мастер-класс по теме: "Мир наших вещей. Натюрморт"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Ликунова Оксана Викторовна

для учителей искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.mir_nashih_veshchey._natyurmort2_chas.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в 6 классе

Дата урока __________________

Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт».

Изображение предметного мира – натюрморта.

Живопись натюрморта акварельными красками (2 урока).

Вид занятия: мастер-класс.

Цель –  Демонстрация некоторых методов и приемов акварельной техники в процессе выполнения этюда натюрморта из бытовых предметов в течение одного сеанса (методы: заливка, лессировка). Использование технологии деятельностного подхода.

Учебное задание: Выполнить односеансный акварельный этюд. Закрепить методы, приемы работы акварельными красками в процессе выполнения этюда.

Задачи

Образовательные:

  • Составить натюрморт для выполнения живописного этюда;
  • познакомить с этапами работы над акварельным этюдом;
  • познакомить с требованиями к подбору материала и оборудования;
  • познакомить с основными методами и приемами работы акварельными красками (метод лессировки, метод а-ля-прима, а-ля-прима по-сырому).

Развивающие:

  • Раскрывать индивидуальные особенности живописного почерка;
  • развивать индивидуальные умения работы акварельными красками;
  • развивать эмоциональность; формировать и развивать умения смешивать акварельные краски;
  • выражать чувства через цвет и создавать цветовую гармонию в этюде.

Воспитательные:

  • Наблюдать и видеть красоту предметов, окружающих нас в быту;
  • развивать эстетические чувства от восприятия предметов окружающего мира;
  • воспитывать аккуратность в работе и на рабочем месте.

Учебно-методическая база:

  • Мультимедийная презентация (выполнение кратковременного этюда).
  • Образцы выполненных заданий.

Техника акварели - легкая и импровизационная, которая относится по выражению Владимира Бабияка «к загадочному разряду стариннообразных искусств, вечно скитающихся на распутье живописно-графических исканий…». Акварели присущ свой художественный язык, свои выразительные средства, как и свой мир образов. Акварельная технология совмещает в себе образный язык живописи (цвет) и графики (линия, пятно, штрих). Акварелью можно нарисовать все, что поддается визуальному воспроизведению.

К постановке натюрморта для работы с натуры следует подходить достаточно серьезно, т.к. от первого впечатления, полученного от восприятия натурной постановки, зависит результат живописи. Содержание натюрморта зависит от задач, которые мы ставим в проведении учебного занятия. В нашем случае мы можем прибегнуть натюрморту, который содержит букеты и фрукты. Можно воспользоваться примером постановки натюрморта художниками, изучив репродукции их картин. Как вариант усиления мотивации к выполнению этюда, можно предложить составить постановку самим обучающимся. Настрой и чувства участников, вызванные восприятием составленного ими натюрморта, должно помочь в ходе практической работы.

Мы знаем, что акварель краски водорастворимые, при разведении красок водой они дают легкие прозрачные смеси, через которые просвечивает белая бумага. В живописной работе акварельный этюд выстраивается слоями, от светлых к темным тонам. Соответственно, нам не всегда удастся достичь по-настоящему темного цвета только одним слоем краски. Таким образом, самый темный цвет достигается путем нанесения одного слоя на другой до тех пор, пока не получится желаемая глубина цвета. Этот метод нанесения слоев краски называется лессировка. По технологии каждый красочный слой должен полностью высохнуть до того, как на него будет положен следующий слой. Это «классическая» акварельная техника.

Белый цвет на акварели получается благодаря самой бумаге. Белые, ярко освещенные места достигаются тем, что эти участки не заливаются краской, по рекомендации художника России Н.Г Петров: «При любом акварельном приеме не спешить трогать краской заведомо белые плоскости, цвет этих мест определится к концу работы, утраченную белизну не вернешь».

Следующий метод включает в себя нанесение новых цветов до того, как высохли первые слои краски. Его считают методом «по-сырому». По выполнению существенно отличается от классического метода лессировки, но часто используется в живописной практике. Многие отечественные художники выполняют свои картины именно в этой манере (таким методом в своей практике пользуется известный интинский художник Виталий Трофимов). Главная проблема этого метода, что его очень сложно контролировать – краска продолжает двигаться до тех пор, пока не просохнет. Для сохранения эффекта влажного вливания цвета следует воспользоваться одним из способов контроля - сменой положения натянутого подрамника: меняя наклон и поворачивая его в разных направлениях можно добиться течение краски в нужном направлении. В практике живописи оба метода могут использоваться одновременно в одной работе.

В живописи акварельными красками можно использовать еще один метод, позволяющий использовать характер и динамику мазков кисти. Хотя в акварели мазки кистью не столь видны, как в работе масляными красками, они все равно активно применяются как интересный метод работы. Естественно, что разные кисти дают разные мазки, поэтому следует изучить технические возможности вашего набора кистей. Кистями можно наносить совершенно разные мазки, если варьировать направления и характер нанесения удара кистью. Подобные эксперименты тренируют руку начинающего художника.

Основная цель практической работы – выполнить живописный этюд в технике акварели и закрепить основные методы работы акварельными красками.

Обучение получится более эффективным, если четко разбить сам ход выполнения живописи на отдельные шаги, выполнение которых и результат работы над каждым шагом контролируется самим участником учебного процесса. Педагог, ведущий занятие, сам работает по предложенному им алгоритму. Участники занятия сами могут выбрать себе необходимый темп работы.

Для этого, нами предлагается структура последовательных шагов и примерный результат каждого выполненного шага.

Следует быть готовым к любому результату работы и не расстраиваться из-за неудач, ссылаясь на отсутствие вдохновения. Следует помнить, что в живописи 95 % от труда и настойчивости, и только 5 % от вдохновения.

Этапы выполнения учебного этюда

1 шаг:  Подготовка бумаги и красок к работе: краски смачиваются водой; лист протирается влажной губкой, что позволяет избавиться от излишков клея и пыли.

Результат: При такой подготовке материалов краска хорошо набирается на кисть, по бумаге ложиться равномерно и цветовые пятна пластично вливаются одно в другое, без пробелов.

2 шаг: Выполнить на отдельном листе несколько композиционных набросков, позволяющих определить композиционное решение натюрморта: выделить главное существенное в натюрморте посредством его положения в плоскости листа или пропорционального размера относительно второстепенных элементов.

Результат: группа композиционных зарисовок натюрморта (3-4), где решаются пропорциональные массы главного предмета натюрморта и второстепенных элементов: соотношение тональных масс вертикальной плоскости фона и горизонтальной и предметов натюрморта; положение главного предмета в прямоугольном горизонтальном, прямоугольном вертикальном или квадратном формата. Наиболее удачный композиционный набросок переносится на основной формат листа.

3 шаг: Первый красочный слой выполняется средней или широкой кистью.

В первом слое, используя метод заливки (технически заливка выполняется сверху вниз, цвет вливается один в другой, создавая необходимые цветовые переходы). В процессе работы над красочным слоем создается единое цветовое пятно, участки которого решают основные оттенки и цвета составленного натюрморта. В данном слое нет четко выраженных границ предметов и фона, но следует решить большие отношения светлых и темных объектов натюрморта.

Работа обучающегося должна заключаться в том, чтобы направлять кистью движение краски в необходимом направлении, сохраняя конфигурацию, тон и соответствующий оттенок намеченных в рисунке предметов натюрморта.

Результат: лист должен быть заполнен цветом полностью, белыми следует оставить только самые светлые участки или блики. В первом слое цвет предметов следует взять максимально близко к тону наблюдаемых предметов. Тон фона и объектов должны создавать тональный контраст (светлые предметы на темном или наоборот, темные предметы на светлом фоне).

4 шаг:  Следует дать подсохнуть краскам первого слоя. Если начинать работу сразу, не дав слою подсохнуть, красящие смеси второго слоя сольются с оттенками первого и в результате получится или грязная цветная смесь, или второй слой размоет слой нижней краски, изменив ее тональность или цветность.

Результат: Работу можно продолжать, если краска на листе полностью высохла и рука не чувствует ее влажности.

5 шаг:  Выполнение второго живописного слоя. Работа ведется методом лессировки. Если в первом шаге мы не достигли необходимых тональных или цветовых отношений, наблюдаемых в натурной постановке, то в работе над вторым слоем, следует уточнять тональные отношения изображаемых объектов.

В данном случае конфигурация создаваемых цветовых пятен приближена к форме изображаемых объектов или только отдельных их частей (например, теневая часть предметов).

Результат: в этюде уточнена форма и объем изображаемых объектов. Четко просматривается тональный контраст предметов и фона. По технологии каждый написанный слой подсушивается.

6 шаг:  Выполняется средней или тонкой кистью. Данный шаг позволяет уточнить или прорисовать кистью характерные детали изображаемых предметов натюрморта.

В данном шаге мы используем метод лессировки, который позволяет лепить объем предметов чистыми, разведенными только водой красками. В процессе работы уточняется форма предметов, усиливаются или ослабляются рефлексы на глянцевых поверхностях, уточняются или размываются блики, уточняются абрисы предметов. Используется методы лессировки и мазка.

Тонкой кистью прорисовываются мелкие элементы натюрморта (стебли цветов и трав, листочки и травинки, отдельные цветы или лепестки, орнаменты на драпировках и декор на вазах и т.д.). У обучающегося в динамике мазков может проявиться характерный почерк или особенность в восприятии натюрморта

Результат: этюд становится более сложным по рисунку, усиливаются цветовые акценты, моделируется форма отдельных предметов, водятся необходимые детали, которые уравновешивают композицию этюда.

7 шаг:  Последний шаг выполнения этюда. Выполняется широкой кистью и почти не используются многоцветные смеси. Задача этого этапа обобщение: подчинение незначительных, второстепенных элементов постановки главному предмету и общему цветовому впечатлению.

Результат: Появление планов в этюде, выделение главного существенного, подчинение всех изображенных предметов конкретной цветовой гамме (теплой, холодной, серебристой, золотистой и т.д.).

Совместный просмотр работ всегда полезен для выявления результатов практической работы. Поэтому при завершении практической работы следует провести подобный вид анализа. Художник и слушатели выступают в роли сотрудников, соучастников процесса создания творческих работ.

В учебном этюде, при условии внимательного и искреннего отношения к наблюдаемым объектам и явлениям, всегда заключается какая-либо находка, поэтому рядом с несовершенством отдельных частей или некоторой сухостью исполнения такой этюд позднее может служить нам большим подспорьем в дальнейшей работе. В конечном итоге, переходя от этюда к этюду, мы накапливаем живописный опыт в упорном труде.

Подводя итоги практического занятия надо уделить несколько слов требованиям оформления и особенностям сохранения акварельного этюда.

«Работа акварелью требует большой собранности, воли, решительности, напора, выдумки, быстроты, но быстроты взвешенной». Поэтому мы советуем еще раз: учиться, учиться и учится с каждым новым этюдом или картиной. И этот процесс не заканчивается с формированием технических умений, так как мы всегда может ставить новые творческие задачи. Любите акварель и постоянно экспериментируйте с ней. И тогда в столь сложной, но такой воздушной технике вы сможете достигнуть замечательных результатов.


Используемая литература

  1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты.— М.: 1989.
  2. Гаррисон Х. Полный курс: рисунок и живопись. Материалы. Техника. Методы. – М.: Эксмо, 2005. – 265с.
  3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: 2005.
  4. Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.— М.: 1988.
  5. Петров Н.Г. О приемах работы акварелью./ Уроки изобразительного искусства.// Юный художник. - № 3. – 2006. – с.34 – 37.
  6. Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом.—М.: 1982.
  7. Сопин О. Умение видеть./ Уроки изобразительного искусства.// Юный художник - №7 – 2006. - С.34.
  8. Сопин О. О чем говорят краски./ Страничка учителя.// Юный художник. - №10. – 2005. – с.32-33.
  9. Материал и его технологические особенности./ Юному художнику на заметку.//Изобразительное искусство в школе. - №3 – 2006. – с.73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Урок вводный по теме " Мир наших вещей" 6 класс

Конспект вводного урока в 6 классе по теме "Мир наших вещей". Урок выстроен с применением фронтальной, индивидуальной, групповой формой учебной деятельности.  На уроке используется раздаточный ма...

Мастер-класс для родителей и детей "Наше семейное увлечение"

Мастер-класс использовался как одна из форм взаимодействия взрослых и детей на проекте "Моя семья ".Основная цель: повышение интереса к совместному творчеству родителей и детей. Увлечением семьи Тере...

Мастер-класс.Объёмная аппликация. "Открытка для наших любимых"

Работа с салфетками, цветной бумагой, степлером, клеем и ножницами. Формирует умения: действовать по плану, но при этом проявлять фантазию, симметрично вырезывать, составлять компози...

мастер-класс "Чудеса для детей из ненужных вещей"

Изготовление подставки для карандашей из бросового материала, декорированной вышивкой...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Мастер-класс "Умные технологии" Тема "ХИМИЯ в нашем доме. Химия вокруг нас"

В любой профессиональной деятельности, человек соприкасается с веществами. Химия, обладая огромным возможностями, создаёт невиданные ранее материалы, умножает плодородие, облегчает труд человека.Испол...