,2009.
  3. Румянцева, Е. Делаем игрушки сами [Текст] /Е.Румянцева – Москва: Айрис Пресс, 2004.
  4. Чернякова, Н.С. Уроки детского творчества [Текст] /Н.С. Чернякова – Тула: Родничок,2002.
  5. Моуд, Элизабет. Волшебный квиллинг [Текст] / Элизабет Моуд – Москва: Контэнт, 2012.
  6. Полевой, В.М.Популярная художественная энциклопедия [Текст]/ В.М. Полевой  - Москва: Советская энциклопедия, 1986.
  7. Дженкинс, Джейн. Трехмерный квиллинг [Текст] / Джейн Дженкинс – Москва: Контэнт, 2011.
  8. Букина, Светлана. Квиллинг: практикум для начинающих [Текст] / Светлана Букина – Москва: Феникс, 2011.
  9. Быстрицкая, А.И. Бумажная филигрань [Текст] / А.И. Быстрицкая – Москва: Айрис – Пресс, 2010.
  10. Соколова, С.П. Аппликация и мозаика [Текст] / С.П. Соколова – Москва: Эксмо, 2003.
  11. Евсеев, Г.А. Бумажный мир [Текст] / Г.А. Евсеев – Москва: АРТ , 2006.
  12. Черныш, Иван. Удивительная бумага [Текст] / Иван Черныш – Москва: АСТ – ПРЕСС, 2000.
  13. Сержантова, Т.Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст] / Т.Б. Сержантова – Москва: Айрис, 2010.
  14. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура [Текст] / Г.И. Данилова – Москва: Дрофа, 2010.
  15. Горяева, Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека [Текст] / Н.А. Горяева – Москва: Просвещение,2010.
  16. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека [Текст] / Л.А. Неменская – Москва: Просвещение, 2010.

Медиа-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/508881/         

http://allforchildren.ru/article/paper6.php 

http://bankznani.ru/?p=991&page=4   

http://znamus.ru/page/podelki_bumaga 

http://artmasterskaja.ru/bumagotvorchestvo-yulii-brodskoj/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...