Конспект урока "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Конпект урока по программе Б.М.Неменского в 3 четверти 5 класса - "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_rasskazyvayut_gerby.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностные цели:

- Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

-Создание эскиза эмблемы класса.        

Образовательная цель:        

 -Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи.

Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; различные формы гербов, лист формата А4, линейка, простой карандаш.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти страницу учебника с содержанием темы урока и сообщает учащимся о том, что ребятам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем.

- Как называется государство, в котором мы живем?

 У России, как и у любого государства есть свои символы.

-Какие символы государства вы знаете?

-А для чего они нужны?

Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

Смотря на страницу учебника, ученики формируют содержание темы урока

-Россия

-Герб, флаг, гимн.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка учебной задачи

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать… о гербе?

- В конце урока вы должны будете….

Ученик ставит перед собой задачу, использует ассоциации:

- Как он создавался, откуда произошли гербы….

- …создать герб.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

«Открытие» обучающимся нового знания

Работа с текстом учебника:

  • Самостоятельное чтение;
  • Вопросы после чтения:

- Когда зародился герб? Для чего? Зачем людям понадобились отличительные знаки?

- Как называется наука, связанная с составлением гербов? Что ты можешь рассказать о языке геральдики?

- Что означает выражение «прочитать герб»?

- Какие геральдические фигуры делят щит?

- Какие негеральдические фигуры встречаются на гербах? Их значение?

- Что значит цвет в гербе? Какие цвета, их значение?

- Из каких элементов состоит герб?

  • Проблемный вопрос:

- Почему герб относиться к декоративно-прикладному искусству?

Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемного вопроса.

-Где можно встретить изображение герба?

-Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов)

-Какие части можно выделить в гербе?

-Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом?

-Давайте сделаем небольшой экскурс в историю и послушаем сообщение о происхождении слова «герб».

Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов.

-Спасибо за сообщение!

-Давайте рассмотрим герб Челябинска.

-Что вы видите на нем? Как это можно прочитать?

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей.

Ученики просматривают слайды презентации

Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона.

Ученик читает сообщение, которое составил дома: 

В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких-либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Формы рыцарских щитов были различными: круглыми, заостренными к низу, овальными, прямоугольными и даже в форме полумесяца. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство».

Просмотр учащимися слайдов с изображением герба Челябинска, обсуждение, ответы на вопросы.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов, профессий, гимназий, напоминая проблемный вопрос:

  • Проблемный вопрос: Почему герб относиться к декоративно-прикладному искусству?

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки

Выполнение движений за учителем

Личностные

Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам создать эмблему класса (кабинета, семьи), которая будет являться отличительным знаком вашего класса. Далее идет обсуждение, какие особенности класса, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз герба класса (кабинета, семьи) в карандаше.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию.

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Дорисовать эскиз герба своей класса (кабинета, семьи)

Личностные

Литература

  1. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  2. Сайт:  Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
  3. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
  4. Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно

стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое

у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора

и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему

тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О чём рассказывают гербы и эмблемы

Урок изобразительного искусства разработан для 5 класса по программе Б.М.Неменского. На уроке учащиеся знакомятся с историей создания гербов и их видами, значением цвета и символов в них, с гербами ра...

Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.

quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....